причины появления, методы избавления и рекомендации для родителей

Вредные привычки у детей: стоит ли обращать внимание?

У всех нас есть вредные привычки. Какие-то из них серьезные, наносящие ущерб здоровью: пристрастие к алкоголю, курение и тд. Какие-то, на первый взгляд, совершенно безобидные: погрызть ручку, если задумался, нарезать круги по всей квартире во время разговора по телефону. Почти любая привычка не появляется из ниоткуда. Наши привычки — показатель нашего психологического и физического состояния. Некоторые привычки могут указать на пробелы в образовании.

Когда разговор заходит о детских вредных привычках, родители задаются вопросом: стоит ли обращать внимание? Может быть, ничего страшного, вредные привычки есть у всех.

Причины появления вредных привычек у детей

Перечислить абсолютно все вредные привычки у детей невозможно. Зато список причин, по которым появляется та или иная привычка, весьма ограничен.

К главной причине относится недостаток внимания со стороны родителей. Вследствие этого ребенок испытывает стресс и тревогу, иногда злость и разочарование. И то, что родители называют вредной привычкой — грызть ногти или предметы, сосать палец, дергать себя за волосы, бесконтрольно поедать все подряд и тд. — на самом деле изначально было попыткой снять этот самый стресс. Удачной попыткой, повторившейся несколько раз. В последствии закрепившейся. Теперь каждый раз, когда нужно успокоиться, ребенок начинает делать то, что эффективно помогает выйти из стрессового состояния.

Кроме недостатка внимания к причинам относят:

  • попытка привлечь внимание (не в общем смысле, а в конкретном случае);
  • ребенок испытывает скуку и пытается занять себя;
  • присутствуют проблемы со здоровьем (например, привычка грызть ногти, сопровождающаяся скрежетом зубов во сне может служить признаком заражения гельминтами);
  • ситуативные психологические проблемы (например, не может сформулировать мысль, теряется и тянет время за счет слов-паразитов “э-э-э”, “ну-у-у” и тд.);
  • подражание другим (например, использование нецензурных слов в речи);
  • отголоски раннего воспитания (если ребенка часто ругали или били, он может проявлять себя также с возрастом по отношению к окружающим или животным).

Виды самых распространенных вредных привычек у детей

Как уже было сказано, перечислить все вредные привычки невозможно. Тем не менее есть ряд наиболее распространенных. Почти все родители могут заметить те или иные привычки из списка ниже у своих детей.

Грызть ногти

Одна из самых неэстетичных вредных привычек у детей. Обычно ребенок грызет ногти, когда испытывает стресс или дискомфорт. При любом волнении он бессознательно начинает обгрызать заусенцы, грызть сами ногти.

Мазать горчицей, специальными горькими лаками, заставлять одевать варежки и другие подобные методы избавления редко оказываются эффективными.

Сосать палец

Привычка сосать палец у новорожденного ребенка говорит о недостаточной реализации сосательного рефлекса. Чаще всего такая привычка встречается у детей, находящихся на искусственном вскармливании, но отказавшихся от соски. В период до полутора-двух лет эту привычку нельзя назвать вредной. В какой-то мере, она даже полезна.

А вот если ребенок и в 4 года продолжает сосать палец, пора бить тревогу и искать причины. Возможно, это всего лишь во время неискорененная привычка из детства. А возможно, единственная альтернатива снять стресс.

Грызть или совать в рот предметы

Еще одна привычка, которая в раннем возрасте не является вредной. Когда полугодовалый малыш тянет погремушку в рот — это нормально, таким способом он познает мир. В таком возрасте подобное поведение никоим образом не указывает на наличие проблем. Правда, все предметы, отправляемые в рот для исследования, должны быть чистыми, чтобы не появились проблемы с желудком.

Если ребенок дошкольного и школьного возраста постоянно сгрызает ручки, карандаши стоит обратить на это внимание.

Пристрастие к фаст-фуду и жевательной резинке

Одна из самых вредных привычек для здоровья ребенка. Фаст-фуд сложно отнести к полноценному питанию. Не говоря уже о здоровом. Большое количество жиров и углеводов, минимум пользы для растущего организма. Чрезмерное употребление приводит проблемам с ЖКТ, ожирению, диабету и прочим заболеваниям, в том числе хроническим. Нет необходимости говорить о том, что такую привычку оставлять без внимания нельзя.

Сюда же отнесем и любовь к жевательной резинке. Помимо проблем с желудком, постоянное жевание приводит к снижению концентрации и внимания. Педагоги дошкольных и школьных учреждений отбирают жевачки не потому, что их это сильно задевает с эстетической точки зрения, а с целью устранить хотя бы одну из причин плохого усвоения материала. Родители должны донести эту информацию до детей.

Употребление нецензурных слов

Когда маленький ребенок впервые произносит ругательное слово, родители делятся на тех, кто смеется и умиляется, и на тех, кто падает в обморок от возмущения. Если ребенок использует нецензурную речь, значит, он ее где-то слышит. Начинать поиски источника брани нужно дома. Не всегда взрослые следят за своей речью. Если родители на 100% уверены, что дома никто и никогда не выражается, поиски переносятся за пределы квартиры. Уберечь ребенка от нецензурных слов невозможно. На улице, детской площадке, в садике или школе всегда найдутся дети или взрослые, употребляющие запретные слова. Задача родителей объяснить ребенку, что знать такие слова можно, но культурные и воспитанные люди их вслух не произносят.

Истерики

Показательные выступления со слезами, криками, катанием по полу — один из распространенных способов детских манипуляций, перерастающий в дурную привычку. Если вовремя не отреагировать и не противостоять первым попыткам устраивать истерики по любому поводу, родителей ждет сомнительное удовольствие получить такое же поведение в общественных местах. Где сие и так неприятное действо, будет представлено на всеобщее обозрение с последующим осуждением наблюдателей.

Обман

Дети начинают обманывать примерно с трех лет. Поначалу это больше походит на невинные фантазии и является нормальным этапом развития. Бывают ситуации, что дети преподносят информацию искаженно.

Вечером мама спрашивает: Бабушка тебя кормила?

Ребенок отвечает: Нет.

Мама читает нотации бабушке: Как так ребенок целый день голодный?

Бабушка спрашивает внучку: Почему ты обманываешь, что я тебя не кормила?

Ребенок: Я не вру! Ты не кормила, я сама ела!

Ситуация кажется в какой-то степени комичной. Но ребенок делает свои выводы, что словами можно играть с выгодой для себя.

Если обман происходит изредка и по незначительным вопросам, повода для беспокойства нет. В конце концов, и взрослые далеко не всегда предельно честны. Но если обман приобретает систематический характер, то причину нужно искать в себе и во взаимоотношениях с ребенком. Самыми распространенными причинами обмана являются недоверие к родителям, их сверх опека, попытка избежать наказания и получение выгоды для себя. Иногда причиной может служить недостаток у ребенка уверенности в себе и своих возможностях.

Ябедничество

Примерно в этом же возрасте, три года, ребенок начинает ябедничать. Изначально это рассказ ситуации, чаще конфликтной, волнующей ребенка, которой он хочет поделиться с близкими. Безусловно, если ребенку не справиться самостоятельно, и есть необходимость вмешательства взрослых, родители должны отреагировать и помочь. Ребенок должен чувствовать родительскую поддержку. Но если родители замечают, что с возрастом количество жалоб только увеличивается, а единственный способ решения всех проблем — привлечение взрослых, значит, ребенку нужна помощь. Помощь в самостоятельном нахождении выходов из конфликтных ситуаций, в развитии коммуникативных навыков и уверенности в себе.

Зависимость от гаджетов

Бич современного общества и детей, в том числе, зависимость от всевозможных гаджетов. Бесконечные игры на телефонах, планшетах, компьютерах, круглосуточный просмотр мультфильмов. Помимо проблем с общим снижением физического и интеллектуального развития, возникают проблемы со здоровьем: ухудшение зрения, различные искривления позвоночника, лишний вес.

Общие рекомендации по борьбе с вредными привычками у детей

Придя к выводу, что вредную привычку стоит искоренить, начинать нужно с выяснения причины. Без этого многие вредные привычки будут просто сменять одна другую. Запретили грызть ногти, ребенок будет выдергивать волосы или расчесывать руки. Запретили устраивать истерики в магазине — начнет скидывать вещи с полок и тд.

Подход к избавлению от конкретной вредной привычки индивидуален, но общая схема поведения родителей одинакова. Для профилактики и избавления от вредных привычек у детей нужно:

  • Установить истинную причину появления.
  • Пересмотреть собственное поведение. Дети копируют поведение взрослых, в том числе и привычки. Положительный пример родителей — лучший помощник в воспитании. Если родители сами не идеальны, глупо требовать совершенства от ребенка. Начинать нужно с себя.
  • Пересмотреть правила, установленные в семье. Соблюдение их всеми членами семьи. Если один родитель запрещает, а другой не выдерживает и разрешает, достигнуть результата не получится.
  • Соблюдать постепенность. Привычек может быть несколько. Заставляя ребенка избавляться одновременно от всех, можно навредить психоэмоциональному состоянию ребенка.
  • Установить доверительные отношения. Доверие между родителями и детьми крайне важно. Чем больше ребенок доверяет родителям, тем легче проходят все воспитательные процессы, в том числе и избавление от вредных привычек.
  • Развивать личностные качества ребенка. Появление ряда вредных привычек обусловлено недостатком уверенности ребенка в себе и собственных силах. Задача родителей воспитать сильную и уверенную в себе личность, способную нести ответственность за свои поступки.
  • Хвалить и поощрять. Детям нужен моральный или материальный “пряник”. Хвалить за успехи в любом деле надо обязательно.
  • Иногда лучше игнорировать. Чрезмерная активность по борьбе с вредными привычками может дать обратный результат. Ребенок может делать на зло, чтобы привлечь внимание. Если родители убедились, что именно так и происходит, стоит начать игнорировать вредную привычку. Когда ребенок поймет, что таким способом воздействовать не получается, сам избавится от привычки.

Вывод

Каким же будет ответ на вопрос: стоит ли обращать внимание? Стоит. Но не на привычки, которые зачастую являются всего лишь следствием недостатка того самого внимания от родителей, а на самого ребенка. Но и перебарщивать не стоит. Во всем хороша мера.

Рекомендации для родителей детей с проблемами поведения

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Как отличить простую усталость от профессионального выгорания?

Можно ли избежать переутомления?

Рекомендации для родителей детей, имеющие эмоционально-личностные проблемы, трудности поведения и характера».
– В отношениях с ребёнком не полагайтесь на силу. Это ожесточит его и приучит к тому, что считаться нужно только с силой.

– Не давайте обещаний, которые вы не можете выполнить. Это поколеблет веру ребёнка в вас.

-Не поправляйте ребёнка в присутствии посторонних. Если вы скажите ему спокойно, с глазу на глаз, он обратит гораздо больше внимания на ваше замечание.

– Не читайте ребёнку нотации и не ворчите на него, иначе он будет вынужден защищаться, притворяясь глухим.

– Лучший способ воспитать ответственность и уверенность в себе – предоставить ребёнку возможность самостоятельно принимать решения.

– Поощряйте любознательность ребёнка. Если вы попытаетесь отделаться от него, когда он задаёт откровенные вопросы, ребёнок будет искать ответ на стороне.

– Не задавайте слишком много вопросов и не устанавливайте множества правил для ребёнка: он перестанет обращать на вас внимание.

– Хороший способ прекратить ссору между детьми – сменить обстановку, отвлечь их.

– Не сравнивайте ребёнка с другими детьми, любите его таким, какой он есть. Если вы хотите развить у ребёнка определенные качества, относитесь к нему так, словно они у него уже есть.

УПРЯМСТВО, КАПРИЗЫ, НЕПОСЛУШАНИЕ, ДУХ ПРОТИВОРЕЧИЯ.
1. Как только ребёнок начинает капризничать, обнимите его, уверьте в своей
любви и постарайтесь отвлечь от каприза.
2. Если не удалось это сделать, оставьте его в покое, не обращайте на него внимания, не принимайте в этой сцене участия. Сохраняйте спокойствие и равнодушие, чтобы ребёнок ни делал.
3. Если ребёнку когда-то удалось добиться своего с помощью каприза, он будет прибегать к этому способу все чаще и чаще.
4. Когда ребёнок успокоится, ласково поговорите с ним. Скажите ему, как вас огорчило его поведение, выразите уверенность, что в дальнейшем он будет вести себя лучше.
5. Дети не умеют управлять ни своим возмущением, ни чувством вины.
Поэтому нельзя проявлять после истерики ребёнка недовольство, ругать и упрекать его, грозить наказанием, а лучше сказать ему, что он уже достаточно наказал самого себя, и показать, что, несмотря ни на что, вы его любите.
6. Ребёнок гораздо охотнее примет указания, советы и будет следовать им,
если будет совершенно уверен в том, что его любят безусловной любовью, если поверит в доброе отношение к себе.
7. Постарайтесь поменьше читать мораль, устанавливать запреты, указывать,
наказывать, давить и побольше проявляйте тепла, доброжелательности, спокойствия, терпения, ласки, снисходительности, даже ценой некоторых компромиссов.

1. Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в ребёнке – проявлять к нему любовь. Нет ребёнка, который, чувствуя себя любимым, был бы агрессивным.
Агрессивная реакция – это реакция борьбы. Она складывается из неудовлетворённости, протеста, возникает при попытке ребёнка изменить положение вещей. Свою агрессию ребёнок может проявлять не обязательно к объекту недовольства, а к людям, животным, совершенно безобидным и неповинным. Если ребёнок был чересчур избалован или заласкан в первые 3-4 года жизни, то его психическое развитие замедляется, и тогда всякое изменение отношения к нему вызывает агрессивные действия.
2. Одно лишь ласковое слово может снять озлобление ребёнка. Нужно, чтобы он чувствовал себя принятым и любимым, нужно понять причины протеста и сопротивления и исключить их.
3. Необходимо снять тревожность, чему способствует теплая эмоциональная атмосфера дома и в группе, так как за агрессией стоит ощущение небезопасности, угрозы внешнего мира.
4. Очень важно давать выход агрессии. Для этого существуют несложные приемы: позволить ребёнку яростно рвать бумагу, резать пластилин, совершать безобидные разрушительные действия, которые в приступе агрессии ребёнок может делать долго и с наслаждением. После этого полезны успокаивающие занятия типа игры с песком, водой и (или) релаксация.
Если возмущение ребёнка постоянно подавляется, то оно накапливается и проявляется часто лишь в зрелом возрасте, когда невозможно докопаться до причин, потому что агрессивность уже выливается в другие формы.

ПОВЫШЕННАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ ВОЗБУДИМОСТЬ
(ГИПЕРАКТИВНОСТЬ).

Если ребёнок чрезмерно подвижен, если у него часто меняется настроение, если он страдает энурезом, грызёт ногти, сосёт палец, плохо спит – всё это признаки нервного напряжения.
ПРИЧИНЫ:
– неблагоприятная обстановка в семье, чрезмерная требовательность, строгость, принципиальность родителей или других взрослых, их грубость или непоследовательность поведения;
– грубые родовспомогательные процедуры, родовая травма, раннее повреждение головного мозга;
– реакция детей на запреты бегать, лазить, прыгать, переходящая в тревожное состояние, раздражительность, безобразное поведение.
Лучший способ утихомирить ребёнка – срочно найти какое-нибудь занятие, связанное с движением, игру, требующую больших физических усилий, так как чрезмерной подвижностью ребёнок пытается разрядить нервное напряжение.
В общении с такими детьми сочетайте твёрдость и последовательность с теплотой и доброжелательностью.

РОБОСТЬ, ТРЕВОЖНОСТЬ, ОТГОРОЖЕННОСТЬ,

БАРЬЕРЫ В ОБЩЕНИИ.
1.Найдите любую область реальных успехов, подчеркнуто выделяйте качестве чрезвычайно значимой и ценимой такую деятельность, в которой ребёнок успешен, может самореализоваться, самоутверждаться, переживать успех и связанные с ним положительные эмоции, обрести утраченную веру в себя.
2. Введите максимально щадящий оценочный режим в сферах неуспеха. Не раздражайтесь на медлительность (такие дети в силу тревожности, робости заторможены, что проявляется в замедленности моторики, психических реакций).
3. Не делайте за ребёнка то, что он в силах сделать сам. Привлекайте его к играм, развивающим движения, сноровку, ловкость, быстроту реакции.
4. Особое внимание уделяйте воспитанию у ребёнка самостоятельности и инициативы – используйте коллективные игры, почаще предлагая ребёнку выполнение ролей, требующих принятия каких-либо решений, активного речевого общения с другими детьми (например, роль капитана корабля, врача). Приобщайте ребёнка к частым выступлениям перед детской и взрослой аудиторией (чтение стихов, роли в спектакле, танцевальные игры).
5. Создайте дома и в группе атмосферу непосредственно-эмоционального общения, взаимопонимания, доверительности, которая снимет у ребёнка чувство тревоги перед взрослыми и детьми и позволит ему свободно проявлять своё собственное « Я».

ЭГОИЗМ, ЖАДНОСТЬ.
Жестокость или равнодушие к ребёнку приводят к тому, что у него вырабатывается враждебное, недоверчивое, оборонительное отношение к людям и окружающему миру: он замыкается в себе, растет тревожным, агрессивным, трудным в общении.
В перевоспитании эгоистичных детей нужно руководствоваться «историей болезни». Одно дело – избалованные дети, дети – потребители. Нужно учить их считаться с другими людьми и их нуждами, воспитывать в них доброту и отзывчивость. Не ставьте ребёнка в исключительные условия, учите его делиться всем, что у него есть, делите все поровну между всеми членами семьи. Совсем другое дело – ребёнок травмированный, тревожный, ожесточенный, лишенный ласки и любви. Такому ребёнку нужно открыть мир добрых отношений, любви и уважения, ему необходимо пережить успех, получить одобрение.

Детские страхи. Рекомендации для родителей

Страхи часто возникают у детей, особенно в возрасте от двух до шести лет. Некоторые страхи являются по сути возрастной нормой, например страх чужих людей детей второго года жизни или боязнь неожиданных звуков у 18-24 месячных детей. Однако постоянные или усиливающиеся страхи ребенка, с которыми не удается справится, могут не только нести беспокойство в жизнь всей семьи но и в целом негативно влиять на рост и развитие ребенка. Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует:

Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. Одним из наиболее эффективных способов устранения нежелательного поведения ребенка в этом возрасте является игнорирование этого поведения. Однако в случае со страхами этот метод малоэффективен и даже может вызвать обратный эффект – усиление страха или появление нового страха, ребенок, который боялся пылесоса, может начать бояться большинство бытовых приборов – чайник, кофеварку и т.д.

Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Не стоит убеждать ребенка, боящегося чудовищ заглянуть под кроватку и в темные углы, а малыша которого пугает звук воды, спускаемой в унитазе, спустить ее самостоятельно и увидеть, сто «ничего страшного не произошло». Подбадривающие фразы типа «не веди себя как младенец» или «ну, будь же смелым мальчиком» также не лучшее лекарство от страха. Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится.

Оптимальный набор действий может быть таким:

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится

2. Разъяснение – детям начиная с двухлетнего возраста часта бывает достаточно простого объяснения, например если ребенок боится звука закипающего чайника можно объяснить, что водичка которую, он пьет, льется из крана, но чтобы она была более вкусной и полезной или горячей ее надо сначала очень сильно нагреть, а потом пить. Для этого сделали чайник. В чайнике водичка нагревается. Когда она нагревается, она шумит. Это хороший шум, это значит водичка делается вкусной и полезной, чтобы ребенок мама и папа могли ее пить.

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются (даже если они кусают грабителей и спасают жизнь главному герою), а молния попадает в дом (даже если девочка живущая в доме не испугалась вызвала пожарных и все спаслись).

4. Демонстрация на расстоянии. Если ребенок боится момента, когда вода в ванной или раковине утекает в трубу (боится, что его затянет вместе с водой). Один из родителей может держать его на руках или за руку у самого входа в ванную комнату, а другой сливать воду из наполненной ванны, демонстрируя при этом, что может, а что не может утечь в трубу – волос может, а губка нет, мыльные пузырьки могут, а нога нет и т.д.

5. Более близкая демонстрация и повышение чувства контроля. Знание о возможности контролировать пугающий объект может помочь ребенку. Опыт включения выключения пугающего бытового прибора; фонарик и ночник, которые ребенок, боящийся темноты, сам может включать и выключать – все это сделает страшное более контролируемым и, следовательно, менее пугающим

6. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его.

7. Чувство юмора. Не смейтесь над страхами своего малыша, но, используя все вышеописанные приемы, не бойтесь пошутить там где это уместно, чтобы снять напряжение и помочь расслабиться испуганному ребенку.

Учтите, что по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей.
Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх.

Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. Ходить на четвереньках и рычать или ласкаться к ребенку, который боится собак – верный способ усилить страх.

Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи.

Позвольте ребенку положится на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. Но не переусердствуйте иначе сверхохраняемый ребенок может решить что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. По возможности уберите из жизни ребенка источники страха: страшные сказки, мультики, картинки. Даже если ваш ребенок не боится ужастиков или сцен насилия, показанных по телевизору, в этом возрасте, когда дети и так склонны к самым различным страхам, лучше избегать дополнительных стимулов для их появления. Если ребенок все-таки увидел такую сцену, спокойно объясните ему, что это было, и что вы только наблюдали это, но никак с этим не связаны и не участвовали в этом. Это лучше чем постараться быстро отвлечь и развлечь ребенка.

Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия – когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы – «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. Фразы типа «смотри, какая большая собака, не бойся, она не кусается” могут вызвать страх собак. Лучше сказать «смотри какая большая собака. Очень красивая. Давай поздороваемся с ней». И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля.
Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка – он боится выходить из дома, отказывается мыться из-за страха воды, не может посетить врача из-за страха чужих людей, спит с родителями, так как боится оставаться один в комнате и т.д., обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу.

Случай из практики.

Как я уже говорила, само по себе появление страхов у детей дошкольного возраста вполне нормальное явление и при правильном подходе в большинстве случаев дети и родители могут вместе справиться с этой проблемой. Однако бывает так, что какое-либо нежелательное поведение ребенка, будь то школьная неуспеваемость, плохие манеры или страхи, начинает выполнять какую-нибудь важную функцию в жизни семьи и закрепляется. Так было и в том случае, о котором я хочу рассказать. Ко мне обратилась мама 4-хлетней девочки (назовем маму Еленой, а девочку Машей). Последние несколько месяцев эта девочка, по словам матери, просыпалась почти каждую ночь, пугалась, приходила в комнату к родителям, будила маму, та шла с ней в детскую и там они вместе засыпали, так как Маша отказывалась засыпать без Елены, а маме было рано вставать на работу и проще заснуть вместе с ребенком, чем ждать, когда та успокоится, и уходить в спальню, рискуя вскоре быть вновь разбуженной. Я попросила прийти на консультацию Елену вмесите ребенком и мужем (назовем его Андреем), поскольку родители одинаково значимые фигуры в жизни ребенка и отец может помочь ребенку в решении его проблем в той же степени, что и мать, кроме того, возможно, у отца есть свой взгляд на эту ситуацию и какие-то иные идеи относительно способов решения проблемы, что всегда полезно и расширяет возможности терапии. На приеме выяснилось, что эта семья живет в большой квартире вместе с родителями Андрея и матерью Елены. Обстановка в большой семье напряженная, есть масса конфликтов, скрытых и явных коалиций, борьба за главенствующие позиции в целом и по отдельным вопросам. Маша родилась через месяц после того, как Елена и Андрей поженились, потом они много работали, встречались дома вечерами, где общение сводилось к довольно однообразному участию в общесемейных конфликтах. Нельзя сказать, что отношения у Андрея и Елены не складывались, в общем их практически не было, и это распространялось и на сексуальную сферу. Толком обсудить эту тему или тем более сходить к сексопатологу у супругов не получалось, однако это, конечно, волновало обоих, и непроговоренная проблема выступала еще одним источником отстраненности в отношениях и тайным оружием в конфликтах. В последние пол года, после смерти отца Елены, ситуация еще более усугубилась. Именно в этот момент 3-х с половиной летняя Машенька, которая с 2 лет спала одна в комнате и всего пару раз приходила к родителям, (но тогда они вместе отводили ее в постельку, и мама не оставалась с ней) в ночь после грандиозного семейного скандала встревоженная пришла к маме, сказала, что боится, и мама ушла спать с дочерью в ее маленькую кроватку в детской. Так совпало, что на следующий день обстановка в доме была довольно мирной. На следующую ночь Маша вновь пришла к маме и история повторилась. А утром и следующим вечером все обсуждали это Машино поведение, родители выглядели довольно сотрудничающими и выступали на одной стороне, объединив свои усилия на поиски решения Машиной проблемы. Напряжение между родителями уменьшилось, они почувствовали себя менее отчужденно, что сам Андрей объяснил еще и тем, что теперь им не надо было выяснять «кто виноват и что вообще делать с этим отсутствием секса» так как с этого момента «им действительно вообще невозможно было заняться в виду того, что партнер отсутствовал по уважительной причине». Итак, что же обнаружила Маша в качестве результата своих ночных страхов: а) мама спит с ней б) она в центре внимания с) отношения между родителями улучшились. Ради этого стоит проснуться ночью и прогуляться в соседнюю комнату.

В данном случае родителям были даны некоторые общие рекомендации подобные приведенным выше, они научились специальным способом взаимодействия с ребенком, в результате которого Маша получала большие дозы позитивного внимания от своих самых близкий людей, взамен того внимания, которое она привыкла получать, когда все вокруг решали ее проблему (даже взрослому бывает трудно отказаться от проблемы, если она дает такие привилегии), и самое главное родители прошли трехмесячную супружескую терапию, посетили сексопатолога, решили многие свои проблемы, в том числе и сексуальные и Маша убедилась, что их отношения улучшаются и без ее помощи. Ночные страхи прекратились через месяц после начала терапии и больше не появлялись.

Источники:

http://infourok.ru/rekomendacii-dlya-roditeley-detey-s-problemami-povedeniya-3058148.html

http://www.b17.ru/blog/100375/

http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2019/11/25/konsultatsiya-dlya-roditeley-osnovnye-pravila

Ссылка на основную публикацию