описание и характеристика заболеваний, методы терапии и коррекции

Методы коррекции

Общая характеристика методов коррекции

Излагаемые в этой и последующих главах методы лечебно-педагогической коррекции классифицируются прежде всего на две большие группы: педагогические и психотерапевтические.

Разумеется, каждый из лечебно-педагогических методов является в известной мере и педагогическим, и психотерапевтическим. Но для удобства изложения отнесем их к той или иной группе по принципу большей принадлежности.

Педагогические методы, в свою очередь, подразделяются на следующие разделы.

I. Методы общепедагогического влияния, содержащие в себе лечебно-педагогические указания, касающиеся всех видов недостатков характера, а иногда и всех категорий детской исключительности.

1. Коррекция активно-волевых дефектов.

Врачебно-педагогическая коррекция недостатков воли у детей состоит в следующем. Укрепление слабой, больной воли должно проводиться систематически. Для этого прежде всего необходимо, чтобы у кого-нибудь из окружающих была твердая воля; воспитатель ребенка со слабой волей должен служить источником воли, из которого он черпает подкрепление, так как воля индуцируется, передается от одного человека к другому. Люди с неустойчивой волей не могут воспитать крепкую волю.

2. Коррекция страхов.

Страх есть аффект, и, как при всяком аффекте, задачей коррекции является развитие в ребенке искусства самообладания. Это приносит ему пользу на всю жизнь.

3. Метод игнорирования.

В коррекции недостатков характера истеричных детей метод игнорирования дает особенно хорошие результаты – их рисовка, театральность, болезненное стремление всячески обратить на себя внимание при дружном проведении всем персоналом этого метода очень быстро поддаются сначала смягчению, а в дальнейшем и исчезновению, что в свою очередь, совоспитывает, сорегулирует и другие недочеты характера.

4. Метод культуры здорового смеха.

Влияние радости особенно усиливается по отношению к исключительным детям. Для примера можно сослаться на детей, склонных к уединению, замыканию в себе, аутизму. Здесь и врач, и педагог, наряду с другими мероприятиями, должны использовать и метод создания вокруг ребенка радостной атмосферы. Шутки, прибаутки, загадки также веселы и забавны и потому весьма полезны в деле коррекции ребенка, отклоняющегося от нормы.

5. Действия при сильном возбуждении ребенка.

Важнее всего при сильном возбуждении ребенка психическое влияние на него окружающих взрослых. Всякий воспитатель, умеющий влиять на детей силой своей личности, справится с грозным проявлением аффекта.

6. Коррекция рассеянности.

Рассеянность у детей, исключительных в отношении характера, обусловливается различными причинами, из которых главнейшими будут следующие:

Постоянное отвлечение бесчисленными рецепциями, неустанной сменой мыслей, эмоций, желаний.

невроз психопатии, в частности сексуальные ненормальности.

физические заболевания, недомогания и слабость.

7. Коррекция застенчивости.

Задача коррекции застенчивости состоит в том, чтобы тренировать застенчивого ребенка в общении с людьми. С этой целью мы создаем целую систему поручений. Мягко проводимая система поручений осторожно, нефорсированно дает очень хорошие результаты.

8. Коррекция навязчивых мыслей и действий.

При коррективном воспитании детей с этим недостатком характера необходима тактика твердого, уверенного и в то же время бережного отношения.

9. Метод профессора П.Г. Бельского.

Бельский сконструировал весьма интересный метод индивидуального воздействия на трудного ребенка.

10. Коррекция бродяжничества.

Весьма продуктивных методов воспитания характера у нормальных детей – это самовоспитание. Только самоотверженно работая над собой и для других, мы имеем успех в своей общественной жизни.

Она включает в себя положительную и отрицательную стороны одного и того же акта воспитания.

Игры формируют потребность ребенка воздействовать на мир, познавать мир. Игра создает личность.

II. Специально или частнопедагогические методы, которые направлены на коррекцию тех или других конкретных и ярко выявленных ненормальностей и недостатков характера.

1. Коррекция тиков.

Специальная гимнастика является очень хорошим способом коррекции тиков, так как она учит приобретать власть над телом и движениями.

2. Коррекция детской скороспелости.

Для коррекции детской скороспелости надо устранить указанные недостатки воспитания и поменьше нянчиться с ребенком, поменьше его “воспитывать”.

3. Коррекция истерического характера.

Коррективное воспитание истериков необходимо поставить так, чтобы отвлечь их от болезни и одновременно внушить им, что они ответственны за все свои поступки и что их ошибки и поступки происходят не из болезненных причин.

4. Коррекция недостатков поведения единственных детей.

Единственные дети нуждаются в социальных мерах, т.е. в создании около них здоровой физической и психической среды, которая постепенно вела бы их характер к выравниванию, исправлению, нервную же систему-к закаливанию и успокоению. В этом деле необходимы индивидуально-педагогическое влияние и психогигиенический режим, назначаемый в каждом отдельном случае.

5. Коррекция нервного характера.

В этом случае на первом месте стоит телесное здоровье, с которым так тесно связано правильное нервно-психическое развитие.

6. Прием борьбы с ненормальным чтением.

Обильное чтение, носящее страстный и навязчивый характер, которое заставляет ребенка нарушать свои физиологические потребности и забивать интересы своего возраста, безмерное чтение, целиком его поглощающее и порабощающее, – такое чтение ведет к поразительно быстрому, неестественному созреванию – скороспелости и перезрелости ребенка. Кроме того, оно создает и общее, и нервно-психическое его истощение.

III. Метод коррекции через труд.

Он чрезвычайно важен как для общего социального воспитания ребенка с трудным характером, так и для коррекции отдельных форм его поведения.

IV. Метод коррекции путем рациональной организации детского коллектива.

Коллектив служит одним из источников их общего развития (понятно, если он стоит выше этих детей в умственном развитии).

Психотерапевтические методы распределяются нами по следующим основным видам:

I. Внушение и самовнушение.

III. Метод убеждения.

Так же существует и другая классификация методов коррекции отклонений в поведении и развитии детей и подростков:

суггестивные и гетеросуггестивные методики психокоррекции, построенные на самовнушении и педагогическом внушении;

дидактические методики коррекции, включающие разъяснение, убеждение и иные приемы рассудочно аргументированного воздействия;

метод “сократического диалога”;

методики обучения саногенному мышлению, направленные на управление собой, на укрепление своего нервно-психического здоровья, саморефлексию;

методики групповой коррекции, разыгрывание ролевых ситуаций;

методы конгруэнтной коммуникации;

метод разрушения конфликтов;

метод социальной терапии;

метод поведенческого тренинга и т.д.

Все эти методы и методики коррекции развития и поведения ребенка являются важным инструментом в решении главной задачи коррекционно-педагогической деятельности по преодолению существующего недостатка у ребенка, по реабилитации его личности и осуществлению успешной адаптации и интеграции ребенка в социум.

Так же нужно учитывать важным метод игры в особенности в детском возрасте.

Методы психотерапии и психологической коррекции, используемые в реабилитации

Вышеперечисленные особенности развития многих заболеваний и реакций индивида на болезнь (внутренняя картина болезни)* диктуют необходимость включения в программу реабилитации методов психотерапии, направленных на разрешение психотравмирующей ситуации, адаптации больного человека к новым условиям, психологическую коррекцию личностных черт больного, формирование адекватной внутренней картины болезни.

*(В клинической психологии и психотерапии существуют специальные термины для обозначения реакции больного на болезнь: внутренняя картина болезни или субъективная тяжесть болезни.)

Кроме того, использование методов психотерапии и психологической коррекции дает возможность завоевать доверие пациентов, выработать мотивацию на лечение и здоровье, аргументировать необходимость ответственности за свое здоровье. Знание этих методов позволяет помогать пациентам отличить ситуацию объективно не разрешимую от ситуации, которую человек принимает за неразрешимую, снимаю с себя ответственность за принятие решения, в результате чего возникает условная выгодность болезни (бегство в болезнь).

Включение в программу реабилитации таких методов психической саморегуляции как: 1. нервно-мышечная релаксация, 2. произвольная регуляция дыхания (дыхательные медитативные упражнения),3. вербальное самовнушение, 4. аутогенная тренировка позволяют повысить ее результативность.

1. Под термином «нервно-мышечная релаксация» понимается процесс выполнений индивидом ряда упражнений, которые могут снизить нервную активность и сократительное напряжение поперечно-полосатой скелетной мускулатуры. Этот процесс обычно включает изотонические и (или) изометрические сокращения мышц, при этом пациент напрягает (сокращает) и затем отпускает (расслабляет) выбранные мышцы. Впервые этот метод предложил американский психотерапевт Джекобсон.

Автор утверждал, что основное действие системы нервно-мышечной релаксации заключается в том, что пациент обучается различать напряжение и расслабление. Это обучение основано на расширении осознания больным проприоцептивной нервно-мышечной импульсации, возникающей на уровне периферических мышц и увеличивающейся по мере напряжения поперечно-полосатой мускулатуры. Начинать сеанс необходимо с расслабления нижних частей тела и заканчивать лицом. Это делается из-за того, что после напряжения и расслабления мышц нужно постараться не допустить их повторного напряжения, а «полупроизвольные» мышцы лица наиболее подвержены повторному напряжению.

После того как пациенты обучаются адекватно воспринимать нервно-мышечные ощущения, они могут научиться эффективно снижать чрезмерное мышечное напряжение посредством сознательного и постепенного «отпускания» или снижения степени напряжения в избранных мышцах.

Клинические наблюдения показали, что метод нервно-мышечной релаксации является эффективным компонентом в большинстве программ, направленных на лечение чрезмерного стресса, чувства страха, тревоги, раздражительности.

2. Под произвольно регулируемым дыханием понимается процесс, посредством которого пациент сознательно контролирует число дыхательных движений, проще говоря, вдохов и выдохов. Сознательный контроль дыхания (регуляция дыхательных движений) является, возможно, самым древним из известных методов борьбы со стрессом. Он использовался в течение тысячелетий для снижения тревоги и чтобы способствовать состоянию общей релаксации. История произвольной регуляции дыхания берет начало за несколько столетий до нашей эры. Упоминания об использовании сознательного контроля дыхания для достижения состояния расслабления можно найти в индуистской традиции Хатха-йоги. Эти приемы в йоге называются «пранаяма». Практика произвольной регуляции дыхания, так же как и Хатха-йога, получила в настоящее время широкое распространение.

Цель сознательной регуляции дыхания – заставить пациента произвольно изменить привычный ритм своего дыхания, чтобы вызвать состояние большей релаксации. Существует три основных типа дыхания. Они получили название и различаются между собой в соответствии с типом вдоха, открывающего дыхательный цикл: ключичное, грудное и диафрагмальное. Диафрагмальное дыхание является самым глубоким из всех типов дыхания и рассматривается в качестве самого простого и наиболее эффективного метода регулируемого дыхания, используемого для уменьшения состояния стресса.

Хотя специфические механизмы, ответственные за снижение стресса при регуляции дыхания, могут различаться в зависимости от конкретной методики, их общим терапевтическим действием считается способность диафрагмального дыхания стимулировать как солнечное сплетение, так и правую ветвь блуждающего нерва, ослабляя тем самым деятельность парасимпатической нервной системы и способствуя полной релаксации. Для многих способов диафрагмального дыхания характерен удлиненный выдох, таким образом увеличивающий, по-видимому, период релаксации, обусловленной парасимпатическими эффектами. Концентрация внимания на дыхании противодействует возникновению навязчивых мыслей.

3.Вербальное самовнушение – это лечебный метод, предложенный впервые во Франции в 1910 году Эмилем Куэ. Метод позволяет «подавить болезненные, вредные представления и заменить их полезными и благотворными». Одно из важных его теоретических положений; «успех приносит не столько сила воли, сколько сила собственного воображения».

Действительно, совет врача больному, страдающему навязчивыми состояниями или фобиями, «взять себя в руки»» чаще всего приносит только ухудшение. Согласно Куэ, лечебные представления, которые он назвал «формулами самовнушения» должны быть простыми, позитивного содержания и не носить насильственного характера. Например: «С каждым днем во всех отношениях мне становится все лучше и лучше». При этом не важно, считает Куэ, соответствует ли формула самовнушения действительности или нет, так как она адресуется подсознательному Я, которое отличается легковерием. Подсознательное Я принимает эту формулу за истину, как приказ, который необходимо выполнить. Чем проще будет формула, тем лучше лечебный эффект.

Несомненным преимуществом метода вербального самовнушения по сравнению с различными формами гипноза является то, что пациент сам активно участвует в процессе лечения, а сеансы самовнушения можно проводить в любой обстановке и в любое время.

4. Аутогенная тренировка (АТ) основана на использовании приемов самовнушения, элементов восточных техник медитации и погружения в релаксационное состояние. Данный метод направлен на овладение навыками произвольного вызывания ощущений тепла, тяжести, покоя, расслабления и на этом фоне нормализации или активизации протекания основных психофизиологических функций. Основоположником аутогенной тренировки является немецкий врач и ученый Иоган Шульц.

В основе АТ лежат три основных механизма:

1. Тесная связь тонуса мышц тела, ритма и глубины дыхания со степенью эмоционального напряжения, переживаемого человеком. Психическое состояние человека не только выражается в определенных изменениях его дыхания, оно фиксируется в мимике и жестах, в напряжении отдельных групп мышц. Мозг, получая импульсы от мышц и суставов, фиксирует связь эмоциональных состояний и степени напряжения определенных групп мышц.

Сознательно расслабляя мышцы тела, изменяя ритм и глубину дыхания, человек может воздействовать на физиологические процессы, происходящие в организме. Полное расслабление мышц, замедление ритма и снижение глубины дыхания способствуют торможению деятельности мозга, приближая состояние человека к состоянию дремоты, которая может перейти в сон.

2. Наличие связи сознательно -вызванных мысленных образов (зрительных, слуховых, тактильных и др.), основанных на прошлом опыте и психического и физического состояния человека.

3. Психические и физиологические процессы самым тесным образом связаны со словесными формулировками, что неоднократно было подтверждено в ходе гипнотических сеансов.

Состояние аутогенного погружения отличается от сна или дремотного состояния. Высокая эффективность самовнушения во время аутогенной тренировки связана с особым уровнем активности мозга, это состояние характеризуется как расслабленное бодрствование, когда реакция на внешние помехи ослаблена, а внимание сконцентрировано на внутреннем состоянии.

В системе аутотренинга выделяют первую (низшую ) и вторую (высшую) ступени.

В основе первой ступени аутогенной тренировки лежит несколько стандартных упражнений. Они направлены на развитие способности занимающихся вызывать и в процессе занятий усиливать чувства тяжести, тепла, холода в определенных частях тела. Эти упражнения позволяют в итоге добиться глубокого расслабления мышц, снижения уровня сознательного контроля и перехода в особое состояние, напоминающее дремотное.

Упражнения высшей ступени аутогенной тренировки направлены на усиление способности занимающихся к глубокому вхождению в состояние аутогенного погружения; обучение способности к ярким мысленным зрительным представлениям, которые помогают нейтрализовать отрицательные переживания, приводящие к развитию неврозов и психосоматических заболеваний.. Занимающийся АТ получает возможность апеллировать непосредственно к подсознанию, к резервным возможностям организма, к механизмам саморегуляции., что способствует нормализации высшей нервной деятельности, коррекции отклонений в эмоциональной и вегето-сосудистой сферах.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Основные разновидности и методы психотерапии

Психотерапия – это система лечебных воздействий на психическую сферу и весь организм пациента, его поведенческие реакции. В узко медицинском смысле психотерапия является одним из методов лечения наряду с физиотерапией, рефлексотерапией, лечебной физкультурой. В более широком смысле это понятие включает в себя коррекцию поведенческих реакций пациента, организацию его труда и быта, имеющие целью профилактику воздействия на человека психотравмирующих факторов. В этом случае психотерапия неразрывно связана с понятиями психогигиены и психопрофилактики.

Специфика такой терапии заключается в том, что результат достигается при помощи информационных и эмоциональных факторов воздействия на личность человека.

Как и любая терапевтическая методика, психотерапия имеет разновидности и модификации, каждая из которых применяется в строго определенных случаях, преследует конкретную цель.

Синонимом названия этого метода является психотерапевтическая интервенция.

В различных контекстах термин “психотерапевтическое вмешательство”, имеющее характер техник, обозначает либо общую стратегию поведения и тактики психотерапевта либо отдельный психотерапевтический прием, используемый при работе с пациентом, например:

  • конфронтация;
  • разъяснение;
  • уточнение;
  • стимуляция;
  • интерпретация;
  • научение;
  • тренинг;
  • советы.

Группа приемов, называемых психотерапевтической интервенцией, гетерогенна и состоит из трех основных направлений: психоаналитическое, поведенческое и опытное (гуманистическое). Каждое имеет собственную концепцию болезни и здоровья, определенные терапевтические цели, а также плоскость и объем вмешательства и соответствующие средства и приемы.

Данный метод касается сфер профилактики, лечения, реабилитации и развития.

Клинико-психологическое вмешательство состоит из комплекса средств, среди которых психотерапевт выбирает наиболее действенные. Они могут быть вербальными и невербальными. В большей степени эти средства ориентированы в сторону когнитивных аспектов либо на эмоциональную сферу.

Наиболее типичными психологическими средствами в рамках этого метода являются: тренинг (упражнения), беседа или межличностные отношения, влияющие на пациента. Задачи клинико-психологической интервенции: профилактика, лечение, реабилитация и развитие, например:

  • искоренение страха публичных выступлений;
  • тренировка памяти и внимания;
  • тренировка определенных коммуникативных навыков; и т. д.

Традиционно используется несколько подходов к психологическому консультированию:

  • Проблемно-ориентированное направление, задача которого – фокусироваться на анализе внешних причин проблемы и пути их разрешения.
  • Личностно-ориентированное консультирование – анализ индивидуальных личностных причин возникновения конфликтов и других проблемных ситуаций, а также поиск пути профилактики их появления в будущем.
  • Консультирование, направленное на установление наличия ресурсов для решения проблемы.

Позитивное влияние психотерапии обусловлено не только наличием у специалиста академических знаний. Достижение положительного эффекта возможно при определенных условиях.

В таблице представлены предпосылки успешного применения психотерапевтических техник:

Предпосылки эффективности приемов психотерапии

Примечание

Позитивное ожидание обеих сторон – психотерапевта и пациента

Установлено, что эффективность лечения находится в зависимости от ожидания пациентом положительного результата

Установление прочного и надежного терапевтического альянса

Продуктивная работа с психотерапевтом основывается на взаимном доверии, уважении, а также искреннем интересе специалиста к человеку, обратившемуся за помощью, и понимании проблемы пациента

Выявлена закономерность: особо активное внимание психотерапевта к пациенту и его проблемам влечет за собой улучшение состояния обратившегося за помощью человека

Возможность раскрепощения эмоций и уменьшения эмоционального напряжения в ходе сеанса психотерапии

Пациент приобретает возможность подробно обсудить свою проблему с человеком, от которого он ожидает помощи

Интерпретации и объяснения психотерапевта дают пациенту основу для понимания причин возникновения его проблем. Это условие способствует и нахождению путей разрешения проблемы

Суггестия (скрытая и явная)

Внушение – это фактор, присутствующий в любой из разновидностей психотерапии

Основы идентификации – в бессознательном желании воспринимать психотерапевта как объект для подражания. Поэтому пациент постепенно перенимает некоторые ценности специалиста и его поведенческие реакции

Это разновидность развития условно-рефлекторных связей при помощи демонстрации психотерапевтом своего одобрения или неодобрения, поощрения или осуждения различных форм поведения и эмоциональных реакций пациента. Демонстрация бывает как явная, так и скрытая

Корректирующий эмоциональный опыт

Специалист смотрит на проблемы пациента реалистичнее и объективнее, а зачастую и более эмпатично, нежели окружение пациента

Приобретение новых поведенческих реакций (более адаптивных) и закрепление их для применения в реальной жизни

Для отработки способов реагирования используются своеобразные тренировки, репетиции и домашние задания

Десенсибилизация (снижение чувствительности) по отношению к травмирующим обстоятельствам

Десенсибилизирующий эффект достигается путем многократного обращения к пережитым событиям, которые травмировали пациента. В результате острота негативных эмоций, связанных с отрицательным опытом, постепенно угасает

Применение психотерапевтических установок помогает при комплексном лечении следующих патологических состояний:

  • склонности к паническим атакам;
  • алкоголизма;
  • ожирения;
  • некоторых разновидностей депрессии.

Необходимость и адекватность психотерапевтического воздействия определяется степенью связи нарушения и ситуации с личностью пациента.

Современная психотерапевтическая практика использует ряд методов и подходов психокоррекции, начиная с классических:

  • рациональная терапия;
  • поведенческая терапия;
  • классический транзактный анализ.

Примерами наиболее современных, новаторских методик служат:

  • семейная психотерапия;
  • интегративный транзактный анализ.

Классификация психотерапевтических техник:

  • интегративный транзактный анализ;
  • приемы классического гипноза;
  • клиент-центрированная терапия по К. Роджерсу;
  • рациональная психотерапия;
  • психотерапия, имеющая когнитивно-поведенческое направление;
  • использование сократической техники диалога;
  • гештальт-терапия;
  • дыхательные техники медитативного направления.

Все многообразие психотерапевтических техник успешно применяется в рамках различных подходов в психотерапии. Так, личностный подход подразумевает восприятие обратившегося за помощью человека как единой целостной личности с учетом всех ее особенностей и имеет три основных направления:

  • изучение личности клиента, ее специфики, развития и возникновения нарушений с целью оптимизации психотерапевтических воздействий;
  • учет особенностей личности при использовании любых психотерапевтических техник;
  • ориентирование психотерапевтического воздействия на изменение личности.

Индивидуальный подход похож на личностный, но может иметь более ограниченные рамки, например, когда необходимо учесть только отдельные личностные или соматические особенности пациента.

Бихевиоральный (поведенческий) подход заключается в коррекции нежелательных поведенческих стереотипов. Специалист детально анализирует поведенческие реакции пациента, затем анализируются факторы, запускающие нежелательный симптом. После этого совместно с пациентом составляется пошаговый план действий по изменению или ликвидации данных факторов и закреплению измененного образа поведения. Подход явно директивен.

Когнитивный – опирается на представление, что механизмы возникновения проблем и образования симптомов обусловлены мыслительной деятельностью пациента, внутренней организацией психических процессов. Задача психотерапевта – изменение ответа на внешние обстоятельства путем перепрограммирования мышления.

В зависимости от принципа классификации выделяют следующие виды психотерапии:

Принцип классификации Виды психотерапии
По отношению к пихотерапевтическому воздействию
  • аутопсихотерапия;
  • гетеропсихотерапия
По разновидности психотерапевтического воздействия
  • директивная;
  • недирективная
По численности пациентов на психотерапевтическом сеансе
  • индивидуальна;
  • психотерапия
По применяемой технике
  • суггестивная;
  • рациональная;
  • реконструктивно-личностная;
  • аналитическая;
  • бихевиоральная;
  • когнитивная;
  • экзистенциальная

Зигмунд Фрейд является разработчиком принципов психотерапевтического вмешательства. Ему же принадлежит разработка метода свободных ассоциаций и определение основных механизмов многих эмоциональных расстройств, в том числе психоневрозов. В русле психоанализа Фрейда существует 4 основополагающих принципа подхода:

  1. 1. Динамический – объясняющий все психические процессы с точки зрения взаимодействия и столкновения психологических сил. Эти процессы могут усиливать и подавлять, противодействовать друг другу или создавать компромиссное образование. В то же время они имеют определенную направленность. Наиболее мощно на психическую динамику влияют инстинктивные влечения.
  2. 2. Экономический принцип. Его основой стал количественный аспект ньютоновской механики. Фрейд часто подчеркивал значимость сохранения энергии в психологических процессах и приписывал выражениям инстинктивных влечений заряды определенного количества энергии.
  3. 3. Топографический (структурный) принцип. В работах Фрейда эго и суперэго приобретают ньютоновские параметры реальных объектов: протяженность, вес, движение и местоположение. Они могут воздействовать друг на друга, взаимодействовать или противодействовать.
  4. 4. Генетический. Психогенетический подход в психоанализе опирается на опыт и поведенческие реакции личности с точки зрения ее индивидуального развития и опыта.

З. Фрейду принадлежит еще одно определение в психотерапии: “ситуация ребенка”. Больной приравниается к ребенку, от “выходок” которого страдают окружающие. В такой позиции отсутствует все, что кажется нормальным взрослому:

  • осознание патологии;
  • добовольное решение к терапии;
  • воля к выздоровлению.

Система Альфреда Адлера называется индивидуальной психологией.

Подобно психоанализу Фрейда, данная методика психокоррекции ограничивается биографическим уровнем.

Отличие состоит в следующем: если Фрейда интересовали история происхождения неврозов и причинно-следственные связи, вызвавшие болезнь, то Адлер интересовался в большей степени результатом, к которому приведет патологический процесс, и целями, которые движут больным. По его мнению, основным принципом формирования невроза является стремление “стать совершенным человеком”.

Индивидуальная психология большое внимание уделяет морфологическим и(или) функциональным нарушениям различных органов. Именно они являются препятствиями в стремлении к превосходству. И они же становятся стимулами к преодолению трудностей. При благоприятном исходе наблюдается преодоление дефекта и восстановление функции; в менее удачных случаях – формирование невроза.

Аналитическая психология Юнга утверждает, что бессознательные сферы человека всегда находятся в равновесии и сами поддерживают себя в этом состоянии. Психологические нарушения и расстройства, согласно теории, – следствие нарушения равновесия. Распознав свои комплексы (с помощью терапевта) и установив контроль над ними, пациент сможет в результате терапии избавиться от своих проблем.

Одной из важнейших черт человеческой личности, согласно определению позитивной теории Пезешкиана, являются способности, как врожденные (базовые), так и сформированные в процессе развития.

От специалиста-психотерапевта требуется стимулирование резервов психики пациента и его способностей, а не устранение расстройств и отклонений. Позитивная психотерапия базируется на содержательной оценке конфликта и поэтапном лечении, в основе которого лежит самопомощь пациента.

Источники:

http://studopedia.ru/5_29307_metodi-psihoterapii-i-psihologicheskoy-korrektsii-ispolzuemie-v-reabilitatsii.html

http://neurofob.com/therapeutic-measures/psychotherapy/metody-psixoterapii.html

http://mir-zhenschin.ru/zdorov-ye-i-krasota/zdorov-ye/obraz-zhizni/polza-otdykha-dlya-zdorovya.html

Ссылка на основную публикацию