Особенности развития внимания у детей в возрасте 2–3 лет и советы по тренировке

Развитие внимания у детей 2-3 лет
статья на тему

Статья для воситателей детского сада “Развитие внимания у детей 2-3 лет. В которой описаны особенности развития внимания детей раннего возраста. Дан перечень и описание игр, игрушек и пособий, рекомендуемых при работе с детьми.

Скачать:

Вложение Размер
razvitie_vnimaniya_u_detey_2-3_let.docx 17.71 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие внимания у детей 2-3 лет

Внимание ребёнка вначале отражает его интерес по отношению к окружающим предметам и воспринимаемым действиям с ними. Ребёнок сосредоточен только до тех пор, пока его интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение на него внимания.

Внимание ребёнка вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остаётся сосредоточенным до тех пор, пока у него сохраняется непосредственный интерес. В этом возрасте, как правило, внимание редко возникает под влиянием поставленной задачи или размышления, т.е. фактически не является произвольным.

Начало формирования произвольного внимания связано с развитием восприятия и активным овладением речью. Дошкольники разного возраста в состоянии управлять своим вниманием лишь тогда, когда будут называть то, что должны удержать в поле своего внимания.

Детям 2-3 лет трудно сосредоточиться на однообразной, не привлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры они могут достаточно долго оставаться внимательными. Младшие дошкольники обычно рассматривают привлекательные для них картинки не более 6-8 секунд, играют в одну и ту же игру – 30-50 минут. Наблюдаются значительные индивидуальные различия в степени устойчивости внимания у разных детей в зависимости от типа их нервной деятельности, физического состояния и условий жизни. Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые.

Ребёнку предлагают найти среди расположенных на столе карточек с изображением знакомых ему предметов (30-40) карточку с таким же изображением, какое ему показывают. Далее этого ребёнка сначала спрашивают, что изображено на картинке, затем просят найти такую же карточку. Если он правильно выполняет задание, то обе карточки убирают.

В 3 года – находит 5-6 изображений из 10.

Игры на развитие внимания

Кто что услышит?

Цели игры: развитие слухового внимания; пополнение активного словаря; развитие фразовой речи.

Необходимый материал: ширма, различные звучащие предметы – звонок, молоточек, погремушка с камешками или горохом, труба, бубен и т.д.

Взрослый за ширмой стучит молоточком, звенит в звонок, стучит в бубен и т.д. и предлагает детям отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребёнок мог их угадать.

Угадай, что надо сделать

Цели игры: развитие у детей умения переключать слуховое внимание; развитие координации движений, умения соотносить свои действия со звучанием бубна.

Необходимый материал: бубен, два флажка.

У ребёнка в руках два флажка. Если взрослый громко бьёт в бубен, ребёнок поднимает флажки и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает флажки.

Взрослый следит за правильной осанкой детей и точным выполнением движений. Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4-х раз, чтобы ребёнок мог легко выполнять упражнение.

Солнце или дождик?

Цели игры: развитие у детей умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна.

Необходимый материал: бубен, картинки с изображением детей, гуляющих при ярком солнце и дожде (дети бегут под навес).

Взрослый говорит ребёнку:

– Сейчас мы с тобой пойдём на прогулку. Дождя нет, погода хорошая,

светит солнышко, и можно собирать цветы. Ты гуляй, а я буду бубном звенеть, и тебе будет веселее гулять под его звуки. Если начнётся дождик, я буду в бубен стучать, а ты, услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит и когда я стучу в него.

Взрослый повторяет игру, меняя звучание бубна 3-4 раза.

Угадай, на чем играю

Цель игры: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.

Необходимый материал: музыкальные игрушки – барабан, гармоника, бубен, органчик, дудочка и другие.

Взрослый поочерёдно показывает ребёнку музыкальные инструменты и спрашивает, как они называются. Если ребёнок не знает, взрослый называет и знакомит с их звучанием. Ребёнок слушает и рассматривает инструменты.

Когда взрослый убедиться, что ребёнок усвоил названия инструментов и запомнил их звучание, игрушки убирает за ширму. Взрослый повторяет уже за ширмой игру на разных инструментах, а ребёнок по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна». Если ребёнок легко справляется с заданием, его можно усложнить.

Развитие внимания у детей в возрасте 2 – 3 лет

Каждый из нас замечал то, как новорожденный вздрагивает и пугается от громкого звука и резко поворачивается в сторону его происхождения. Так малыш реагирует, дабы определить опасность и защититься. Так у него появляется врожденный рефлекс, который плавно переходит в рефлекс внимания.

Но ребенок –это чистый лист, и без нашей помощи ему будет трудно развивать этот процесс. Мы, родители, должны приложить все усилия, чтоб у малыша правильно развивалось внимание, с этим согласны и педагоги и психологи.

Внимание запускает и тормозит все психические и физиологические реакции. Хорошего результата при развитии внимания можно достичь с помощью логики (логического мышления), образное мышление, память феноменальная и, конечно же, сила воли.

Давайте подробнее рассмотрим сам процесс развития внимания у детей в возрасте 2 – 3 лет.

В 2 года малыш делает все по-своему, так, как ему нравится, и внимание в этом случае непроизвольное (пассивное). Все зависит от того, чем занят и что заинтересовало ребенка. Интересное занятие привлекает большее внимание ребенка. Но не удивляйтесь, если малыш вдруг бросает одно и хватается за другое, более увлекательное, для него, занятие. Это связано с тем, что внимание в таком возрасте довольно не стойкое.

немного все меняется. Ребенок начинает много болтать, с помощью разговоров можно подольше удержать внимание ребенка. Вам важно научить малютку внимательности и умению слушать, в таком случае, в школе, вашему ребенку будет намного легче. Начинайте в этом возрасте чаще читать сказки, книги, стихи вслух и просите малыша рассказать то, о чем вы прочитали.

Главная наша задача: способствовать превращению внимания из пассивного в активное. Для облегчения обучения, нужно объяснять, что каждое упражнение имеет свой результат, расскажите, что должно получится в итоге, но так, чтоб результат заинтересовал ребенка. В таком случае, малыш будет заниматься с интересом, и будет стремится достичь оставленной цели. Не забывайте хвалить за каждую победу, даже маленькую и не значительную.

у чится переключать свое внимание. Хотите проверить, умеет ли ваш ребенок это делать? Это очень просто! В момент, когда малыш чем-то увлечен, например игрой, спросите его о чем-нибудь. Если малыш сразу вам не ответил и не обратил внимания – не беда, повторите вопрос еще раз, пока вы не увидите реакцию. Если ребенок ответил вам, но продолжает заниматься своим делом, значит процесс начался и у малыша развивается двухстороннее внимание. Значит очень скоро он будет с легкостью совмещать два-три дела одновременно.

В три года ребенок начинает понимать смысл, прочитанного вами произведения, книги, сказок. Начинает понимать вещи, которых нет рядом в поле видимости. Вот еще один шаг к развитию внимания.

Гуляя , увидев на улице кошку, спросите ребенка напомнить вам, где он еще видел такое же животное. Можете поменяться местами: пусть кроха спрашивает, а вы отвечайте, и как бы «случайно» ошибайтесь. А он пусть поправляет вас. Такие упражнения способствуют развитию активного внимания у ребенка.

Показатели развития внимания у детей в возрасте 2 – 3 лет

2 года. Вы указываете ребенку на любой предмет (жестом или словом), он его внимательно рассматривает.

2,5 года. Пытается заканчивать начатое занятие. Происходит формирование привычного внимания – это переходная ступень между пассивным и активным.

3 года. Ребенок может рассказать о предметах, которых в данный момент нет рядом. Ориентировочный рефлекс постепенно сменяется волевым усилием.

Формирование внимания у детей 2-3 лет

Известно, дети появляются на свет с набором некоторых врожденных рефлексов. Новорожденные вздрагивают от резких, громких звуков и поворачиваются в сторону звука. Таким образом, ребенок определяет для себя источник опасности, чтобы защититься. По мере роста и развития малыша, такой врожденный рефлекс перерастает во внимание. Но этот процесс не возможен без участия и помощи взрослых. Родители должны создать условия и использовать все возможности для развития внимания у малыша.

В двухлетнем возрасте внимание ребенка непроизвольное, не стойкое, пассивное. Такой малыш занимается только тем, что ему нравится. Длительность занятия будет напрямую зависеть от степени заинтересованности предметом. Чем интереснее игрушка, тем дольше ребенок будет играть с ней. И, все же, в этом возрасте малыш не в состоянии долго фиксировать свое внимание на данном предмете. Не удивительно, что ребенок вдруг может переключиться на другой объект.

В два с половиной года дети начинают больше разговаривать. На смену отдельным словам приходят небольшие предложения с соответствующими интонациями. В этот период взрослые при помощи речи могут заострить и удержать внимание ребенка, на чем-либо. Читайте ему любимые книжки. Обязательно обсудите прочитанное, побуждая малыша рассказать о том, что он услышал. В школе ребенку будет намного легче осваивать знания, если вы научите его внимательно слушать.
Заменить нестойкое, непроизвольное внимание активным – вот главная задача на данном этапе. Важно объяснить малышу, что в любом «уроке» есть цель, которую необходимо достичь и что нужно для этого сделать. Сделайте так, чтобы конечный результат заинтересовал ребенка. Тогда он будет упорно тренироваться и добиваться поставленной цели. Не забудьте обязательно похвалить малыша за его маленькие достижения.

В три года у ребенка появляется умение переключать внимание. Когда малыш увлеченно занят игрой, попробуйте поговорить с ним совсем на другую тему. По всей вероятности вам придется обратиться к нему несколько раз, пока он не услышит вас. И если он сможет ответить, не прекращая игру, можно говорить о развитии двухстороннего мышления. Со временем дети с успехом могут справляться одновременно с несколькими заданиями.

Постепенно дети начинают улавливать смысл услышанных сказок, выученных песенок и стихов. Это еще одно достижение в развитии внимания у ребенка. Увидев знакомые предметы или животных на улице, вы можете вместе вспомнить, в какой сказке вы читали об этом. Поиграйте с ребенком, пусть теперь он задает вопросы. Отвечая, случайно ошибитесь и понаблюдайте за реакцией малыша. Распознает ли он ошибку в вашем ответе? Такие игры очень полезны для развития активного внимания.

Способность фиксировать внимание у детей 2-3 лет разная. Но все же ребенок может овладеть следующими навыками:

В 2 года может внимательно рассматривать предмет, на который указывает взрослый. Идет развитие пассивного внимания.

В 2,5 года пассивное внимание постепенно заменяется активным. Ребенок способен более длительно сосредотачиваться на игре, пытается закончить начатую игру.

В 3 года он уже может рассказать о знакомых предметах, даже если он не видит их в данный момент. Ребенок действует уже не рефлекторно, а при помощи собственных знаний и умений.

Если ваш малыш недостаточно внимателен для своего возраста, то не стоит бить тревогу. Сейчас много методик, которые в игровой форме помогут наверстать упущенное.

Источники:

http://m.baby.ru/community/view/44180/forum/post/81664344/

http://club-mam.com/parenting/formirovanie-vnimaniya-u-detey-2-3-let.html

http://fellowtraveler.ru/otdyh-s-detmi/sredizemnoe-more-otdyh-s-detmi

Ссылка на основную публикацию