как проводить занятия и описание игр с ребенком

Развивающие занятия с детьми – как сделать их эффективными

Развивающие занятия с детьми можно условно разделить на две группы — вне дома и «домашние». Вне дома это занятия со специалистом. Они регламентированы и четко выстроены по времени.

Содержание

  • Время на занятиях с детьми: показатель, на который стоит обращать внимание
  • От чего зависит время выполнения задания
  • Эмоции как один из основных компонентов на занятиях
  • Как организовать занятия дома – 5 хитростей логопеда
  • Главный принцип в развивающих занятиях с детьми

Время на занятиях с детьми: показатель, на который стоит обращать внимание

Развивающие занятия с детьми можно условно разделить на две группы — вне дома и «домашние». Вне дома это занятия со специалистом. Они регламентированы и четко выстроены по времени.

Занятия дома, как правило имеют не столь жесткую структуру, и по времени имеют меньше ограничений, поскольку ребенок и родители находятся на своей территории.

Так как каждое занятие регламентировано, пускай в большей или меньшей степени, вопрос о времени необходимо рассматривать в любом случае. И его необходимо строить в соответствии с тем, сколько минут тратится на то или иное упражнение.

Этот показатель тесно связан с контактом и понимаем речи. От того, насколько ребенку интересно и насколько хорошо он понимает поставленные перед ним задачи, зависит продолжительность и эффективность занятия.

Эффективность развивающих занятий с детьми дома, на мой взгляд может не уступать занятиям со специалистом. Важно, чтобы эти занятия были интересны ребенку и были комфортны родителям, которые с ним занимаются. Поскольку на результат занятия, на его качество, влияет эмоциональное состояние обоих сторон.

Пример очень простой – ребенок хочет играть и тянет маму или папу в комнату, а родители только пришли с работы, совершенно опустошенные и без сил… Очевидно игры в такой ситуации не получится, а уж про занятия, где порой приходиться прилагать усилия, и говорить не стоит.

Есть способы создать условия для всех участников, при которых время занятий и их продуктивность увеличивается, об этом и будет наша сегодняшняя статья.

От чего зависит время выполнения задания

На каждое занятие необходимо составить план, можно самостоятельно, но лучше при поддержке специалистов. План включает в себя:

  • перечень заданий, их очередность, так как иногда важно чередовать легкие и сложные задания внутри занятия, а заканчивать предпочтительней легким и приятным для ребенка;
  • перечень методических материалов, как профессиональных, так и домашних самоделок;
  • планируемый хронометраж;
  • систему фиксации изменений и успехов ребенка, поскольку важно подмечать даже маленькие успехи ребенка в выполнении заданий. Особенно те, что являлись для вас неожиданностью, поскольку они могут дать материал для серьезной корректировки занятий.

Для фиксации изменений можно завести отдельный дневник, в котором сразу после занятия записывать интересные и неожиданные результаты – новые слова, новые действия, новые освоенные навыки, неожиданные поступки и т.п.

Каждый вопрос на занятии, поставленный ребенку, предполагает, что необходимо подобрать правильный ответ. Исходя из уже имеющегося у него опыта и умения строить логические цепочки. Если вопрос слишком сложный для ребенка, то на поиск ответа уйдет намного больше времени, чем запланировано.

Чтобы выполнение одного задания длилось не больше, чем это предполагается планом, необходимо понятно его объяснить и донести до ребенка в той форме, которая будет для него наиболее интересной.

Важно, чтобы малыш хотел заниматься и прикладывал к этому усилия. Об этом более подробно описано в статье «Как заниматься с ребенком с задержкой речевого развития дома, если он не говорит совсем». Например, можно использовать наводящие вопросы – это позволит за небольшой промежуток времени переключиться с одной темы на другую.

Развивающие занятия с детьми следует начинать с общения, чтобы установить контакт. Как это сделать подробно описано в статье «Как наладить контакт с ребенком — несколько идей из методики floоrtime».

Затраченное на это время пойдет на пользу, так как ребенок будет чувствовать себя комфортно и старательнее будет выполнять все задания. Лучше преодолеть все сложности с общением в начале, чтобы не сталкиваться с ними постоянно – это позволит сэкономить время и успеть сделать больше.

Начинать занятие следует сразу, не стоит оттягивать время. Начать можно с приветствия и нескольких вопросов, которые помогут установить контакт. После этого нужно перейти непосредственно к занятию, которое должно быть структурированным, а на каждую форму упражнений следует выделить фиксированный промежуток времени.

Также очень важно удерживать внимание ребенка на протяжении всего занятия. В младшем дошкольном возрасте оптимальная длительность занятия составляет не более 15-20 минут, в более старшем возрасте – 30-45 минут.

Но для занятий с особыми детьми дома, длительность устанавливается индивидуально исходя из возможностей ребенка. Например, одни родители дома занимаются с ребенком по 5-10 минут, и так несколько раз за вечер. Ребенок не успевает утомиться и спокойно, заинтересованно участвует в таких занятиях.

Эмоции как один из основных компонентов на занятиях

На протяжении всего занятия ребенок испытывает определенные эмоции. В начале занятия малыш находится в определенном эмоциональном состоянии, которое зависит от многих факторов.

На это влияет настроение ребенка, его самочувствие и отношение к занятию, которое предстоит в ближайшее время. Поэтому необходимо настроить ребенка на продуктивную работу, вызвав у него при этом положительные эмоции.

Радость и удовольствие для эффективного взаимодействия с ребенком

Когда малыш испытывает радость, то все, что происходит вокруг него, воспринимается с позитивом. Ему захочется делать задания и упражнения, он будет хотеть стараться, и совершенствовать свои умения.

Кроме того, он будет получать удовольствие от процесса, а само по себе наличие радости является хорошим фундаментом для концентрации внимания. Детям, которые испытывают только хорошие эмоции, не придется по несколько раз объяснять одно и тоже, они быстрее воспринимают информацию.

Возможна также работа без эмоций, в нейтральном тоне, когда на занятиях все происходит как обычно. При этом задания могут быть не монотонными, а разнообразными. Хорошо ли это?

Такая форма работы имеет место быть, но у нее есть один существенный недостаток: работа без эмоций является скучной. От нее сложно получать удовольствие, а концентрация внимания рано или поздно будет потеряна.

Отрицательные эмоции – хорошо или плохо?

Утверждения о том, что только положительные эмоции могут способствовать продуктивной работе, являются ошибочными, так как в зависимости от ситуации возможен и другой вариант.

Ребенок может испытывать чувство стыда за то, что он не оправдает ожидания своих родителей, что он не сможет показать свои умения, это способствует его упорной работе над собой.

Также может быть чувство страха, что у него ничего не получится. Это происходит в том случае, когда он уже осознает свою проблему и осознанно хочет с ней бороться. В дошкольном и школьном возрасте появлению комплексов способствует окружение ребенка, а особенно – его ровесники, которые могут делать акцент на этом.

Однако использовать отрицательные эмоции нужно с большой осторожностью. Они уместны далеко не во всех ситуациях, так как из-за собственных страхов ребенок может закрываться и бояться делать попытки произнести те или иные звуки.

Конечно, если ребенок на занятии плачет или кричит во время выполнения задания, это означает что, либо задача для него слишком сложная. Либо уже не интересно, и ему просто надоело делать одно и то же. Либо он устал от выполнения заданий в целом, наступило утомление и нужен перерыв либо смена занятий.

Если ребенок испытывает положительные эмоции, занятие становится интересным для него, оно его привлекает. В таком случае увеличивается вероятность того, что ребенок будет сконцентрирован на поставленных перед ним задачах от начала и до конца.

Как организовать занятия дома – 5 хитростей логопеда.

Занятий со специалистом не достаточно для получения быстрого эффекта, поскольку сложно ездить каждый день, да и не у всех есть такая возможность. Поэтому родители предпочитают дополнительно проводить развивающие занятия с детьми дома. Обратная сторона этого процесса – ребенок не всегда слушается родителей также хорошо, как специалиста.

Несколько простых приемов позволят вам, сделать дома развивающие занятия с детьми интересными и веселыми.

1.) Меняйте среду. Если ребенок не хочет заниматься, можно попробовать перенести занятия в другую форму, в другом месте. Занимались за столом – перейдите на пол. Занимались на полу, попробуйте выйти во двор, на скамейку.

2.) Меняйте предмет занятий. Вместо письма, можно попробовать водить тонкой палочкой по манке или царапать узор на тесте для лепки. Считали пластиковые палочки – начинайте считать и есть орехи или кусочки фруктов.

3.) Добавляйте новые элементы в привычные игры. Придумывайте сами, фантазируйте. Например, нужно для развития артикуляции дуть в трубочку в кружку с мыльной водой и надувать пузыри. Иногда и это становится скучным.

А если немного поэкспериментировать, то можно подкрасить воду, можно из пены построить замок, можно посоревноваться, выдувать и складывать пену вдвоем – кто быстрее сделает большую горку и т.п.

4.) Комбинируйте. Если нужно развивать навык повторения слов или звуков, добавьте в это немного игры. Можно строить дом, на каждое слово по очереди ставить кубик в стену. Или строить башню – у кого выше, и у кого не упала.

5.) Изучайте любимое. Нужно научиться читать – учитесь читать имена любимых героев или названия мультфильмов. Комиксы с любимыми супер героями – высокий мотиватор для чтения мальчиков.

Одна мама распечатала названия мультиков и картинки с их героями на листе бумаги, получилось цветное “мультяшное меню”. Теперь малыш сам печатает с листа “мультяшного меню” названия мультика в поисковике, если хочет посмотреть его в сети, попутно запоминая буквы.

Главный принцип домашних занятий

Главное в домашних занятиях — это получать удовольствие.Надо встроить формальное действие (упражнение или задачу) в игровую «обертку». Снаружи все «сладкое», внутри все скучное.

Ребенок все равно не будет делать, то, что скучно, как бы его не заставляли. И все равно будет делать то, что весело — отвлекаться, играть, баловаться, как бы ему не запрещали. Так давайте направим его энергию, в нужное нам, и полезное ему русло.

Больше идей для игр и занятий всегда можно найти в нашей группе ВК или ФБ.

Выше я писал о планах развивающих занятий с детьми. План можно оформить в виде краткого недельного расписания, и повесить его на холодильник либо в коридоре, чтобы не забыть самому. Либо рядом с местом занятий, либо с местом, где хранятся учебные материалы.

Можно активней привлекать к процессу занятий папу. Например, выбрать с ним из списка несколько игр, которые и ему по душе. Сделать отдельный список игр для папы.

Игра с папой сама по себе праздник для ребенка, а если они станут хорошей семейной традицией. То и учебные задания в рамках традиций выполнять легче.

Материал для развивающих занятий лучше хранить отдельно, в коробке, либо ящике. Чтобы в любой момент можно легко и быстро все приготовить, не тратя время на поиски. Для папы можно сделать отдельный ящик или коробочку. И положить их рядом с папиным списком игр.

Можно в занятиях активно пользоваться современными устройствами – телефоном, планшетом, смартфоном и т.п. Можно записывать видео вместе с ребенком, делать фотографии.

Или научить его самого снимать ролики, потом вместе смотреть их. Он будет слышать свой голос, свою речь, развивать свой фонематический слух и стараться говорить лучше.

Купить вебинар «Секреты развития речи от логопеда-дефектолога». Вебинар о том, как вызвать появление первых звуков и слов у ребенка, как улучшить качество речи. Какие основные причины трудностей развития речи у детей и когда необходима помощь специалистов. Как родителям и специалистам быстрее преодолеть сложности с развитием речи у ребенка.

Заключение

Развитие речи – процесс ни одного или нескольких дней, и даже ни нескольких месяцев. Быстрых результатов ждать чаще всего не приходится. Раз уж так сложилась ситуация, что вы самостоятельно занимаетесь развитием речи своего ребенка. То настройтесь на длительную и системную работу.

Даже если вам кажется, что процесс остановился, и нет продвижения вперед. Просто радуйтесь времени, проведенному вместе с вашим ребенком. При регулярной и планомерной работе внутренние процессы все равно идут своим чередом.

В чем вы точно можете быть уверенны – все ваши достижения останутся с вами. Поскольку они результат длительных и серьезных усилий с вашей стороны. Это как подыматься в гору – даже если вы продвинулись лишь на 1 сантиметр вверх.

Вы уже прошли этот сантиметр, и путь наверх стал чуть-чуть меньше. Правильно организованные, регулярные развивающие занятия с детьми — лучшее средство для развития речи.

В заключение приглашаю вас принять участие в работе on-line школы развития «Круг общения».

Вы научитесь самостоятельно профессионально заниматься со своим ребенком. При поддержке специалистов школы разработаете индивидуальную программу, получите сопровождение на все время обучения. Сами выберете удобный для вас формат общения – по скайпу или через любой из мессенджеров. Все видеозаписи консультаций останутся у вас навсегда. Присоединяйтесь к onlineшколе по ссылке.

7 секретов как организовать регулярные занятия с ребенком

[Cтатья была написана для сайта «Клуб бизнес мам» в 2013 году].

Многих мам мучают эти вопросы:

  • Достаточно ли я занимаюсь со своим ребенком?
  • Хватает ли ему «пищи для ума»?
  • Не упускаю ли я чего-то важного?
  • Не переборщила ли я с «развивалками»? Может, дать ему просто поиграть?

С подобными мыслями и я не раз засыпала по ночам, иногда подскакивая, чтобы записать очередную идею. Особенно часто — в первый год жизни моей дочки.

Для начала составила для себя список основных сфер, в которых мамы стремятся развивать своих детей. Он пригодится нам для выстраивания своей системы занятий.

  • Физическое развитие.
  • Мелкая моторика.
  • Развитие речи.
  • Интеллектуальное развитие.
  • Логика и математическое мышление.
  • Творчество.
  • Музыкальное развитие.
  • Эстетическое развитие.
  • Знакомство с окружающим миром.
  • Развитие эмоциональной сферы.
  • Развитие социальных и коммуникационных навыков.
  • Гуманитарный цикл (история, география).

Просмотрев много литературы и материалов в интернете, я выделила несколько подходов, как сделать занятия с ребенком регулярными. Они расположены по мере возрастания маминой активности.

  1. Занятия в школах развития и детских клубах.
  2. Следование авторской методике.
  3. Чек-лист, дневник.
  4. Карточки-подсказки.
  5. Блочное планирование.
  6. Планирование по дням недели.
  7. Тематические недельки.

Поговорим о каждом из приемов подробнее, выделяя их сильные и слабые стороны, чтобы вы могли выбрать то, что более всего походит вам и вашему ребенку.

1. Занятия в школах развития и детских клубах

После того, как ребенку исполнилось 1-1,5 года, он может посещать специальные клубы для развития детей. Занятия проводятся обычно 1-2 раза в неделю. Многие мои знакомые, которые водят детей в подобные школы, отмечают прогресс в развитии, появление новых навыков у детей. Обычно занятия комплексные: тут вам и развитие речи, и творчество, пальчиковые и подвижные игры… Огромный плюс подобного подхода – в том, что от мамы требуется только вовремя приводить ребенка на занятие, остальное берут на себя опытные педагоги. Однако вы не можете повлиять на программу (разве что сменив школу), да и заниматься дома с ребенком все равно нужно. К тому же это удовольствие стоит денег.

Для детей постарше существуют профильные кружки и студии, их посещение однозначно пойдет на пользу, если приносит удовольствие ребенку. Я из всех специальных учреждений для детей выбрала бассейн, а развитием мы занимаемся дома сами.

2. Следование авторской методике

Существует множество методик раннего развития, авторы которых дают четкие указания, как и сколько нужно заниматься. Например, известные всем карточки Домана предлагается показывать по 5 комплектов в 3 подхода. Итого – 15 микрозанятий в день. Вы можете выбрать авторскую методику и просто следовать ей. Не нужно ничего выдумывать, главный вопрос – где раздобыть материалы для занятий. Все пособия к популярным методикам продаются в магазинах, многие можно найти в интернете или сделать самостоятельно (я как раз веду блог о самодельных «развивалках»). К минусам можно отнести порой довольно строгие требования авторов. На примере Домана: 15 показов – это все же довольно много, вы ведь не только карточками развлекаете малыша. Каждая методика затрагивает обычно 1-2 сферы развития ребенка. Например, интеллектуальное, физическое. Комплексных программ практически нет. Поэтому, следуя одной методике и больше ничего не успевая, мама упускает другие важные направления. К примеру, эмоциональное развитие, творчество и так далее.

3. Чек-лист или дневник-анкета

Суть подхода – вы каждый день отмечаете все важные занятия с ребенком. Как это организовать? Сначала выписываем все занятия, которые вам хотелось бы включать в режим каждый день. Отдельно можно выписать еженедельные дела. Затем группируем их по сферам. Например, подвижные игры и упражнения на гимнастическом мяче относятся к зоне физического развития, а рисование и лепка – к зоне творчества. Будут и спорные пункты. Например, пальчиковые игры – это занятия на мелкую моторику или развитие речи? Не важно, куда вы их отнесете, вы это делаете для себя. Полезно включать в перечень занятия, которые вы еще не пробовали и которые получается проводить реже, чем хочется. Не пугайтесь, если пунктов окажется очень много. В первый месяц поймете, что лишнее, а что стоит добавить или объединить. К тому же с взрослением ребенка список будет меняться.

Теперь чертим таблицу, где слева в строчку выписаны все дела на день, сгруппированные по сферам, а справа – таблица в мелкую клетку для отметок о выполнении. Их количество не важно: закончится один лист — возьметесь за новый.

Остается самый ответственный шаг — приучить себя заглядывать в этот лист в течение дня и обязательно заполнять его по вечерам. Через некоторое время у вас будет наглядная картина, каким сферам развития уделяется достаточно внимания, а какие «хромают». Подобные листы хорошо «подгоняют» мам заниматься каждый день, чтобы вечером себя похвалить большим числом плюсов – по одному за каждый выполненный пункт. Для редких дел, которые происходят 1-2 раза в неделю, можно сделать отдельный недельный бланк и заполнять его по выходным.

Плюсы метода очевидны: бланк-«пинарик», когда им пользуются регулярно, имеет свое действие. Этот вариант – для противниц четкого почасового плана, желающих все же создать систему в домашних занятиях. Нам с дочерью эти чек-листы идеально подошли. Занимаемся по настроению, включая важные пункты в «меню» дня. Тем более что ребенок мне «достался» абсолютно безрежимный. Вдобавок к заполнению таких отчетов ведется дневник успехов, где фиксируются достижения дочери и новые слова, интересные эпизоды.

Метод сходен предыдущим, в более компактном и гибком формате.

«Во что поиграть, чем занять?» — мозговой штурм в голове активной мамы происходит все время. Иногда в течение дня возникает ощущение, что «уже во все поиграли». Когда дочери было 9 месяцев, я выписала все возможные игры на карточки, сгруппировав по темам. Когда у меня возникал ступор, чем развлечь ребенка, я хватала эти карточки и обычно находила что-то интересное. Выпишите все игры занятия, какие придут в голову, а не только «специально-развивающие». Любую игру можно насытить полезными элементами. Вот только несколько приемов: акцент на цвет и пересчет игрушек, кубиков, карточек, группировка по определенным признакам, поиск различий и так далее. Уделите этому час времени. Итак, выписываем все игры, этот смешанный список пригодится, когда потребуется «эффект случайности» в выборе игры. Далее, если потребуется, группируем игры и занятия по сферам развития и переносим на картонные карточки. Размер карточек — примерно в четверть листа. Обязательно оставляем пустое место: вы будете вспоминать и выдумывать новые игры. В течение дня почаще заглядывайте в эти карточки, чтобы разнообразить ваши занятия с ребенком.

5. «Блочный» или плавающий план

Маме достаточно сложно расписать свой день по минутам. Вместе с тем большинство систем управления временем построены именно на учете и четком планировании. Есть выход — привязка тех или иных занятий к режимным моментам ребенка. Распределяем все сферы развития по стандартным для большинства детей промежуткам времени: утренние ритуалы, время после прогулки, перед дневным и вечерним сном, между ужином и купанием и так далее. Получается примерно следующее: после пробуждения делаем массаж и пальчиковую гимнастику, перед прогулкой занимаемся по карточкам, после прогулки – логические игры и чтение книг, после дневного сна – творческие занятия и активные игры. Система хорошо подходит для детей с устоявшимся режимом, когда заранее известны часы наибольшей активности и отдыха. Под них и можно составить свой план развития, не сверяясь с планом каждые 10 минут.

6. Каждой сфере – свой день

Возможно, кому-то покажется большой такая нагрузка — каждый день проводить занятия по всем сферам. Их же больше десятка! Для того, чтобы не хвататься за все и не ругать себя, что за день чего-то не успели, можно посвятить 1-2 направлениям один из дней недели. Получится еженедельный план-календарь. Например, в понедельник мы ставим опыты и работаем с природными материалами, во вторник – творческий цикл, в среду уделяем повышенное внимание физическим упражнениям, в четверг – день развития социальных навыков (играем в ролевые игры, ходим в г ости), в пятницу – музыкальная страничка с танцами и игрой на музыкальных инструментах. А в выходные можно и отдохнуть! Какой-то минимальный набор ежедневных занятий по самым важным сферам стоит оставить. У нас это логика, речь и физические упражнения.

7. Для продвинутых – тематические недельки

Про них, наверное, многие слышали. В течение недели все занятия и игры с малышом посвящаются одной теме. Это может быть время года, подготовка к празднику (новый год, 8 марта или день рождения), произвольная тема (птицы, животные, цвета) или то, что близко в данный момент ребенку (сюжет любимого мультика или сказки). Такие недельки заметно оживят занятия, если вам и малышу наскучило каждый день просто рисовать или просто играть в куклы. Конечно, маме придется заранее подготовиться и включить фантазию. Поверьте, это затягивает – придумывать все новые игры на выбранную тему. Тематические недельки подходят детям постарше, чтобы они могли полноценно включиться в придуманную вами игру.

Мы рассмотрели несколько подходов к организации регулярных развивающих занятий. Выберите тот, который более всего подходит для вашего ритма жизни и действуйте! Все дети и мамы разные, и от возраста малыша многое зависит. То, что хорошо получалось в год, может не сработать через несколько месяцев: сменился режим, у ребенка появились новые интересы…

У нас случались периоды «провалов», когда наша система занятий рассыпалась на какое-то время. Обычно это было связано с поездками, болезнью кого-либо из семьи или просто желанием мамы немного полениться. Практически неизбежно «выпадение из графика» летом, когда дети на улице проводят больше времени. Однако, применив один из перечисленных способов, легко все вернуть на место. Помните: любая система призвана быть вашим помощником, в не служить поводом для самобичевания. Занятия должны приносить радость вам и вашему ребенку, только тогда они пойдут впрок.

Как организовать игру детей разного возраста

Наверно многие мамы, имеющие двух малышей разного возраста, сталкивались с проблемой, как же организовать их совместную игру, чтобы всем было интересно. На самом деле, существует множество игр и занятий, которые подойдут как совсем маленьким, так и детям постарше.

Совместная игра детей разного возраста полезна и большим и маленьким. Старшие дети знают множество игр, задают общую линию поведения, распределяют роли, а малыши с удовольствием им следуют, приобретая при этом игровой опыт. Если у маленького что-то не получается, старший поможет, успокоит. Малыш видит, каким он станет через год-два, у него появляется пример для подражания. Для старшего ребенка игра с малышом – урок ответственности, первое серьезное дело, которым он руководит. Маме остается только предложить направления игровой деятельности и ненавязчиво руководить процессом.

Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевые игры – одни из самых любимых у детей всех возрастов. Они великолепно подходят как для двух-трехлетних малышей, так и для старших дошкольников, создают условия для совместной деятельности. В сюжетно-ролевых играх ребенок старается как можно ярче проявить себя, применить весь накопленный опыт, все свои знания и умения.

«Семья» – пожалуй, одна из самых популярных сюжетно-ролевых игр. Нетрудно догадаться, что роль взрослых членов семьи (папа, мама) достается старшему ребенку, а роль ребенка – младшему участнику игры. Распределением ролей и «разработкой сценария» чаще занимается старший ребенок (можно в соавторстве с мамой), малыши же с удовольствием принимает условия, приобретая при этом игровой опыт. «Семья» ходит на работу и в детский сад, болеет, ездит отдыхать, ссорится и мирится. Создавая свою игрушечную семью, дети создают собственную модель семейного поведения, основанную на поведении и привычках членов своей реальной семьи. Наблюдая за своими играющими отпрысками, мама может получить для себя массу интересной и полезной информации о том, что тревожит малышей, какой они видят свою семью на самом деле, чего боятся и чего бы хотели изменить в отношениях с родителями и братом (сестрой).

Если маме интересно узнать, как же дети ведут себя, когда её нет рядом, можно предложить им поиграть в «Детский сад». Мама услышит и интонации строгой воспитательницы, и рассказ о задире Вовке, который обижает малыша, а сказать об этом взрослым ваш ребенок боится. В игре «всплывают» все тонкости отношений в детском коллективе и родителям будет полезно о них узнать.

«Больница» – замечательная игра для отработки навыков социального поведения и расширения кругозора. Старший ребенок «лечит» малыша, помогая тому запомнить названия разных частей тела, процедур, проводимых доктором. Если у ребенка есть страх перед докторами, игра поможет с ним справиться. Мама может помочь соорудить белый халат из старой простыни или папиной рубашки, рассказать, какие бывают доктора, какие болезни они лечат, а заодно провести познавательную беседу о здоровом образе жизни, закаливании и профилактике. Существуют готовые наборы для игры в доктора, которые продаются в магазинах, но лучше использовать предметы- заменители. (Например, градусником может послужить деревянная палочка, а стеклянной трубочкой для взятия крови – стержень от ручки.) Это помогает развитию фантазии и воображения.

Вообще, сценарий игры может быть абсолютно любой, главное, чтобы предлагаемые в игре обстоятельства были знакомы как старшим, так и младшим участникам. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Все ролевые игры детей (за очень небольшим исключением) наполнены социальным содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений, поэтому интересны и полезны для всех возрастов.

Кроме традиционных сценариев (семья, магазин, больница), в сюжетно-ролевых играх можно также использовать и другие сценарии. Например, многие дети путешествуют с родителями с самого раннего возраста. Так почему бы старшему ребенку не соорудить «Поезд» и не повезти на нем к морю пассажиров – младшего братика, маму и всех плюшевых зверей? Или поиграть в игру «Аэропорт», в которой можно строить самолеты из диванных подушек? В этой игре маленькому достанется роль пассажира самолета, а ребенку постарше – роль летчика, диспетчера или стюардессы. Мама может выступить в роли Начальника Аэропорта и рассказать детям о работе разных служб этого места. Игра поможет детям усвоить правила поведения в общественных местах, больше узнать о разных профессиях.

Если все старые сценарии наскучили и малышам хочется чего-нибудь необычного, мама может предложить поиграть в «МЧС». Главная цель этой игры – не только познакомить ребят с трудной и почетной профессией спасателя, но и научить их в случае необходимости действовать четко и слаженно. Для этого вовсе не надо поджигать квартиру или заливать водой соседей. Достаточно разыграть проблемные ситуации и разработать алгоритм поведения людей в них. Старший ребенок – отважный спасатель, который может быть и врачом, и альпинистом, и пожарным, и водителем! Малыш вполне может побыть пострадавшими, а мама – тележурналистом и оператором, освещающим чрезвычайную ситуацию. Творчески мыслящий ребенок найдет смысл и идею в самых обыденных и банальных, с точки зрения взрослого, вещах, поэтому не ограничивайте фантазию своих детей, пусть любой самый неожиданный поворот сценария будет реализован в игре.

Игры-сказки

Игры-сказки также интересны детям разного возраста. Двухлетний карапуз, который пока не очень понимает смысл происходящего, но очень хочет участвовать в забаве, с удовольствие изобразит репку; плюшевый Микки-Маус – мышку, бабушкина болонка – Жучку. Старший ребенок может стать режиссером «мини-спектакля», исполнять роль «деда» или «бабы», управлять игрушками-персонажами, а мама – вслух читать сказку, чтобы все участники не забыли свои роли. Итак, «репка» изо всех сил держится за стул, и каждый новый персонаж пытается её «вытащить». Но получится это только тогда, когда мягкие игрушки, старший брат и мама с папой соберутся вместе. Веселая куча-мала, когда репку наконец оторвут от стула – достойное завершение игры, надо лишь соблюдать технику безопасности.

«Колобок» – еще одна интересная сказка-игра, позволяющая самому маленькому участнику побыть в роли самого проворного и хитрого. Ну и что, что колобка все же съели, от всех остальных героев он все-таки ушел! По сравнению со старшим братом или сестрой малыш ощущает некоторую неполноценность, а эта игра поднимет крохе самооценку и поможет ему раскрыться в новой для себя роли. Старший может побыть сказочником, или хитрой лисой. От мамы потребуется предварительная приватная беседа со старшим ребенком: «Мы с тобой придумаем игру для братика (сестрички), чтобы он(а) себя почувствовал(а) большим, сильным и ловким, как ты! Помоги братику, если потребуется, но дай и ему самому почувствовать себя главным, это ведь про него сказка!»»

Также можно использовать и другие сказки, в которых присутствуют различные герои, большие и маленькие животные. («Теремок», «Бременские музыканты»). Недостающими «актерами» могут побыть игрушки, друзья или мама с папой.

Побегаем, попрыгаем

Подвижные игры любят все дети независимо от возраста. Они важны как для развития двигательной активности, так и для формирования социального поведения. Старший в таких играх учится быть не только ловким и быстрым, но также терпеливым и великодушным по отношению к малышу. Обычные догонялки не подходят для разновозрастных детей, старший заведомо быстрее, а бегать «в полсилы» 5 – 6-летние малыши еще не умеют. А вот поиграть в прятки и жмурки дети вполне смогут. Также можно предложить старшему ребенку придумать танец под веселую любимую музыку и попробовать научить малыша. Только обязательно следует предупредить «учителя танцев», что ученик только начинает обучение, и не все движения у него получаются также хорошо, как у старшего. Пусть придумывает несложные комбинации. А на выступление вечером соберется вся семья!

Развиваем внимание

Если бегать и прыгать надоело, можно занять детей играми на развитие внимания.

Запутывалки

Один из детей – ведущий. Он произносит вслух «Ухо!» и должен при этом взяться за ухо. Произнося «нос!» – за нос. Второй ребенок повторяет его действия. Через некоторое время ведущий начинает запутывать второго игрока, «ошибаться»: например, говорит «нос!», а берется за ухо. Задача второго игрока не сбиться. С функцией ведущего вполне справится малыш любого возраста.

Что изменилось?

Один из малышей ставит на стол несколько игрушек, второй внимательно их рассматривает и запоминает. Теперь второй игрок должен отвернуться или закрыть глаза ладошкой. Первый игрок убирает одну из игрушек. Когда второй ребенок повернется, он должен определить, какой игрушки не хватает. Чем младше ребенок, тем меньше предметов используется в игре. Постепенно, в зависимости от успехов и возраста детей игру можно усложнять. Например, увеличить количество предметов, ставить похожие игрушки (кубики, различающиеся по цвету, и т.д.). Или не убирать предметы, а просто менять их местами. Когда игрок повернется, нужно спросить: «Что изменилось?» Игра развивает зрительную память и внимание.

Музыкальная живопись

Для этой игры необходимы 2 листа бумаги, карандаши или краски, и музыкальное сопровождение. Дети сидят поодиночке, каждый со своим листом бумаги и красками и слушают музыку, а потом подбирают подходящие цвета, образы и формы, чтобы выразить характер музыки. Каждый рисует на своем листе. Малышам на бумагу можно заранее нанести контуры, которые они будут раскрашивать. Дети могут рисовать и вдвоем на большом листе, только при этом им не нужно разговаривать. Часто в этой игре рисунки самых маленьких оказываются самыми интересными и неожиданными, видимо, малыши чувствуют музыку иначе, чем детки постарше.

Построй не глядя

Для этой игры понадобится набор кубиков. Один ребенок садится на колени возле ящика с кубиками и ему завязывают глаза. Он начинает строить как можно более высокую башню. Второй ребенок громко считает, сколько кубиков удалось использовать, прежде чем башня обрушится. Теперь очередь следующего ребенка строить башню.

Канатоходец

Для этой игры понадобится толстый канат. Его раскладывают на полу с множеством перекрестков, петель и изгибов. Игрок ходит вдоль каната босиком, осторожно, стараясь на него не наступить. Для участников постарше задачу можно усложнить, предложив перепрыгивать через канат на одной ноге, идти с закрытыми глазами или бежать как можно скорее.

Жестовые игры

Интересными для детей будут и жестовые игры. В этих играх старший ребенок может быть ведущим, то есть показывать движения и читать вслух стихотворение, малыш же с удовольствием повторяет.
В такой игре для каждого ребенка есть что-то привлекательное: для малыша – разнообразные движения, для старшего, ритм, содержание, и возможность научить маленького чему-нибудь новому. Для этих игр лучше выбрать стихи небольшие по объему, но очень яркие, образные – например, «Дождь» Самуила Маршака:

По небу голубому
Проехал грохот грома, (хлопаем в ладоши над головой)
И снова все молчит. (палец к губам)
А миг спустя мы слышим, (ладонь к уху, прислушиваемся)
Как весело и быстро,
По всем зеленым листьям, (соединяя ладони, шуршим)
По всем железным крышам, (топаем ногами)
По цветникам, скамейкам, (стучим пальчиками по стульям)
По ведрам и по лейкам (стучим пальчиками по полу)
Пролетный дождь стучит.

Можно использовать маленькие забавные стихотворения:

Спит (ручки под щечку) на льдине (небольшой полукруг руками)
Целый день (большой круг руками)
Толстый (надуваем щеки)
Маленький (изображаем двумя пальцами)
Тюлень. (руки вдоль тела, пальцы в разные стороны, покачиваемся)
У ленивого растяпы (ручку под щечки)
Превратились в ласты лапы (руки вытянули вперед, ладони попеременно вверх-вниз).

Мирись, мирись, мирись…

Отдельно хотелось бы сказать о конфликтах, которые могут возникнуть в процессе игры. Появление их неизбежно, так как дети и в 3, и в 6 лет уже имеют собственное мнение, но в силу возраста еще пока не могут поставить себя на место другого и посмотреть на ситуацию со стороны. Эгоизм у малышей – вещь естественная, стыдить за него не надо, а вот помочь разобрать конфликт стоит. Предложить детям разбираться самостоятельно не совсем правильно, лучше маме вмешаться, пока дело не дошло до драки, в противном случае совместная игра закончится слезами и обидами. Маме ни в коем случае не следует говорить старшему ребенку: «Уступи братику, потому что он маленький, а ты вон какой большой!». Старший малыш может никак не проявлять свою ревность, но в душе у него всегда есть страх, что с появлением младшего его стали любить меньше. И он искренне не понимает, какая связь между возрастом братика, и совместной игрой, и почему он, собственно, должен уступать. Но если мама так говорит, значит маленьким быть лучше и любят их больше. В тоже время нельзя и младшему позволять «пользоваться возрастным преимуществом». Поэтому при разборе конфликта возраст вообще не должен фигурировать. Маме не следует забывать, что в сложной ситуации чаще бывают виноваты оба. Лучше по очереди выслушать каждого ребенка, не перебивая, и не позволяя другому перебивать. Потом каждому в присутствии другого объяснить, в чем именно он был не прав и как можно поступить, чтобы решить проблему. А потом постараться организовать между детьми конструктивный диалог, в процессе которого всем вместе найти компромиссное решение. Поощряйте совместные игры ваших детей, пусть даже у малышей уже разные интересы, предпочтения и пожелания. Придумывайте забавы вместе с ними, ведь брат или сестра и через много лет останутся самыми близким, родным и любимым людьми, так пусть у них останутся светлые воспоминания о совместно проведенном веселом детстве.

Источники:

http://zaitseva-toys.ru/7-sekretov-kak-organizovat-regulyarnye-zanyatiya-s-rebenkom/

http://materinstvo.ru/art/2110

http://www.baby.ru/blogs/post/41697155-51813/

Ссылка на основную публикацию