преимущества и особенности программы, показания и ограничения

Преимущества свободного программного обеспечения

История Linux систем

Двадцать четыре года назад, 17 сентября 1991 года произошло рождение операционной системы Linux. Ее отцом стал тогда еще студент, а сейчас уже доктор наук Линус Торвальдс. Он написал “с нуля” ядро операционной системы семейства Unix. Причиной тому послужило впечатление, которое на него произвела ОС Minix, распространяющаяся вместе с книгой Энди Таненбаума. Проблема Minix заключалась в том, что пользоваться ей могли только люди, купившие эту книгу. Линус же решил написать свободную версию Minix. Под словом “свободную” подразумевается не только бесплатное распространение этой ОС, но и доступность исходных текстов, а так же возможность их изменять и распространять.

Хотя изначально Unix являлся операционной системой для больших ЭВМ, принципы, заложенные в него оказались со временем применимы к персональным компьютерам. С увеличением ресурсов ПК стала очевидна ограниченность операционных систем, традиционно используемых для настольных компьютеров. В то же время Unix никогда не привязывался к каким-то конкретным ограничениям.

ОС Linux обладает множеством замечательных свойств, среди которых многозадачность, многопоточность, эффективная работа с виртуальной памятью, обширные сетевые возможности.

Система Linux, как и все Unix – системы состоит из ядра операционной системы и прочих программ, которые обеспечивают решение пользовательских задач. Комплекты, объединяющие в себе ядро и набор программ и утилит называются дистрибутивами. Наиболее популярными являются дистрибутивы RedHat, Slackware, Debian, GNU/Linux, Caldera Openlinux. Обычно дистрибутивы содержат все необходимое ПО для организации как сервера так и рабочей станции.

Очень богат и мир серверного ПО для Linux. Под OC Linux работает популярный Web-server Apache, на базе которого работает около половины всех Web-узлов. Этот сервер оказывается эффективным решением для узлов различной степени сложности. Существуют системы для организации FTP-серверов, почтовых серверов, DNS, шлюзов, firewall и т.д.

Программное обеспечение является свободным, если оно позволяет обеспечивать четыре степени свободы:

· Изучение и модификации программы (доступ к исходным кодам);

· Распространение собственных модифицированных версий;

Свободное программное обеспечение имеет ряд потенциальных преимуществ:

· Бесплатное распространение. Свободно скачивается из сети Интернет, и не требуется оплачивать каждую копию или каждое обновление.

· Высокое качество. Свободное программное обеспечение обладает таким преимуществом за счет коллективной работы множества разработчиков, каждый из которых вносит определенный вклад в развитие стабильности и функциональности продукта, что позволяет использовать улучшенную версию продукта.

· Безопасность и надежность. За счет независимого доступа к исходному коду множества пользователей и применения специальных средств отслеживания ошибок, любые проблемные участки кода достаточно быстро находятся и исправляются.

· Хорошие возможности настройки. Доступ к исходному коду делает свободное программное обеспечение хорошо настраиваемой продукцией – конкретный потребитель может настроить его под свои определенные нужды.

· Надежный контроль над поведением программного обеспечения. Открытые исходные коды позволяют исследовать используемый продукт с различных точек зрения, что значительно повышает контролируемость и безопасность программы.

· Независимость от конкретного поставщика. Исходный код находится в открытом доступе, большинство лицензий позволяют вести его разработки даже после того, как прекращают поддержку проекта. При этом коммерческие организации при наличии заказчиков могут предоставлять поддержку на платной основе.

· Развитие конкурентного рынка услуг по сопровождению. Поскольку исходный код программ всеобще доступен, любая организация может выкупить с инициативой поддержки пользователей такого продукта, потребитель может осуществлять поддержку самостоятельно.

· Хорошие возможности совместной разработки. Свободное программное обеспечение поощряет развитие совместной разработки через обмен идеями, когда каждый потребитель может пользоваться идеями или их распространять, что в свою очередь поддерживает процесс развития инноваций в этой сфере.

· Высокая степень интероперабельности и масштабируемости. Многие продукты свободного программного обеспечения основаны на открытых стандартах, что снижает затраты на их интеграцию. Широкие возможности к настройкам балансировки нагрузки и кластеризации в таких продуктах, как базы данных или сервера электронной почты, позволяют учитывать рост компании или ее консолидацию с партнерами.

· Нет лицензионных ограничений. Лицензии свободного программного обеспечения накладывают меньше ограничений на пользователей, чем упрощают лицензионный менеджмент на предприятиях.

· Независимость от «моды». Свободное программное обеспечение позволяет быть «свободным» от трендов развития, диктуемых поставщиками поприетарного программного обеспечения, снизив таким образом, неоправданные затраты.

Данные преимущества не должны рассматриваться как обязательные: каждый конкретный случай выбора программного обеспечения при решении проблем организации или на определенном этапе внедрения свободного программного обеспечения существенно отличается или отсутствует вовсе.

Каждое преимущество обладает «обратной стороной», которая может принести дополнительные проблемы:

Свободное программное обеспечение может обходиться достаточно дорого, особенно на предприятии. Иногда имеется возможность получить продукт совершенно бесплатно, однако его эксплуатация может повлечь большой объем непредвиденных расходов. Доступ к исходному коду множества разработчиков.

Во – первых происходит введение в свободное программное обеспечение неоправданной, ненужной или неправильно работающей функциональности. Во – вторых, свободное программное обеспечение находится в процессе постоянной разработки и улучшения, а добавление определенных функций откладывается на неопределенные сроки, что заставляет потребителей постоянно следить за новыми версиями продукта, обновлять его и возвращаться к «предыдущим» версиям в случае, если текущая работает нестабильно.

Высокие темпы и независимость разработчиков негативно сказываются на стабильности и безопасности продукции. Проблемы, которые возникают в связи с появлением новых функций или внесение изменений в старые, могут оставаться необнаруженными и нерешенными длительное время.

Самостоятельная доработка продуктов свободного программного обеспечения связана с определенными рисками. Во – первых, в виду открытости исходного кода есть вероятность существования множества способов доработки, из которых потребитель не всегда готов выбрать наиболее качественный и перспективный. Во – вторых, появление новых версий нивелирует усилия потребителя по доработке продукта: приходится вносить заново изменения, не всегда копируются напрямую со старой версии.

Контроль над выпуском продукции усложняется высокими темпами ее разработки. С одной стороны, потребитель сертифицирует и подтверждает соответствие внутренним регламентам определенной версии продукта, с другой стороны, разработчик исправляет значительные и серьезные ошибки, которые не были замечены в процессе внутреннего аудита, или добавляет функциональность, жизненно необходимую пользователям.

Независимость от конкретного поставщика предполагает, что всю ответственность за эксплуатацию свободного программного обеспечения несет потребитель и в случае технических или организационных проблем решать их придется самостоятельно, без привлечения квалифицированной помощи.

Рынок сопровождения свободного программного обеспечения хорошо развит только для популярных «мейнстрим» продуктов, таких как операционные системы и инфраструктурные утилиты к ним, базы данных, средства поддержки программирования или веб – ориентированные программы.

Процесс развития инноваций действительно важен: многие хорошие идеи заимствуются из свободных продуктов, однако поток инноваций со стороны крупных корпораций – разработчиков программного обеспечения – все же больше.

Свободное программное обеспечение не всегда полноценно поддерживает стандарты и регламенты. По различным причинам разработчики исключают часть заложенной в них функциональности или реализуют ее с ошибками, что неизменно приводит к проблемам в случае интеграции программного обеспечения со сторонними разработками, так как количество возможных комбинаций разного программного обеспечения практически не ограниченно.

Таким образом, были рассмотрены не только очевидные преимущества использования свободного программного обеспечения, но и существенные недостатки, которые, на первый взгляд, не являются очевидными и проявляются только в процессе эксплуатации данного класса программного обеспечения, или являются следствием глобальных процессов развития информационного общества, или могут быть обозначены только после накопления достаточного опыта внедрения и сопровождения.

Дата добавления: 2015-08-31 ; Просмотров: 3802 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Критерии ограничения и противопоказания на участие в программе.

К участию в освоении программы не допускаются дети, имеющие психиатрические заболевания, требующие медицинской помощи.

Способы, которыми обеспечивается гарантия прав участников программы.

Гарантия прав участника программы обеспечивается нормативно-правовыми документами.

Права педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, социального педагога определены Должностной инструкцией специалиста.

«При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников». (ФЗ «Об образовании»).

Статья 5 ФЗ «Об образовании» определяет государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования. «Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии (далее – с ограниченными возможностями здоровья), условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов».

Права и обязанности участников программы

Участники программы Права участников программы Обязанности участников программы
Педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог -Вправе вносить изменения в календарно-тематическое планирование; -гибко менять стиль общения с детьми соответственно их школьному и жизненному опыту; -адаптировать предлагаемые упражнения (по макси­мальному уровню сложности, форме подачи, степени самостоя­тельности обучающихся в выполнении заданий и т.д.) соответствен­но возрасту и реальным возможностям детей, -учитывать, что распределение времени на отдельные упражнения будет различным. Педагогические работники обязаны: – удовлетворять требованиям соответствующих квалификационных характеристик; – соблюдать Устав Учреждения и Правила внутреннего распорядка, дополнительные инструкции; – выполнять условия трудового договора; – охранять жизнь, физическое и психическое здоровье обучающихся во время образовательного процесса; – нести ответственность за обучение и воспитание детей в Учреждении; – использовать безотметочный метод работы; – делать акцент на позитивных моментах, успешном выполнении заданий ребенком; -предлагать необходи­мую помощь; – должны иметь профессиональную подготовку по методам диагностики, обладать теоретическими знани­ями по возрастной и педагогической психологии. -хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической работы, если ознакомление с ними может нанести ущерб ребенку или его окружающим. Ряд требований к личност­ным качествам педагогов – Должны быть достаточно терпимыми и за­ранее быть готовыми к трудностям не только учебного, но и поведенческого характера ребенка; – должны уметь владеть собой и гибко управлять процессом общения с ребенком на основе заинтересован­ности, а не принуждения; – проявлять креативность в общении с детьми, уважение к внутреннему миру воспитанника.
Дети 7-12 лет с умеренной умственной отсталостью Права обучающихся охраняются Конвенцией ООН о правах ребенка, действующим законодательством РФ. Каждый обучающийся имеет право на: – защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности; – удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении; – получение квалифицированной помощи и коррекцию имеющихся недостатков развития; Запрещается: – применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся; – привлечение обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному программой. Обучающиеся обязаны: – стремиться к самостоятельному выполнению заданий педагога; – бережно относиться к имуществу Учреждения; – уважать честь и достоинство других обучающихся и работников; – быть аккуратным и опрятным в одежде; – соблюдать установленные правила внутреннего распорядка, техники безопасности, санитарии, гигиены; -регулярно посещать занятия.
Родители (законные представители) Имеют право на: -добровольное участие в программе; – уважение человеческого достоинства – отказаться от участия в программе при наличии обстоятельств, которые могут нанести вред его психическому и физическому здоровью. обязаны: – не совершать действий, наносящих психологическую или физическую травму другим участникам программы; – соблюдать режим посещения занятий

Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы:

1. Специалисты, реализующие программу, должны иметь опыт работы с детьми с умственной отсталостью.

2. Помогать детям почувствовать личностную свободу, принять себя и сверстников такими, какие они есть на самом деле.

3. Проводить занятия на высоком эмоциональном подъеме.

4. Наблюдать за стилем поведения детей.

5. Оказывать детям посильную помощь при выполнении заданий.

Требования к материально-технической оснащенности занятий.

Оформление кабинета для проведения занятий должно создавать для ребенка атмосферу уюта и психоэмоционального комфорта, не быть чрезмерно перегруженным, т.е. соответствовать требованиям необходимости и достаточности в оснащении обозримых пособий, игр, тренажеров. В то же время атмосфера в кабинете должна создавать рабочий настрой и мотивировать учащихся на учебную деятельность. Желательно, чтобы кабинет находился в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного блока, а также от залов для музыкальных и физкультурных занятий. Необходимо, чтобы родители имели свободный доступ к кабинету.

Необходимо выделить несколько критериев, по которым происходит организация рабочего пространства:

· Здоровьесбережение – соблюдение нормативных требований САНПиНа (режимы освещения, проветривания и чистоты; требования к мебели школьников; профилактика перегрузок; оптимальное соблюдение режимов труда и отдыха; удовлетворение двигательной активности учащихся, предоставление возможности проведения разнообразных по форме занятий – занятия-игры, занятия с перемещениями, занятия со сменой статической позы и др.).

· Соответствие возрасту ребенка – обеспечение условий, отвечающих возрастным особенностям школьников (уровень сложности, соблюдение возрастного диапазона игровых пособий и др.).

· Реабилитация – создание условий, максимально обеспечивающих коррекцию нарушений и компенсацию состояния (разнообразие среды направленной на коррекцию нарушения и развитие разных сфер).

Организация пространства предполагает создание рабочих зон кабинета, которые включают:

1. По отношению к детям (в соответствии с видами работ с учащимися)

Учебная зона рабочего кабинета специалиста обеспечивает место проведения занятий и содержит: парты и стулья в соответствии с численностью в группах (до 6 человек), классную доску, рабочий стол специалиста, учебные пособия, демонстративный и раздаточный материал. Учебная зона должна соответствовать требованиям САНПиНа к учебному помещению.

Двигательная зона рабочего кабинета обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей и предусматривает небольшое свободное пространство (как правило, оснащенное ковровым покрытием) для проведения подвижных упражнений и игр. Зона может использоваться для проведения нестандартных по форме занятий, чередования работы за партой и упражнений на ковре (например, дети располагаются на ковре по кругу для выполнения игры-задания).

Игровая зона рабочего кабинета обеспечивает проведение развивающей игровой деятельности и содержит оснащение игровым материалом развивающего характера в соответствии с возрастом детей. Под игровую зону может оборудоваться отдельное помещение или быть выделено пространство в кабинете – отдельный игровой стол или шкаф с игровым материалом и местом для игры).

2. По отношению к деятельности специалиста (в соответствии с направлениями работы учителя-дефектолога)

-методическую зону (пособия, программы, монографии и документация специалиста)

Коррекционно-развивающая зона содержит специально подобранный материал (пособия, игровые средства, дидактический и раздаточный материал и др) для развития и коррекции учебно-познавательной деятельности учащихся. Необходимо предусмотреть рациональное размещение наглядности с тем, чтобы пособиями было удобно пользоваться и в то же время, они не перегружали видимое пространство кабинета.

Художественное оформление стен должно быть минимальным и продуманным.

Необходимо учитывать освещенность, возможность проветривания помещения до начала занятий, во время перерывов, так как работа в шумном, мало освещенном и душном помещении значительно снижают внимание и повышают утомляемость.

Материалы.

  1. Краски, карандаши, фломастеры, маркеры, пластилин, глина, восковые мелки, пастель (для рисования).
  2. Тетради, альбомы для рисования, раздаточный дидактический материал.
  3. Журналы, цветная бумага, фольга
  4. Бумага для рисования разных форматов, цветов и оттенков, кисти разных размеров, губки для закрашивания больших поверхностей, ножницы, нитки, клей, скотч и пр.
  5. Игровой дидактический материал.

Технические средства.

Комплекс специализированного диагностического и коррекционного оборудования. Музыкальный центр для проведения упражнений, музыкального сопровождения, компьютер, телевизор. Копировальный аппарат для размножения раздаточных материалов, диагностических методик.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; Нарушение авторского права страницы

ПРЕИМУЩЕСТВА И ОГРАНИЧЕНИЯ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

R.W.Toseland и M.Siporin (1986) обобщили 32 исследования, в которых сравнивалась эффективность индивидуальной и групповой психотерапии при решении проблем межличностных отношений. В 24 работах значительных различий не было выявлено, однако оставшиеся 8 работ свидетельствуют о значительно большей эффективности групповой психотерапии по сравнению с индивидуальной. Конечно, исследования такого рода в какой-то мере двусмысленны, так как их результаты в значительной степени зависят от симпатий исследователей к одному или другому способу психотерапии, от того, какая индивидуальная и какая групповая психотерапия сравниваются, от квалификации психотерапевтов, наконец от того, как психотерапевты и консультанты понимают эффективность своей работы (по этому вопросу существуют самые разные точки зрения).

Несмотря на это, можно сразу заметить некоторые преимущества групповой психотерапии.

  1. Даже если допустить, что групповая психотерапия не является более эффективной, чем индивидуальная, она, безусловно, является более экономичной, а в наше время это довольно существенно. Как заметил K.R.MacKenzie (1990), “час пациента в групповой терапии по эффективности равнозначен часу пациента в индивидуальной терапии. Однако в группе каждый час психотерапевта может быть потенциально использован для помощи восьми пациентам (если в группе восемь участников). Групповая психотерапия более экономична и для клиентов, так как стоит на треть или половину дешевле для отдельного участника. Это является одной из важнейших причин распространения разнообразных форм групповой психотерапии в последние два десятилетия.
  2. В самой группе заложены уникальные психотерапевтические возможности, которые отсутствуют или занимают очень незначительное место в индивидуальной психотерапии. Это прежде всего межличностное (социальное) обучение, позволяющее более глубоко познакомиться со стилем своего общения с другими людьми, а также приобрести более эффективные социальные навыки. Группа дает возможность глазами других посмотреть на себя и свои проблемы, моделировать свое поведение “здесь и теперь”. В группе можно получить различные реакции других ее участников на свое поведение, увидеть с их помощью последствия своего поведения не только в группе, но и вне ее. Группа не только позволяет участникам всесторонне увидеть себя, но и оказывает поддержку при испробовании новых способов поведения. Только в группе можно полностью использовать возможность универсализации проблем и использования альтруизма.
  3. Группа значительно лучше соответствует повседневной реальности индивида, чем контакт психотерапевта – клиента. В группе без усилий “воссоздается” повседневная жизнь каждого участника – здесь они бывают такими, какими обычно бывают в отношениях с другими людьми. Это позволяет более “пространственно” увидеть их жизнь и в особенности проблемы и трудности отношений. Взаимосвязь межличностных процессов в группе и межличностных отношений вне группы увеличивает вероятность того, что усвоенные в группе новые способы поведения, изменившееся понимание себя и своих отношений с другими будут перенесены в ситуации реальной жизни.
  4. Группа предоставляет участникам возможность обмениваться жизненным опытом, способами “создания” и решения проблем, учиться на опыте других участников. Это дополнительная возможность самосовершенствования.

Однако групповая психотерапия не является панацеей от всех проблем человека. Ее применение имеет определенные границы.

  1. Несмотря на то, что групповая психотерапия все шире применяется в клинической практике, в лечении эндогенных заболеваний, пограничных личностных расстройств, здесь наиболее очевидна и ее ограниченность. Эффективность психотерапевтических групп в психиатрической клинике вызывает много сомнений и дискуссий. Правда, и достижения индивидуальной психотерапии в лечении тяжелой психической патологии не очень значительны.
  2. Предполагается, что некоторые люди из-за своих личностных свойств не могут эффективно решать свои проблемы в группе, а попав в нее, мешают делать это другим участникам (об этом более подробно поговорим при обсуждении “проблематичного поведения” в группах).
  3. Групповая атмосфера, возникающая благодаря сплоченности участников и групповым правилам, может способствовать конформности поведения участников. Хотя одной из целей группы может быть нахождение баланса между продуктивными отношениями с другими участниками группы и сопротивлением давлению группы, однако терапевту, а тем более участникам далеко не всегда удается реализовать эту цель.
  4. Наконец, некоторые групповые нормы (эмпатия, уважение, стремление к взаимопониманию, позитивная конфронтация, искренность, открытость и т.п.), необходимые для эффективной работы группы, могут порождать иллюзии, так как в жизни они скорее желаемы, чем реальны. Поэтому группа для некоторых участников может стать безопасной “экологической нишей”. Тогда человек начинает “жить” в группе, ничего не меняя в своей реальной жизни. Для таких участников окончание работы группы обычно становится катастрофой, и они либо стремятся продлить существование группы без терапевта, либо ищут другие подобные группы.

1.4. ВОЗМОЖНОСТИ КЛИНИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ
ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ: ИЗМЕНЕНИЕ УСТАНОВОК

Групповая психотерапия к концу нашего века достигла широкой популярности. Психотерапевтические группы самого разного характера работают в психиатрических и соматических больницах, в консультационных и психотерапевтических центрах, в университетах, организациях и т.п. Одни группы работают под руководством профессионалов – психологов и психотерапевтов, другие – самостоятельно, одни группы длятся годами, другие собираются только по выходным дням; распространяются группы-движения (например, группы анонимных алкоголиков) и т.п. Более подробно о разнообразии и целях этих групп – во 2-й главе.

Однако в психиатрических, а тем более соматических клиниках применение групповой психотерапии долгое время было достаточно ограниченным. Несмотря на то, что началом групповой психотерапии считается появление в начале XX века в Америке групп страдающих туберкулезом больных, для ее настоящего признания в клиниках понадобились десятилетия.

Еще недавно групповая психотерапия применялась только в работе с людьми, имеющими невротические расстройства, психологические трудности. Большинство практиков считали, что идеальными клиентами групповой психотерапии являются лица с невротическими симптомами и проблемами.

В условиях изменения в течение последних десятилетий стратегии лечения большинства тяжелых нарушений психики оказалось, что групповая психотерапия может быть эффективной и в этой области. Психотические пациенты традиционно считались неблагоприятными клиентами групповой психотерапии. Но однородные группы таких пациентов при постановке адекватных целей и выборе средств оказались подходящими для решения локальных терапевтических задач. Для большинства таких пациентов окружающий мир представляется таящим в себе угрозу местом, где невозможно чувствовать себя в безопасности. Благодаря созданию в группе атмосферы безопасности, терпимости, где не критикуют и не осуждают, такие пациенты находят возможность позитивного взаимодействия с другими. Как свидетельствуют работы последних лет (R.R.Dies, 1993; B.J.Buchele, 1994), в орбиту групповой психотерапии попадают шизофрения, булимия, депрессия, клинически выраженная тревога, алкоголизм, синдром посттравматического стресса, т. е. те случаи, которые еще недавно I.Yalom (1985) называл в числе неблагоприятных для групповой психотерапии.

Групповая психотерапия распространяется и в соматических клиниках в работе с тяжелобольными и их близкими. Групповой метод считается особо ценным при решении проблем больных, страдающих хроническими соматическими заболеваниями (рассеянным склерозом, диабетом, дистрофией мышц, ревматоидным артритом и др. болезнями). Они нередко чувствуют себя беспомощными, брошенными на произвол судьбы, обиженными на весь окружающий мир из-за своих недугов. Специальные группы таких людей могут помочь им более реально оценить свое положение, существующие возможности, принять в жизни то, что неизбежно, и изменить то, что возможно. Во многих странах психотерапевтические группы работают в онкологических клиниках и центрах (B.J.Buchele, 1994). Так, исследования последних лет (D.Spiegel с сотр., 1989; P.J.Hitch с сотр., 1994) показали, что женщины с раком груди, прошедшие групповую психотерапию, жили дольше и качество их жизни было выше.

Кратковременная групповая психотерапия оказалась эффективной для больных СПИДом, особенно в преодолении психологических последствий после ознакомления с диагнозом (B.J.Buchele, 1994).

Групповую психотерапию начали применять для преодоления психологических кризисов, связанных с переживанием утраты (I.D.Yalom, S.Vinogradov, 1988).

Пожилые люди часто переживают чувство изоляции из-за потери мобильности, утраты близких. Групповая психотерапия может дать им возможность выразить чувства, связанные с одиночеством, утратами. Некоторые современные исследователи, например, B.Friedan (1993), считают, что распространенное мнение, будто интеллектуальные силы пожилых людей убывают, может быть всего лишь мифом, так как и в старости продолжается интеллектуальное развитие, если обеспечено достаточное стимулирование мыслительных процессов. Как раз таким стимулятором для пожилых людей может стать однородная психотерапевтическая группа, помогающая уменьшить изоляцию и преградить путь интеллектуальной атрофии.

Список возможностей психотерапевтической группы можно было бы продолжить. Тем не менее и приведенные примеры показывают возможности ее развития и применения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники:

http://infopedia.su/8x88c0.html

http://studopedia.ru/11_236155_preimushchestva-i-ogranicheniya-gruppovoy-psihoterapii.html

http://studopedia.ru/8_11851_protivoopuholevie-sredstva.html

Ссылка на основную публикацию