плюсы и минусы, этапы проведения занятий, важные рекомендации

Проведение анализа открытого занятия

Татьяна Николаевна Лютая
Проведение анализа открытого занятия

Существует два вида открытого занятия. Первый – это самоанализ занятия воспитателем. Второй вид – это анализ присутствующих.

Если это открытое занятие, где присутствовали воспитатели с других групп, учителя, то следует исходить из цели этого занятия.

Для каждой цели есть свой алгоритм просмотра. Обмен мыслями во время анализа просмотренного занятия прекрасная возможность повышения профессионального мастерства, не только того, кто его проводил, но, и присутствующих. Очень важно проанализировать занятие. Для этого предлагаем ориентированный алгоритм анализа занятия во время открытого просмотра.

Шаг 1. Оцениваем готовность детей к занятию

Во-первых, следует обратить внимание на то, как педагог объяснил детям присутствие посторонних на занятии, далее – на мотивацию последующей работы.

Шаг 2. Анализируем соответствие фактического содержания занятия поставленной цели

Необходимо проанализировать соответствие фактического содержания занятия (объем предложенного детям материала, его характер, употребление игр и упражнений) поставленной цели.

Шаг 3. Определяем эффективность организации детей на занятии

В соответствии с целью занятия следует определить эффективность организации детей на нем:

• выбор методов и приемов обучения с точки зрения придатности для реализации цели занятия;

• результативность способов стимулирования познавательной активности детей;

• оптимальность темпа речи воспитателя и темпа работы детей;

• способы привлечения концентрации внимания детей;

• использование приемов, препятствующих утомлению;

• уровень сформированности организационных умений и навыков.

Шаг 4. Анализируем ход занятия

Очень важно проанализировать предложенный ход (последовательность) работы на занятии, именно уместность:

• распределение времени на разные виды деятельности;

• смены разных видов деятельности, как по содержанию, так и по форме восприятия.

Шаг 5. Оцениваем структуру занятия и подаем качественную характеристику его отдельных элементов

Необходимо проанализировать соответствие выбранной структуры занятия относительно цели, а также мотивацию и последовательность каждого этапа занятия, логическую связь между ними. Следует оценивать мотивированный микроклимат занятия.

Шаг 6. Определяем стиль общения воспитателя, ведущего занятие

Одним из признаков успешности занятия является стиль общения педагога с детьми. Поэтому очень важно определить:

• стиль общения воспитателя с детьми, ведущего занятие;

• общую эмоциональную атмосферу общения;

• правильность и нормативность речи воспитателя;

• приемы стимулирования детей к взаимодействию.

Шаг 7. Анализируем употребляемые приемы формирования оценочно-контрольных действий

Систематическое обучение детей дошкольного возраста оценочно-контрольных действий дает возможность педагогу развить у них правильную речь, сформировать предпосылки учебной деятельности к школе. Поэтому важно проанализировать:

• стимулирует ли педагог детей к контролю и оцениванию речевой деятельности;

• создает ли ситуации взаимоконтроля.

Шаг 8. Осуществляем общее оценивание занятия

Наконец необходимо обобщить предыдущие выводы и осуществить оценивание занятия.

Путь к высокому мастерству педагогов – длительный и даже тернистый. Успех зависит от многих факторов. Во-первых, от их комплексной психолого-педагогической подготовки. Не менее важным является приобретение практического профессионального опята, обогащению которого является показательные открытые занятия в том числе.

А помощь старшего воспитателя в овладении техникой и технологией анализирования и посещения занятий своих коллег, является ключом усовершенствования педагогами собственного мастерства к самоанализу.

Анализ занятия во время открытого просмотра

Шаг 1 Оцениваем готовность детей к занятию

Шаг 2 Анализируем соответствие фактического содержания занятия поставленной цели

Шаг 3 Определяем эффективность организации детей на занятии

Шаг 4 Анализируем необходимость предложенного хода занятия

Шаг 5 Оцениваем структуру занятия и подаем качественную характеристику его отдельных элементов

Шаг 6 Определяем стиль общения воспитателя на занятии

Шаг 7 Анализируем использованные приемы формирования оценочно-контрольных действий

Шаг 8 Осуществляем общее оценивание занятия

Анализ группового занятия «Звуки [ш]-[ж]» Анализ группового занятия, проведенного студенткой …. в подготовительной группе детского сада № «» Занятие, проведенное студенткой ….по.

Анализ контрольно-итогового занятия по развитию речи во второй младшей группе Анализ контрольно-итогового занятия по развитию речи во второй младшей группе 1. Тема занятия: «Как зайчик свою сказку искал». 2. Воспитатель:.

Анализ открытого занятия для 2 класса «Из всех земных чудес мне милее русский лес» Анализ открытого занятия для 2 класса. Тема занятия «Изо всех земных чудес мне милее русский лес». Цели: формирование ответственного отношения.

Анализ открытого занятия НОД по ФЭМП в средней группе «На поиски клада» В своей работе я всегда стремилась доставлять детям удовольствие математикой, и в этом мне помогает программа «Занятия по формированию элементарных.

Анализ занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуки, буквы и слова» Возрастная группа: подготовительная к школе группа-подгруппа детей (8 человек) Цель: Совершенствовать умения различать на слух и в произношении.

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Звуко-буквенный анализ, синтез слов» Цели: Обучающие: 1. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи: • развитие фонематических процессов; • формирование навыков анализа.

Конспект логопедического занятия «Звуко-буквенный анализ слов» Цели: 1. Повторить что такое звуки, буквы. 2. Упражнять в выделении гласных и согласных из слов. 3. Развивать навыки звукового анализа.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуковой анализ слов. Закрепление изученного материала» ЗАНЯТИЕ №13. Тема: «Звуковой анализ слов. Закрепление изученного материала». Цель занятия: закрепить знание изученных тем путём тренировочных.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуковой анализ слов. Моделирование односложных сов». (подготовительная группа). ЗАНЯТИЕ №11. Тема. Звуковой анализ слов. Моделирование односложных сов. Цель: закрепить умение выделять звуки в слове, давать им характеристику;.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуковой анализ слова [роза]» Цель: обобщение пройденного материала по звуковому анализу слова. Задачи: – отрабатывать способы определения гласных и согласных звуков;.

Рекомендации по организации и проведению занятий

«Рекомендации по организации и проведению занятий».

Воспитатель: Усынина Елена Геннадьевна

Требования к воспитателю в коррекционном учреждении

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Это высказывание К. Д. Ушинского является правилом для каждого воспитателя.

Большую часть времени дети в специальных (коррекционных) учреждениях проводят, взаимодействуя с педагогом-воспитателем (от 8 до 10 часов в сутки и более). Отношение педагога – воспитателя специальных образовательных учреждений, умение его взаимодействовать с особым ребенком полностью отражаются на состоянии, поведении, личностных проявлениях детей не только в период пребывания их в детском доме, но и в последующие годы.
Педагог – воспитатель, в этой ситуации, находится в процессе непрерывного поиска индивидуальных методов, форм и средств взаимодействия для эффективной помощи ребёнку с ограниченными возможностями. Понимая целостность процесса развития ребёнка, значимость разумного сотрудничества (взаимодействия) с ним, воспитатель должен уметь создавать условия «семейных» доверительных отношений. Многоплановость профессиональной деятельности педагога – воспитателя и её специфика предъявляет определённые требования к умениям взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями.

Воспитатель в коррекционной школе:

  • прививает обучающимся любовь к труду, высокие моральные качества, навыки культурного поведения, необходимость соблюдения ими правил личной гигиены;
  • контролирует выполнение режима дня воспитанниками, своевременное выполнение домашнего задания, оказывает помощь в учении и в разумной организации досуга;
  • осуществляет совместно с врачом мероприятия, содействующие укреплению здоровья и физическому развитию воспитанников;
  • поддерживает постоянную связь с учителями, медицинским персоналом; привлекает детей к самообслуживанию и другим видам общественно – полезного труда с учётом возраста, пола, физических и психических возможностей детей, норм и требований гигиены охраны их здоровья; не должен оставлять детей одних.

Воспитателю необходимо чётко и целенаправленно планировать свою работу с учётом ежедневной индивидуальной работы с детьми.

  • проводить работу, направл енную на максимальную коррекцию недостатков психофизического развития детей, их социальную адаптацию;
  • изучать личность ребёнка, его интересы и использовать полученные материалы для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания, учитывать в работе рекомендации и назначения врачей – психиатра и педиатра;
  • В своё рабочее время н есёт большую ответственность (по закону) за жизнь и здоровье детей.

Общие рекомендации по проведению воспитательных часов.

Необходимо приучать детей к точному началу воспитательного часа (т.е. в точно установленное время). Заранее воспитатель готовит помещение к занятию – организует проветривание, проверяет чистоту и порядок (нельзя заниматься в грязном, замусоренном помещении), готовит влажную тряпку, мел, делает необходимые записи на доске, готовит дидактический материал.

Во время проведения занятий воспитатель контролирует дисциплину и порядок.

Перед проведением занятия необходимо собрать всех воспитанников. Чтобы не сбивать ритм занятий, нужно приучать, чтобы они ходили в туалет перед воспитательным часом.

Воспитательный час должен проводиться в разнообразных формах. Это может быть беседа, инструктаж, викторина, тестирование, диспут, практическое занятие, экскурсия. В процессе самого занятия также необходимо применять разнообразные методы и приемы. Неправильно все занятия строить на монологе воспитателя, самому задавать вопросы и отвечать на них. Необходимо ставить воспитанников в активную позицию, обращаясь к их личному опыту.

Каждое отдельное воспитательное занятие – это маленький кирпичик в общей системе занятий, поэтому он должен быть связан с предыдущим материалом и создавать основу для будущего. По каждому отдельному разделу необходимо продумывать структуру взаимосвязанных занятий.

При проведении занятий воспитатель должен четко понимать для себя следующие вещи:

Тема занятия – о чем он будет говорить, что объяснять, над чем работать.

Цель занятия – это очень важный момент, часто воспитатель сам не может внятно объяснить, какую цель он ставит, проводя занятие (т.е. получается бесцельное занятие), а если цель не ставилась, то и результата в итоге нет.

Методы и приемы. Каждый вопрос внутри занятия – это его маленькая ступенька. Под каждый вопрос (а также, под каждую задачу) воспитатель подбирает методы и приемы (в зависимости от группы, места действия в общей структуре подготовки и т.д.). Разнообразие методов и приемов пробуждают интерес детей, делают обучение легким и приятным, незаметным для ребенка.

Это может быть – викторины, тестирование, проблемные вопросы, дискуссии, инструктажи, работа с карточками, игровые формы.

При разборе занятия воспитатель должен быть готовым отвечать на вопросы:

При решении этой (указанно у него) задачи какие методы и приемы Вы применяли?

Почему Вы выбрали именно их (обоснуйте целесообразность)?

Насколько удачным оказалось их применение?

Обязательно необходимо продумать и записать те вопросы, которые воспитатель будет задавать детям.

Задачи занятий – большая цель разбивается на отдельные, узкие задачи. В конечном итоге, при самоанализе своего занятия, ответив на вопрос – насколько успешно были решены поставленные задачи, воспитатель может сказать об успешности занятия.

Задачи занятий условно можно разделить на три типа:

  • дидактическ ие (учебные)
  • коррекционно-развивающие (коррекция….расширение…)
  • воспитательные (формирование. воспитание. )

Как правило, в методически грамотном занятии выделены задачи всех трех типов, иначе получается обучение без воспитания, или абстрактное воспитание, или воспитание (обучение), не учитывающее особенности психического развития ребенка.

Вопросы – это подразделы темы. Например, тема «Кухонная посуда» может включать вопросы:

Виды кухонной посуды.

Правила ухода (за посудой разного типа).

Средства ухода за посудой.

Обязательно следует учесть, что направление занятия на объяснение нового материала, его закрепление, систематизацию, расширение знаний, на контроль усвоения, на формирование новых навыков и умений, их закрепления, на контроль их сформированности.

Это важный момент, и необходимо соблюдать логическую последовательность в подаче материала.

Воспитатель должен честно уяснить для себя: в результате занятия, какие конкретно знания будут даны (или закреплены, или расширены, систематизированы, проконтролированы) и какие конкретно умения, навыки будут отрабатываться (формироваться, закрепляться, контролироваться).

Методически грамотно выделять в любом занятии три психолого-педагогические и организационные части:

Вступление, организационная часть. В этой части: проверка наличия детей, их готовность. Далее необходимо мотивировать детей, объявить тему (либо дать им самим догадаться), объяснить (привести примеры) почему она важна, заинтересовать ею, провести игровую разминку.

Основная часть. При необходимости, перед подготовкой нового материала, здесь можно повторить, закрепить или проверить ранее изученный. После этого идет работа с новым материалом.

В заключительной части – проводится рефлексия занятия. «Что мы сегодня узнали нового, чему научились? Что Вам особенно понравилось, что нет, почему? И т.д.

Необходимо обязательно учитывать валеологические аспекты:

Контроль осанки, физкультминутки, паузы для отдыха глаз и т.д.

Для более успешного проведения воспитательных занятий можно рекомендовать воспитателю готовить конспект, где указать тему, задачи, вопросы, методы и приемы, использованную литературу.

Хорошо проведенное занятие – это результат большой кропотливой работы (особенно для начинающих воспитателей). Алгоритм проведения работы такой:

Посмотрите тему, посмотрите на какие вопросы Вы ее разобьете.

Определите порядок прохождения вопросов (что вначале, что потом).

Сформулируйте задачи занятия.

Продумайте по виду занятия – эти задачи легче решить через инструктажи, практические занятия, игровые формы, экскурсии или их комбинацию.

Подумайте, какие методы и приемы Вы будите использовать по каждому вопросу.

Определите структуру занятия:

Как Вы будете мотивировать детей в водной части. Как Вы их заинтересуете, удивите, привлечете внимание!

Как в основной части Вы будете решать поставленные задачи? Как будете поддерживать интерес детей.

На что обратите внимание в заключительной части. Какие вопросы зададите?

Еще момент: как эта тема связана с предыдущей? Буду ли я на этом задании повторять, закреплять, контролировать ранее изученный материал? Как?

И конечно, перед такой работой необходимо посмотреть дополнительную литературу, газеты, журналы. Если нужно, заранее подготовить карточки и другой раздаточный материал.

Попробуйте несколько раз отрепетировать занятие, если нужно, перед зеркалом или магнитофоном. Все ли проходит гладко? В чем затруднение? В конце репетиции ответьте себе на вопрос: Я достиг поставленной цели? Мне нравится мое занятие? Если дети будут «засыпать», что я буду делать?

Условно можно выделить два основных момента, на которые обращает внимание администрация при проверке знаний:

Результативность – насколько занятие оказалось понятным для детей, в какой степени решены поставленные задачи, какие знания и умения воспитанники получили.

Яркость, интересность – от этого момента зависит первый момент. Насколько детям было интересно, насколько воспитатель сумел их увлечь, пробудить интерес.

Если система занятий у воспитателя такова, что дети с ужасом и унынием ждут воспитательного часа, сидя, считают минуты до его окончания, сидят с пустыми лицами и занимаются своими делами – это приговор воспитателю как педагогу о его проф. непригодности. Необходимо не допускать такого состояния и после первых занятий с таким исходом очень внимательно и честно проанализировать – что я делаю не так, в чем причина, что необходимо изменить?

Необходимо постоянно работать над собой, профессионально расти – осваивать новый педагогический опыт, читать методическую литературу, ходить на занятия более опытных коллег, собирать необходимый материал.

Методика проведения беседы

Беседа – организованный разговор воспитателя с детьми, посвящённый одному какому – либо вопросу.

Диалог – разговор, беседа – является основной формой речевого общения ребёнка со взрослыми и своими сверстниками.

В школьной педагогике термином «беседа» называют один из методов передачи теоретических знаний по любому предмету. В процессе беседы развивается умение беседовать, т. е. развивается умение вести диалог, и, следовательно, речь обогащается соответствующими синтаксическими формами, а также лексикой, отражающей данную область действительности.

Тему беседы воспитатель планирует заранее: подбирает к ней материалы, иллюстрации, проводит подготовительную работу с детьми, продумывает ход беседы. Тема настоящей беседы должна быть близка и понятна детям.

Продолжительность беседы 25 – 40 минут. В беседе вполне уместны игровые приёмы эмоционального характера: небольшие словесные игры, игровые упражнения, загадки, слушание музыки, чтение художественной литературы, физкультминутки.

В каждой беседе воспитатель применяет наглядный материал. Назначение его разнообразно: он помогает сосредоточить внимание детей, уточняет или обогащает их знания, облегчает участие в беседе подключением разнообразных анализаторов. Материал, используемый в качестве наглядности, должен ярко иллюстрировать программное содержание беседы. В беседе воспитатель:

Уточняет и упорядочивает опыт детей, т. е. те представления и знания о жизни людей и природы, которые дети приобретают во время наблюдений под руководством педагога в разнообразной деятельности, в семье, в школе.

Воспитывает у детей правильное отношение к окружающему миру.

Приучает детей целеустремлённо и последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы.

Учит просто и понятно излагать свои мысли.

При проведении беседы воспитатель должен стремиться к тому, чтобы все дети были активными её участниками. В беседах дети приобретают знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшей жизни.

Основным приёмом обучения в беседе являются вопросы. Используются вопросы различной сложности: как по содержанию, так и по форме. Особенно важны вопросы, требующие от детей умозаключений, суждений, устанавливающие связи между объектами.

В беседе используются различные приёмы словарной работы, для обучения родному языку, для активизации, обогащения, уточнения словарного запаса детей.

Анализ занятия педагога. Методические рекомендации

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Как отличить простую усталость от профессионального выгорания?

Можно ли избежать переутомления?

Анализ занятия педагога

Представленный материал содержит рекомендации, памятки, образцы анализов и самоанализов занятий. Здесь можно найти позитивный и своевременный совет, что помогает нам в стремительном потоке времени и дел сохранять душевное равновесие и здравый смысл

ГУДО «Республиканский центр

для слепых и слабовидящих детей и взрослых»

Почему занятие утвердилось в роли основной формы дополнительного образования? . ……………………………………………………………….. 4

Что необходимо для проведения результативного занятия. 4

Каковы правила организации занятия. …………………………………….. 4

Каков план действия педагога при разработке структуры занятия. 5

Памятка начинающему педагогу ………..………………………………….…. 7

Наблюдение за занятием должно охватывать……………………………..……………………………….……. 8

Лист наблюдения и оценки учебного занятия ………………….……………11

Технологическая карта занятия ……………………….………………..…….13

Анализ учебного занятия (дидактический аспект) ………………..………. 15

Примерная памятка для самоанализа занятия педагогом дополнительного образования …………………………………………………………………….17

Карта выявления уровня организации и проведения практических занятий ………………………………………………………………………………. 18

Анализ занятия педагога дополнительного образования обучающимися …………………………………………………………………………………. 19

Примерный вариант анализа учебного занятия ………………………….…..20

Анализируем занятие …………………………………………………….…. 21

Очень часто к методисту с вопросами идут педагоги. Что их волнует, тревожит? У кого-то сложная педагогическая проблема, требующая скорейшего разрешения, кому-то нужна методическая консультация, а кто-то сегодня просто не в духе и ему нужен добрый совет…

Представленный материал содержит рекомендации, памятки, образцы анализов и самоанализов занятий. Здесь можно найти позитивный и своевременный совет, неожиданный взгляд на привычные вещи, народную мудрость – все то, что помогает нам в стремительном потоке времени и дел сохранять душевное равновесие и здравый смысл.

Занятие является «ядерным», основополагающим элементом системы дополнительного образования. С каких бы позиций мы не рассматривали дополнительное образование, любой его аспект так или иначе нацелен на организацию и проведение эффективного занятия.

Почему занятие утвердилось в роли основной формы

Во-первых, на занятии присутствуют все участники данного образовательного объединения. Во-вторых, занятие обладает гибкостью, адаптивностью, позволяющей изучать самый разнооб­разный по содержанию и беспрерывно обновляющийся материал. В-третьих, только на заняти­ях возможно изучать систематически весь курс программы. В четвертых, занятие позволяет сочетать индивидуальную работу учащихся с коллективной.

Во время проведения занятия педагог практически реализует почти все важнейшие учебно-воспитательные задачи, которые стоят перед ним: передает учащимся новые знания, формирует у них умения и навыки, развивает их познавательные интересы и творческие способности, во­лю, характер и другие жизненно ценные качества личности.

Что необходимо для проведения результативного занятия?

Чтобы провести эффективное занятие, необходимо знать функции занятия и конечную цель деятельности педагога по организации занятия, потом установить средства ее достижения, что поможет достижению цели, а затем определить способ, как действовать, чтобы достичь резуль­тата.

Каковы правила организации занятия?

Первое – определить цель, заранее запланированный конечный результат (чего надо дос­тичь).

Второе – отобрать содержание материала занятия, т.е. определить его объем и сложность в соответствии с поставленной целью и возможностями учащихся; установить связь содержания с жизненным опытом учащихся и способами умственных и практических действий; определить систему заданий и самостоятельных работ учащихся.

Материал занятия делится на более обособленные части по смыслу, с выделением наиболее важных вопросов. Второстепенные же вопросы и мелкие детали группируются вокруг главных. Таким образом, изложение материала развертывается не как ровная нить, а имеет узлы. На этих узлах сосредоточивается внимание обучающихся и делаются выводы.

Третье – выбрать наиболее эффективное сочетание приемов и методов в соответствии с по­ставленными целями и задачами и содержанием материала.

В зависимости от содержания материала занятия планируется и деятельность обучающихся. При одних методах активность детей на занятии ограничивается пониманием и запоминанием учеб­ного материала. При других – обучающиеся не только получают знания, но и приобретают умения добывать их, самостоятельно работать с литературой, наблюдать, анализировать и обобщать факты, объяснять новые явления при помощи изученных законов и правил. Именно такие ме­тоды обучения развивают познавательные интересы учащихся. Вызывают максимальную ак­тивность, удовлетворяют их разнообразные запросы.

Четвертое – оснащение занятия разнообразными средствами обучения. Оснащение тесно связано с методами занятия и оказывает существенное влияние на их эффективность.

Пятое – управление деятельностью учащихся со стороны педагога. Педагог – не только ис­точник знаний. Он обучает и воспитывает всеми качествами своей личности, оказывает всесто­роннее воздействие на ребенка, его разум, чувства, волю, манеру поведения.

Успех занятия зависит от педагога как личности: насколько широко он образован и методи­чески опытен, как относится к своему делу и к детям, хорошо ли он подготовлен к занятию, с каким настроением ведет занятия, умеет ли наблюдать за детьми, понимать их переживания, тактично влиять на каждого. Все это вместе характеризует стиль работы педагога, его педаго­гическое мастерство и определяет силу воспитательного воздействия его на личность ребенка.

Шестое — педагог на занятии работает с целым учебным коллективом и с каждым ребенком в отдельности.

Каков план действия педагога при разработке структуры занятия?

План действия педагога при разработке структуры занятия представляется в следующей по­следовательности:

Формулировка цели и задач занятия.

Выбор модели структуры занятия.

Выделение смысловых блоков.

Формулировка познавательных задач к каждому блоку.

Планирование познавательной деятельности учащихся применительно к каждой познава­тельной задаче (т.е. отбор методов, методических приемов и форм организации деятельности: фронтальная, индивидуальная и коллективная).

Анализ хода занятия с точки зрения того, ведет ли он к достижению выдвинутых цели и за­дач.

Внесение необходимых корректив.

Следует помнить, что структура занятия тесно связана с его организацией:

Четкое продуманное педагогом распределение времени, а также своих обязанностей и обя­занностей учащихся.

Руководство и управление познавательной деятельностью всех учащихся.

Сочетание коллективной работы с групповой и индивидуальной.

Систематическая обратная связь.

Обеспечение дисциплины и порядка в течение занятия.

То есть без хорошей организации занятия никакая структура не обеспечит реализацию цели.

Уровень знаний и навыков обучающихся, педагогическое мастерство педагога оцениваются в основном во время посещения учебных занятий.

Наблюдение за занятием должно охватывать:

1 ) Организационную сторону занятия. Присутствующий устанавливает, своевременно ли приходит педагог в учебное помещение, (кабинет), имеется ли в наличии план занятия, подготовлены ли пособия, оборудование, мел, доска, готовы ли ребята к занятию, санитарное состояние кабинета, дежурство и общий порядок;

2 ) Содержание занятия . Оцениваются глубина и научность объяснений педагога, устанавливается ли связь с действительностью, используется ли материал занятия в воспитательных целях, привлекаются ли дополнительный материал, последние достижения науки, интересно ли ведется объяснение, применяются ли средства наглядности, чертежи, схемы, модели. Каково содержание ответов обучающихся, глубина их знаний, уровень самостоятельности, культура речи, система стимулирования;

3 ) Воспитывающую роль занятия. Использует ли педагог содержание материала в воспитательных целях, какова система педагогических требований. Приучены ли ребята к труду, самостоятельной работе, выполняют ли правила поведения. Обращает ли педагог внимание на поведение обучающихся, их отношение к работе, взаимопомощь, принципиальность, деловитость, дисциплину;

4) Методическую сторону занятия:

а) руководитель (присутствующий методист, коллега) обращает внимание на методы опроса (если таковой необходим), приемы активизации группы во время опроса, на то, сколько времени уходит на опрос, углубление знания во время опроса;

б) тщательно изучаются методы и приемы работы педагога во время объяснения: внимательно ли его слушают, какими приемами добивается преподаватель развития мышления обучающихся, их самостоятельности и индивидуальных способностей, что делает педагог для того, чтобы ребята прочно усваивали материал, какие из современных методов обучения используются;

в) как применяются наглядные и технические средства обучения, как организованы опыты и практические работы;

г) способы закрепления знаний, решения проблемных задач, выполнения самостоятельных работ;

д) техника задания на дом и проверка домашних заданий (если таковые необходимы и используются);

е) ведение рабочих тетрадей, записей, проверка этих тетрадей, выработка умений составлять конспекты, делать чертежи, схемы (если таковые необходимы);

5) Особенности поведения педагога на занятии. Не меньший интерес для руководителя (методиста, коллеги) представляет и роль педагога на занятии как организатора и дирижера, его культура, речь, такт, одежда, манеры, привычки, взаимоотношения с обучающимися.

Таким образом, наблюдение за занятием имеет всесторонний, комплексный характер, охватывает все компоненты учебной работы. Наблюдение – это лишь первый этап контроля, второй – разбор занятий, всесторонний его анализ, выработка рекомендаций по совершенствованию работы педагога.

Занятие нельзя анализировать абстрактно исходя из каких-то вечных, незыблемых критериев. Прежде всего, не следует искать на каждом занятии применения всех без исключения средств и методов работы. Требовать, чтобы все учебные занятия были комбинированными, включали все “элементы” — это значит схематизировать учебный процесс, упрощать его.

Анализируя занятия , нужно учитывать, по крайней мере, такие конкретные обстоятельства:

а) особенности темы . Могут быть занятия, где нет надобности применять наглядные пособия или технические средства, вызывать к доске, работать с книгой;
б) возможности образовательного учреждения, наличие кабинетов, технических средств, наглядных пособий, нужных книг в библиотеке.

Анализируя занятие, важно обратить внимание, все ли использовал педагог, но вместе с тем предъявлять реальные разумные требования;

а) состав данной учебной группы, уровень развития и способностей обучающихся (нередко мнение о занятии составляется на основе ответов обучающихся, контрольных и практических работ, а уровень развития ребят, их способности при этом не учитываются);

б) индивидуальность педагога, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы.

Кроме того, мы считаем односторонний анализ занятия (только со стороны методистов, коллег или только самоанализ) недостаточно достоверным и недостаточно надежным и, в итоге, нерациональным и неэффективным. Наиболее точный диагностический срез мы можем получить, исходя из соотношения результатов анализа занятия как можно большим числом категорий лиц, участвующих в образовательном процессе: самоанализа занятия педагогом; наблюдающими коллегами, методистами, руководителями образовательного учреждения; анализа занятия обучающимися как потребителями образовательного процесса; анализа занятия родителями (попечителями) как основными заказчиками образовательного процесса.

Формы разбора могут быть самыми разными. Наиболее рациональна, как кажется, такая схема:

1. Во время занятия присутствующие (коллеги, методисты, руководители образовательного учреждения, родители) анализируют занятие по критериям, отражаемым в бланке «Лист наблюдения и оценки занятия». По окончании занятия они сдают бланки с результатами анализа присутствующему специалисту.

2. По окончании занятия сам педагог рассказывает о своем занятии, о том, что ему, по его мнению, удалось, что нет. Начиная с этого этапа и далее, дети не присутствуют;

3. Затем присутствующий специалист (коллега, методист, руководитель – один уполномоченный представитель) анализирует положительные стороны занятия, выявленные как специалистами, так и заказчиками образовательного процесса;

4. Затем присутствующий заказчик образовательного процесса (родитель, попечитель – один уполномоченный представитель) вносит поправки и добавления, предложения по организации и содержанию занятия со своей точки зрения;

5. Только после этого следует разбор отрицательных моментов, выявленных специалистами (в случае общего отрицательного результата занятия родители на этом этапе не присутствуют);

6. Наконец, делаются предложения, как избавиться от недостатков;

7. После разбора педагог вновь высказывает свое мнение, и, наконец, в обсуждение проблем включаются все присутствующие.

Источники:

http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/%C2%ABrekomendatcii_po_organizatcii_i_provedeniyu_zanyatij%C2%BB_175601.html

http://infourok.ru/analiz-zanyatiya-pedagoga-metodicheskie-rekomendacii-3619591.html

http://sustavos.ru/lfk-i-uprazhneniya-pri-skolioze-polza-i-pravila-vypolneniya/

Ссылка на основную публикацию