характеристика недуга и причины возникновения, последствия развития заболевания в раннем возрасте

5.3. Значение возраста в возникновении и развитии болезней

В разные возрастные периоды люди по-разному реагируют на одни и те же воздействия. Каждому возрасту свойственны свои особенности и склонность к развитию определенных заболеваний. В онтогенезе человека (как и других млекопитающих) выделяют два этапа: пренатальный и постнатальный. Постнатальный этап развития, в свою очередь, делится на три периода: 1) период роста, когда формируются характерные для представителей данного вида морфологические и функциональные системы; 2) период зрелости, который характеризуется завершившимся формированием морфологических и функциональных систем; 3) период старости, при котором происходит постепенное ослабление всех физиологических функций и затухание жизненного процесса.

5.3.1. Возраст и болезни

Ранний детский возраст характеризуется пониженной реактивностью и резистентностью (см. главу 6), что обусловлено незаконченным развитием нервной, эндокринной и иммунной систем, незрелостью ферментных систем, несовершенством внешних и внутренних барьеров.

У новорожденного развитие корковых центров еще не закончено, возбудимость клеток коры низкая; регуляция метаболизма и функций организма осуществляется в основном подкорковыми центрами. Имеются слабость процессов внутреннего торможения и недостаточная способность к дифференцировке поступающих в ЦНС сигналов. Поэтому на воздействие различных безусловных раздражителей ребенок отвечает генерализованной реакцией. Болевая чувствительность у детей первого года жизни выражена слабо, что может затруднить своевременную постановку правильного диагноза при заболеваниях внутренних органов.

Дети первого года жизни, особенно новорожденные, характеризуются недостаточным проявлением защитно-приспособительных и компенсаторных реакций. Из-за незаконченного формирования механизмов теплорегуляции у детей раннего возраста легко возникают состояния перегревания и переохлаждения. Недостаточность аппарата регуляции водно-солевого обмена является причиной

частого развития состояний гипергидратации или обезвоживания (эксикоза) при нарушениях пищеварения, при гипервентиляционном синдроме и других заболеваниях.

Новорожденные тяжелее, чем взрослые, переносят кровопотерю. Вместе с тем дети первого года жизни проявляют большую устойчивость к гипоксии и не реагируют на нее учащением дыхания и пульса. Полностью эти реакции формируются к 6-7-му годам жизни.

Особенностью течения инфекционных заболеваний у детей является их недостаточная способность реагировать специфическими изменениями на действие возбудителя и как следствие этого имеют место стертость и искажение некоторых характерных симптомов, что может создать трудности для диагностики. Характерна также склонность к генерализованным реакциям и развитию осложнений, что связано с недостаточным проявлением защитных механизмов (незавершенность фагоцитоза, пониженное обезвреживание микробных токсинов, слабое развитие тканевых барьеров). Регионарные лимфатические узлы у ребенка начинают функционировать как тканевой барьер только после третьего месяца жизни. До этого срока микробы свободно проникают во внутреннюю среду организма. Вместе с тем в этом периоде жизни понижена чувствительность к возбудителям ряда инфекций (скарлатина, дифтерия, корь, краснуха, брюшной тиф) в связи с наличием пассивного иммунитета, обусловленного поступлением антител из организма матери через плаценту и с молоком при грудном вскармливании. Большую опасность для детей раннего возраста представляет гнойная инфекция, в особенности стафилококковая, а также вирусные инфекции, которые являются одной из частых причин заболевания пневмонией у детей.

Уровень иммуноглобулинов в крови новорожденного соответствует таковому у матери. Спустя 0,5-1 год после рождения восприимчивость к инфекционным заболеваниям повышается вследствие исчезновения из крови ребенка материнских антител. В то же время появляется способность к образованию собственных антител и к развитию аллергических реакций, которые в период новорожденности не выражены. Но в целом объем антителообразования в течение первого года жизни недостаточный.

Одним из частых заболеваний у детей раннего возраста является пневмония. Ее развитию способствует недостаточное расправление легких при вдохе вследствие слабой экскурсии грудной

клетки, ригидности стромы легких, частого образования ателектазов (т.е. спадения альвеол). Пневмония в большинстве случаев является интерстициальной и имеет генерализованный характер. Развитие пневмонии у новорожденных не сопровождается появлением выраженной одышки, что объясняется слабой возбудимостью дыхательного центра. Слабо выражен кашлевой рефлекс. К концу первого года жизни основные функции ребенка еще не устойчивы. Отсутствуют способность к ограничению патологического процесса, например воспаления, в пределах первично пораженного участка ткани, сохраняется склонность к диффузным реакциям и развитию сепсиса. Центральная нервная система ребенка легко истощаема.

В возрасте от одного года до 6-7 лет у детей постепенно совершенствуются все функции организма, ослабляется склонность к генерализованным реакциям при действии патогенных факторов, учащается заболеваемость детскими инфекциями, усиливаются проявления аллергии.

В период полового созревания (пубертатный период) может наблюдаться чрезмерная неустойчивость вегетативной нервной системы, психики и поведения. Возможны нарушения функции сердечно-сосудистой (ювенильная гипертония, акроцианоз) системы. В этом возрасте отмечается также повышенная частота развития туберкулеза и сахарного диабета. Может отклоняться от нормы процесс полового развития – он может быть ускорен или, напротив, замедлен.

По мере роста организма происходит развитие и совершенствование тканевых барьеров и иммунной системы, совершенствуется нервно-эндокринная регуляция. Поэтому у людей зрелого возраста реактивность и резистентность наиболее выражены. Отчетливо проявляются характерные особенности того или другого заболевания и различных патологических процессов. То же можно сказать в отношении развития защитно-приспособительных и компенсаторных реакций, что способствует благоприятному исходу болезни.

При продвижении от зрелого к пожилому и старческому возрасту снова происходит снижение реактивности и резистентности организма. У стариков уменьшается способность адаптироваться к воздействию изменяющихся физиологических и патогенных факторов внешней среды вследствие снижения метаболизма и функциональных резервов различных органов. Происходит угнетение

иммунологической реактивности. Снижается противоинфекционный иммунитет. Особенно часто наблюдается развитие заболеваний, вызываемых вирусами, гноеродными микроорганизмами, что связано не только с недостаточным образованием антител, но и с ослаблением активности фагоцитов и повышением проницаемости тканевых барьеров. Снижается противоопухолевая резистентность. Частому развитию злокачественных опухолей в пожилом и старческом возрасте способствуют не только ослабление иммунного надзора, но и накопление с возрастом соматических мутаций, с которыми связывают опухолевую трансформацию клеток. Возрастает частота сердечно-сосудистой патологии вследствие развития атеросклероза и разбалансированности в системе регуляции сосудистого тонуса. Повышается заболеваемость сахарным диабетом (диабет пожилых), деменцией; учащаются переломы костей в связи с развитием остеопороза.

Многие заболевания в этом возрасте имеют хроническое течение и нередко характеризуются недостаточно четкими проявлениями вследствие пониженной реактивности.

Таким образом, возрастная реактивность имеет существенное значение и должна обязательно учитываться при проведении профилактики, постановке диагноза и лечении пациентов любого возраста.

Что делать при первых признаках сахарного диабета у детей: лечение и профилактика

Сахарный диабет является эндокринным заболеванием, которое часто диагностируется у подростков и детей. Недуг развивается на фоне недостатка инсулина в организме. В результате этого наблюдается нарушение обмена жиров и углеводов. Такое заболевание может возникнуть в любом возрасте, но зачастую его диагностируют у детей дошкольного возраста. Чтобы предотвратить возникновение осложнений, каждый родитель должен знать, как можно больше информации о недуге. Итак, какие основные признаки сахарного диабета у детей известны медицины, и что с этим можно сделать.

Диабет у детей

При нормальных условиях определенный отдел поджелудочной железы вырабатывает особый гормон – инсулин. Он принимает участие в обменных процессах в различных тканях. Основной задачей вещества является регулирование уровня глюкозы в крови, путем ее понижения. Что же касается самого сахара, то он образуется в результате употребления продуктов, которые содержат углеводы.

Согласно монографии, если инсулин будет вырабатываться в недостаточном количестве, то это приведет к различным нарушениям. Так, повышение сахара в крови приводит к проблемам с работой кровеносной и нервной системы, а также некоторых органов. Если своевременно не оказать надлежащую помощь, то патология развивается, и у пациента диагностируют кетоацидоз или гиперосомолярную кому. В некоторых случаях такие заболевания приводят к летальному исходу.

Детский диабет имеет некоторые особенности, которые должен знать каждый родитель:

  • основной причиной возникновения диабета у ребенка является перенесенное инфекционного заболевания, в то время как у взрослых людей – это ожирение;
  • наследственная форма недуга проявляется в раннем возрасте (непосредственно после рождения или через несколько лет);
  • дети склонны к прогрессированию патологии и тяжелым формам. Ситуация стабилизируется после полового созревания;
  • в детстве возможно развитие латентного диабета, при котором признаки заболевания отсутствуют.

Отличается детский диабет и осложнениями. Так, при развитии заболевания происходит торможение в развитии, а также нарушение работы некоторых органов и систем. Часто под удар попадает половая система. Если маленький пациент имеет слабые легкие, то есть высокая вероятность возникновение туберкулеза.

Важно! Обладая такой информация, родители смогут своевременно обнаружить проблему и обратиться за квалифицированной помощью.

Классификация

При диагностировании патологии часто используют традиционную классификацию. Согласно ней, существует такие типы диабета:

  1. Первый тип. Такой вид чаще всего наблюдается у юношей. Основной причиной является выработка инсулина в недостаточном количестве. Таким образом, сахар плохо выводится с крови. Такой тип называют инсулинозависимым.
  2. Второй тип. В таких случаях организм не воспринимает инсулин, что снижает его эффективность и не дает функционировать в полном объеме. В медицине патология известна, как инсулиннезависимый диабет.
  3. Третий тип. К нему относят другие виды диабета, которые развиваются в результате генетического дефекта инсулина и заболеваний поджелудочной, а также нарушений эндокринной системы.

Помимо этого диабет классифицируется по тяжести течения, по степени компенсации углеводного обмена и осложнений. Вся эта информация используется при диагностировании и дает возможность более точно установить состояние больного.

Причины

На сегодняшний день этиология заболевания еще полностью не изучена. До сих пор идут споры в отношении недуга. Но, все же, существует перечень причин, которые приводят к его возникновению:

  • дефект поджелудочной железы, приобретенный в процессе жизнедеятельности или при рождении;
  • вирусные патологии на запущенной стадии, такие как ветряная оспа, герпес, гепатит и другие;
  • поражение токсинами печени и железы;
  • частые стрессовые ситуации;
  • патология поджелудочной;
  • несбалансированное и вредное питание;
  • половое созревание;
  • заболевания эндокринной системы;
  • употребление гормональных препаратов.

Существуют факторы риска, от которых родители не смогут уберечь своего ребенка. Для начала это касается врожденной дисфункции железы. Конечно, существуют причины, которые нужно держать под пристальным контролем. Соблюдение профилактических мер позволит снизить риск возникновения недуг.

если все усилия были напрасны и недуг все-таки настиг малыша, то нужно не затягивать и немедленно бежать в больницу. Своевременно проведенная диагностика и назначение эффективного лечения позволит снизить вероятность возникновения осложнений при течении патологического процесса.

Симптомы

Сахарный диабет зачастую сопровождается ярко выраженной симптоматикой, которая нарастает на протяжении недели. Если у ребенка возникли первые признаки, то нужно незамедлительно направиться в лечебное заведение. Только опытный доктор сможет провести диагностику и назначить соответствующее лечение.

Если же говорить о признаках, то здесь выделяют:

  1. Сильная жажда. В результате высокого уровня сахара организм для его разбавления начинает извлекать жидкость из клеток. На фоне этого у ребенка возникает сильное и частое желание пить.
  2. Частые позывы к мочеиспусканию. После восполнения жидкости вода начинает выходить через мочеиспускательные каналы. Таким образом, ребенок часто выказывает желание сходить в туалет. Родителей должно насторожить то, что у ребенка возникло недержание и мочевыделение во время сна. Мочиться за день он может до 10 раз и более.
  3. Резкое сокращение массы тела. Из-за недостатка энергии организм начинает сжигать жировые и мышечные ткани. Вследствие этого ребенок начинает худеть и теряет в весе. Если его вес не соответствует возрастным нормам, то стоит обратиться к доктору.
  4. Частая усталость. При патологии у малыша наблюдается общая вялость и сонливость. Это связано с тем, что организм не получает достаточное количество энергии.
  5. Частый голод (полифагия). При диабете пища не усваивается полностью. Поэтому ребенок часто мучает чувство голода. Он часто есть и в больших количествах. Конечно, в некоторых случаях возможно отсутствие аппетита, что приводи к снижению веса.
  6. Учащенный пульс. Этиопатогенез очень просто объясняется. Нужно понимать, что показатель, зависимый от состава крови легко проявляется.

Помимо этого у пациентов с таким диагнозом часто наблюдаются грибковые инфекции. Отсутствие или неэффективное лечение приводит к различным осложнениям. Не редкостью является возникновение кетоацидоза. Довольно часто патология диагностируется уже на этапе диабетической комы.

Осложнения

Опасность диабета заключается в том, что в результате его развития возникают осложнения, которые оказывают негативное воздействие на организм:

  1. Гипогликемия. Недуг развивается на основе резкого изменения уровня глюкозы. Помимо этого клиническая картина усложняется стрессовыми ситуациями, физическими нагрузками и несоблюдением правил питания. При обострении у пациента наблюдается общая слабость, сильная потливость, головные боли и дрожь в ногах и руках.
  2. Кетоацидоз. Диабетический кетоацидоз является сложным последствием развития диабета. В результате образования большого количества кетоновых тел у ребенка возникают различные симптомы в виде сонливости, слабости, снижения аппетита, рвоты и других. Характерным проявлением считается наличие запаха ацетона изо рта.

Редко при запущенной патологии у маленьких пациентов возникает молочнокислая или гиперосмолярная кома. Помимо этого возможно развитие нейропатии, катаракты, ретинопатии, атеросклероза и других осложнений, которые значительно снижают качество жизни. Повышенный сахар может дебютировать и значительно ухудшать самочувствие пациента. В этот опасный период важно вовремя выявлять осложнения.

Диагностика

После поступления в клинику дошкольник проходит комплексное обследование, которое включается в себя следующие мероприятия:

  1. Визуальный осмотр доктором. Специалист внимательно осматривает пациента для установления характерных для диабета симптомов. На теле могут появляться большое количество поражений. Патогенез может выглядеть по-разному. Доктор должен правильно отличать распознаваемый диабет от других заболеваний. Также важно установить происхождение таких симптомов.
  2. Опрос родителей. Врач не упускает из внимания наблюдения родителей. Особенно это касается маленьких пациентов, которые еще не могут говорить о своих жалобах. Важно узнавать причину появления недуга. Характеристика родителей позволит более точно дать определение недугу.
  3. Ультразвуковое исследование (УЗИ) брюшной полости. С помощью такого метода устанавливается состояние поджелудочной.
  4. Обследование у других специалистов, что позволит установить наличие осложнений, которые часто возникают при недуге.

Также не стоит забывать об лабораторных анализах крови и мочи. С их помощью устанавливает уровень сахара, а также наличие кетоновых тел. Не исключением является применение специальных экспресс тестов. Проверять таким методом нужно очень тщательно. В некоторых случаях проводится несколько процедур. Если сахар поднялся высоко, то тесты могут проявлять это в короткий срок. Все это дает возможность поставить этиологический диагноз.

Лечение

Курс лечения напрямую зависит от поставленного диагноза, за выявление которого отвечает врач. Если речь идет о диабете первого типа, то здесь диабетология бессильна и вылечивать его не возможно. Уровень инсулина придется поддерживать до конца жизни. Памятка, делать это нужно ежедневно. Эта тема очень важна для врачей. Они знают, как распознавать недуг, но не как его излечивать. Поэтому дети, которые попадают в группу риска, должны внимательно следить за свои здоровьем.

Но, все же, для борьбы с недугом используют такие методы:

  • Инсулинотерапия. Основной метод лечения или торможения развития диабета. Неотложный курс проводится при назначении врача. Суть терапии заключается в ведении в организм недостающего количества инсулина. Повышать его нужно осторожно. Дозировку и курс лечения определяет врач, опираясь на состояние пациента и результаты проведенного обследования. Также проводится подбор препарата. В зависимости от продолжительности действия инсулин бывает короткого, среднего и длительного действия. В последнем случае инсулин способен подниматься и сохраняться до 36 часов. При проведении укола необходимо следовать определенным условиям. Так, инсулин вводится специальным одним шприцом не спеша. Его температура должна соответствовать температуре тела пациента. Это основные правила предотвращения осложнений.

Важно! Редко гормональный препарат вызывает аллергическую реакцию в виде сыпи и покраснений на коже. В таком случае нужно обратиться к доктору, который проведет замену лекарства.

  • Медикаментозная терапия. Помимо инсулинотерапии диабетикам первого типа подбирают пероральные противодиабетические лекарственные препараты. В отдельных случаях врач настаивает на проведение укрепляющей терапии, которая позволит улучшить состояние организма. Увеличение симптоматической картины также устраняется соответствующими препаратами.
  • Физиотерапия. В нее входят различные методики, такие как магнитотерапия, электрофорез, капилляротерапия и другие. С помощью таких процедур улучшается самочувствие и повышается качество жизни подростка.

Важно! Сегодня широко используют современные методы лечения. Так, побеждать недуг можно с помощью стволовой клетки.

Важной составляющей комплексного лечения является диета. Она направлена на то, чтобы нормализовать физическое развитие ребенка, независимо от недуга. Как показывает практика, при таком питании сахара не будет резко увеличиваться. Разработка диеты возлагается на специалистов. Специфика питания зависит от особенностей недуга. Во время этого пациент должен придерживаться таких правил:

  • исключить из рациона сахар (конфеты, мороженое, сладкий чай) и продукты, которые содержат большое количество кристаллических углеводов;
  • ограничить потребление круп, мучных изделий и хлеба, а также жиров;
  • сбалансировать питание так, чтобы углеводов по сравнению с жирами и белками было в 4 раза больше;
  • кормить часто (6 раз в сутки) небольшими порциями;
  • включить в питание небольшое количество фруктозы (фрукты, ягоды, мед).

Для облегчения общего состояния также широко используют средства народной медицины. Высокой эффективностью обладают различные отвары, настои и фитосборы, которые можно приготовить в домашних условиях.

Прогноз и профилактика

При правильно проведенном лечении и соблюдении рекомендаций медицинского работника ребенок продолжает нормально развиваться и ведет обычный образ жизни. Летальный исход наступает редко после комы или в результате запущенной патологии. Что касается диабета 1 типа, то он не вылечивается.

Конечно, недуг лучше предотвратить, чем потом заниматься лечением. Каждый родитель должен знать основные профилактические меры, направленные на предупреждение патологии:

  • периодически проходить осмотр у врача, если в семье есть диабетики;
  • укреплять иммунитет;
  • избегать стрессовых ситуаций;
  • правильно питаться;
  • с осторожностью принимать гормональные препараты и таблетки;
  • заниматься спортом и следить за физическим здоровьем.

Диабет у младенцев – не приговор. Правильное лечение и соблюдение вышеуказанных правил позволит предотвратить дальнейшее развитие недуга и вернет ребенка к полноценной жизни. Главное своевременно диагностировать заболевание и предпринять все соответствующие меры.

10 причин возникновения отклонений в развитии ребенка

Очень важно за несколько месяцев до зачатия и во время беременности вести здоровый образ жизни, чтобы обеспечить нормальный рост и развитие плода. На умственную отсталость ребенка могут влиять как внутренние, так и внешние негативные факторы. Далее более подробно рассмотрим основные причины возникновения отклонений в развитии ребенка.

Причины возникновения отклонений в развитии ребенка

1. Органические нарушения. Сюда может относиться наследственная предрасположенность или патогенное влияние внешних факторов на нервную систему. В конечном итоге наблюдаются биохимические или структурные воспалительные процессы в нервной системе.

2. Функциональные нарушения. Сюда относится негативное влияние на работу центральной нервной системы. Чрезмерная возбудимость и эмоциональность, активный образ жизни, частые стрессы и конфликты негативно влияют на психику ребенка.

3. Наследственность. Если в семье кто-то имел психические заболевания, то они могут передаваться будущему поколению. Кроме того, сюда также относятся генетические нарушения, которые могут вызвать такие заболевания, как синдром Дауна, олигофрения, слепота или глухота.

4. Вредные привычки во время беременности также негативно влияют на развитие плода. К ним относятся алкоголь, табак и наркотики. Вредные привычки приводят к неправильному формированию мозга, что в будущем способствует формированию психических нарушений у ребенка.

5. Инфекционные заболевания во время беременности, например, краснуха или токсоплазмоз. Любые заболевания могут негативно повлиять на умственную деятельность плода.

6. Прием медикаментозных препаратов во время беременности, которые обладают способностью через кровообращение проникать в организм плода.

7. Несовпадение резус-фактора матери и ребенка. В этом случае организм женщины воспринимает плод как инородное тело.

8. Травмы ребенка во время родов. Это может быть механическое повреждение, остановка дыхания или сердцебиения во время прохождения по родовым путям.

9. Перенос инфекционных заболеваний на первом году жизни. Сюда относится энцефалит, менингит, полиомиелит или черепно-мозговые травмы.

10. Неблагоприятные условия проживания также негативно влияют на психическое развитие ребенка. Это могут быть проблемы в семье, детском саду, школе или со сверстниками.

Источники:

http://bezdiabet.ru/simptomyi/2433-priznakah-saharnogo-diabeta-u-detey.html

http://10prichin.ru/meditsina/10-prichin-vozniknoveniya-otklonenij-v-razvitii-rebenka

http://pozdravok.ru/scenarii/konkursy/den-rozhdeniya/doma/

Ссылка на основную публикацию