принципы и особенности процедуры, меры предосторожности

БЕЗОПАСНОСТЬ И ЕЕ ВИДЫ. ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЖД

Под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе научного и экономического развития можно смириться.

Безопасность — это приемлемый риск. На практике полная безопасность недостижима, пока существует источник опасности.

Безопасность — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Выделяют следующие виды безопасности:

– Безопасность личная — защищенность людей, обусловленная индивидуальными качествами личности и используемыми ими средствами индивидуальной защиты.

– Безопасность общественная — защищенность людей, обусловленная уровнем организации государственных структур и сознания людей.

– Безопасность национальная — состояние защищенности национальных инте­ресов страны (конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность, материальные и духовные ценности).

– Безопасность глобальная — защищенность планеты от внутренних (государств, экологических, природных, техногенных) и внешних (космических, инопланетных) угроз, обеспечивается международным сотрудничеством и соглашениями.

Основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности приведены в Федеральном законе от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности». Настоящий Федеральный закон определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации

Основными принципами обеспечения безопасности являются:

1. Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;

3. Системность и комплексность применения федеральными органами государ­ственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, другими госу­дарственными органами, органами местного самоуправления политических, орга­низационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;

4. Приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;

5. Взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов госу­дарственной власти субъектов РФ, других государственных органов с обществен­ными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обе­спечения безопасности.

Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя:

1. Прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;

2. Определение основных направлений государственной политики и стратегиче­ское планирование в области обеспечения безопасности;

3. Правовое регулирование в области обеспечения безопасности;

4. Разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;

5. Применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопас­ности;

6. Разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, воен­ной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;

7. Организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности;

8. Координацию деятельности федеральных органов государственной власти, ор­ганов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности;

9. Финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;

10. Международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности.

Методы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Метод — это путь, способ достижения цели, исходящий из знания наиболее общих закономерностей. При изучении методов обеспечения безопасности жизнедеятельности необходимо знать понятия гомосфера и ноксосфера.

Гомосфера — пространство (рабочая зона), где находится человек в процессе рассматриваемой деятельности.

Ноксосфера ( греч. ноксо – опасность) — пространство, в котором постоянно существуют или периодически возникают опасности. На пересечении гомосферы и ноксосферы возникают ЧС и опасности.

Обеспечение безопасности достигается тремя основными методами (рис. 1.2):

Рис. 1.2. Методы обеспечения безопасности жизнедеятельности

Метод А предполагает пространственное или временное разделение гомосферы и ноксосферы. Достигается средствами дистанционного управления, автоматиза­ции, роботизации и др.

Метод Б — это нормализация ноксосферы путем исключения опасностей. До­стигается за счет совокупности мероприятий, защищающих человека от шума, газа, пыли, опасности травмирования и т.п. средствами коллективной защиты.

Метод В включает совокупность средств и приемов, направленных на адапта­цию человека к соответствующей среде и повышению его защищенности. Данный метод реализует возможности профотбора, обучения, психологического воздейст­вия, средств индивидуальной защиты.

В реальных условиях эти методы обычно реализуются в совокупности.

Средства обеспечения безопасности жизнедеятельности — это конструктив­ное, организационное, материальное воплощение, конкретная реализация принци­пов и методов.

Выделяют:

– средства производственной безопасности;

– средства индивидуальной защиты;

– средства коллективной защиты;

Средства производственной безопасности (СПБ). Это приборы, аппараты, устройства, которые предназначены для оповещения или защиты человека от воз­действия опасных производственных и внешних факторов:

– оградительные устройства (стационарные, съемные, несъемные, подвижные, полуподвижные);

Средства индивидуальной защиты (СИЗ) обеспечивают защиту человека от дей­ствия опасных и вредных факторов (рис. 1.3,1.4):

– специальная одежда (костюмы, комплекты) и обувь;

– средства защиты глаз и лица — очки, шлемы, щитки;

– средства защиты органов дыхания — респираторы, противогазы, ватно­марлевые повязки, противопылевые тканевые маски;

– защитные дерматологические средства (мази, пасты);

– медицинские средства индивидуальной защиты (индивидуальный перевязоч­ный пакет (ИПП), аптечка индивидуальная (АИ), индивидуальный противохи­мический пакет);

– санитарная обработка (комплекс мероприятий по частичному или полному уда­лению с поверхности кожи и слизистых оболочек радиоактивных и отравляю­щих веществ).

Средства коллективной защиты (СКЗ) — это средства для защиты населения от всех поражающих факторов ЧС (высоких температур, вредных газов, взрыво­опасных, радиоактивных, сильнодействующих, ядовитых и отравляющих веществ, ударной волны, проникающей радиации, светового излучения, ядерного взрыва):

– защитные сооружения: общего и специального назначения, встроенные и от­дельно стоящие, возводимые заблаговременно и быстровозводимые, по защит­ным свойствам, вместимости (убежища, укрытия, шахты, метрополитен, щели, траншеи, землянки);

– рассредоточение и эвакуация населения.

Социально-педагогические средства обеспечения безопасности:

– образование и воспитание личности безопасного поведения;

– формирование мышления безопасного типа;

– укрепление дисциплины и правопорядка;

– информирование через различные источники: СМИ, листовки, теле­видение, плакаты и т.д.;

– укрепление здоровья и развитие адаптивных возможностей человека;

– формирование правового самосознания личности и общества.

По данным различных источников от 60 до 90% несчастных случаев на производстве происходит по вине пострадавшего.

Возникает вопрос: почему люди, которым от рождения присущ инстинкт самозащиты и самосохранения, столь часто становятся виновниками своих травм? Ведь психически нормальный человек никогда без повода не будет стремиться к травме. Такие случаи происходят либо по независящим от человека причинам, либо когда его побуждают к нарушению правил определенные обстоятельства. Очевидно, чтобы предупредить появление подобных происшествий, нужно, прежде всего, выявить эти побудители и, по возможности, уменьшить их воздействие.

Изучение закономерностей развития человечества показывает, что обстоятельства, способствующие росту числа несчастных случаев возникают по вполне объективным причинам.

Первая причинас развитием техники опасность растет быстрее, чем человеческое противодействие ей. Это видно из анализа эволюции человека. Внешний вид и физические возможности человека за последние 20-30 тысячелетий практически не изменились, так как развитие шло главным образом в сфере психики, благодаря которой он создавал и совершенствовал орудия труда.

Более того, некоторые его физические качества, вероятно, даже ухудшились: понизилась острота зрения и слуха, не стало былой силы, выносливости. Но, несмотря на это, человек за прошедший период прошел путь от каменного топора до полета в космос.

С развитием орудий труда расширился диапазон воздействия человека на окружающий мир. Очевидно, расширился и круг ответных реакций внешнего мира на человека в процессе труда. Все это привело к тому, что по своим физическим возможностям современный человек существенно отстает от уровня возросшей опасности. И, несмотря на создание новой, более безопасной техники и современных средств защиты, опасность растет быстрее, чем совершенствуются ответные реакции человека.

Вторая причинарост цены ошибки . Когда первобытный человек допускал ошибку в процессе трудовой деятельности, расплата за нее была не столь велика; он мог поцарапать себе тело колючим растением, уронить на ногу камень, упасть с дерева и т.д. Ошибки же современного человека обходятся ему гораздо дороже: теперь люди гибнут от высокого напряжения, падают с высоты многоэтажных домов, попадают в аварии на транспорте и пр.

Третья причина, способствующая росту травматизма, – адаптация человека к опасности . В наше время техника заняла прочное место в жизни людей: человек тесно связан с ней и дома, и в пути, и на работе. Используя возможности, предоставляемые техникой, и привыкая к ним, человек зачастую забывает, что она является еще и источником повышенной опасности. Постоянное взаимодействие с опасными машинами и механизмами ведет к тому, что человек перестает бояться их и адаптируется к опасности. Нередко из-за текущих мелких выгод он преднамеренно идет на нарушение правил безопасности.

А так как не каждое нарушение влечет за собой несчастный случай, люди, однажды безнаказанно нарушив правила и получив какую-то выгоду, повторяют подобные нарушения. Постепенно происходит адаптация не только к опасности, но и к нарушениям правил. Очевидно, все эти рассмотренные выше закономерности создают некую общую тенденцию, объективно способствующую повышению опасности труда и росту травматизма.

Помимо общих причин существует много разнообразных чисто индивидуальных факторов, главным образом психологического порядка, способствующих преднамеренным нарушениям правил безопасности труда и росту числа несчастных случаев. Это показная смелость, недисциплинированность, склонность к риску и т.д.

Все эти примеры указывают на то, что человеческий фактор в вопросах безопасности труда играет значительно большую роль, чем это принято считать. Более того, с совершенствованием техники, повышением ее надежности и безопасности недостатки человеческого фактора становятся более заметными, поскольку на общем фоне поломок и происшествий ошибки человека приобретают еще больший удельный вес.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Принцип принятия мер предосторожности

Источники появления и применения принципа принятия мер предосторожности проистекают из экологического общественного движения 70-х годов прошлого века. По сути, принцип определяет, что перед лицом научной неопределенности или отсутствия необходимых знаний лучше ошибиться в сторону избыточности мер безопасности по отношению к здоровью человека и окружающей среде, чем ошибиться в оценке риска. Принцип принятия мер предосторожности впервые сформулирован в международном соглашении в рамках «Мировой природной хартии», принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1982 году. С этого времени он присутствует во многих международных документах и договорах, касающихся охраны окружающей среды. Принцип принятия мер предосторожности является по существу политической аксиомой. Существуют значительные противоречия в отношении его трактовки и применения к биотехнологии и, в частности, к оценке риска ГИД. Его сторонники рассматривают принцип принятия мер предосторожности как предупреждающий подход к применению новых технологий, направленный на защиту людей, животных и окружающей среды от потенциально неблагоприятных последствий, которые не всегда может предвидеть наука. Принцип принятия мер предосторожности подвергается наибольшей критике с точки зрения того, что он изолирует ученых, предполагает ослабление стандартов доказательной базы, препятствует развитию доказательной методологии и может применяться необоснованным образом. С целью прояснить порядок применения данного принципа в рамках Евросоюза Комиссия ЕС выработала определенные правила для использования принципа принятия мер предосторожности в процедурах оценки и управления риском ГИД политически прозрачным образом. Данные требования определяют следующее:

• Адекватность. Меры по управлению риском ГИД не должны быть диспропорциональны желаемому уровню защиты и не должны иметь целью снизить риск до нуля. • Отсутствие дискриминации. Сходные ситуации при оценке и управлении риском ГИД не должны рассматриваться различным образом и различные ситуации не должны рассматриваться сходным образом без объективных оснований делать таким образом. • Изучение выгоды и стоимости действия или отсутствия действия. Такое изучение должно включать экономический анализ (расчет соотношения цены и выгоды), когда он возможен и выполним.

3.3.2. Принцип предосторожности

Подчас принцип предосторожности в области охраны окружающей среды для большей наглядности сравнивают со сходным принципом в медицине и фармакологии. С принципом — не навреди!

Широкое распространение и признание этот принцип получил в период, непосредственно предшествовавший конференции в Рио, на подготовительных совещаниях. Однако еще ранее он был включен в национальные акты некоторых стран по охране окружающей среды (в частности, в 1987 г. в ФРГ).

В Декларации Рио требование предосторожности закреплено в принципе 15:

Принцип 15. С целью защиты окружающем среды государства в соответствии с имеющимися у них возможностями должны принимать широкие меры предосторожности. В случае существования опасности широкого или непоправимого ущерба недостаток полной научной информации не должен служить причиной для отсрочки эффективных, с точки зрения издержек, мер по предотвращению загрязнения среды.

Данный принцип относится к числу активно работающих в правовом отношении. Он является составной частью многих международных конвенций, в том числе Конвенции по защите и использованию трансграничных водных систем и международных озер, Международной Конвенции по климату и др. Принцип предосторожности относится и к числу руководящих положений экологической политики в Евросоюзе [Boyle A. (ed.), 1994].

Обоснование введения принципа предосторожности, как правило, связывается с характером воздействия современной экономики на окружающую среду, которое отличается масштабностью и длительностью своих последствий, а также спецификой принятия решений в эколого-экономической сфере.

Принцип предосторожности должен применяться, прежде всего, в тех случаях, когда вероятность воздействия на экологические системы и здоровье населения, хотя и отдалена во времени, но может быть катастрофичной по своим последствиям. Такого рода решения не укладываются в стандартные критерии рыночной эффективности, принимаются в условиях высокой степени неопределенности и не могут быть в полной мере формализованы. Этим решениям свойственна значительная нормативная составляющая, связанная с пониманием ответственности ныне живущих поколений людей перед будущим. И они являются разновидностью коллективно принимаемых решений [Perrings С., 1991 ].

Поясним другие содержательные моменты принципа предосторожности. Как следует из редакции принципа 15 Декларации Рио, он не имеет безусловного значения. Принцип должен применяться с учетом возможностей государств и обеспечивать отбор лишь эффективных природоохранных мероприятий.

Проблемы эффективности природоохранной деятельности и отбора экологических решений в условиях неопределенности будут специально анализироваться в гл. 5. Поэтому для разъяснения данного принципа остановимся лишь на основных моментах.

В области охраны окружающей среды, как и в других сферах экономики, вследствие ограниченности ресурсов необходимо реализовывать не любые, а наиболее эффективные мероприятия. Этим достигаются не только максимальный экономический, но и природоохранный эффекты.

Отбор наиболее рациональных мероприятий по охране окружающей среды осуществляется, как и в общем случае, на основе сопоставления затрат по этим мероприятиям с достигаемым результатом (эффектом), выраженных в предельной форме. В качестве эффекта для экологических мероприятий рассматривается, как будет подробно показано в гл. 5, предотвращаемый вследствие этих мероприятий ущерб от загрязнения среды. Затратами будут являться издержки по сокращению данного ущерба. Обратимся к рис. 3.3.

На горизонтальной оси откладываются показатели, характеризующие уровень загрязнения среды, который возрастает слева направо от нулевого уровня. В нашем примере загрязнение среды максимально (и. соответственно, качество среды минимально) в точке Q0, соответствующей отсутствию всяких природоохранных мероприятий. На вертикальной оси, как и всегда, откладываются денежные показатели.

Рис. 3.3. Обоснование принятия эффективных природоохранных решений.

Для отбора эффективных природоохранных мероприятий необходимо построить две функции:

— функцию предельных затрат по этим мероприятиям, направленным на снижение загрязнения среды и соответствующего ущерба; обозначим ее MAC (Marginal Abatement Cost);

— функцию предельного ущерба MD (Marginal Damage), который сокращается в результате проведения природоохранных мероприятий н снижения уровня загрязнения среды.

Пересечение этих двух предельных функций и даст точку оптимума, в которой предельные затраты равны предельному ущербу и которая определяет так называемый эффективный уровень загрязнения среды Q*. Эта точка и задает границы эффективности природоохранных мероприятий.

Тем самым, для принятия решений о природоохранных мероприятиях необходимо иметь весьма обширную предварительную информацию о значениях предотвращаемого ущерба, необходимых для этого затратах и т.п., что осложняет проблему выбора.

После краткого введения вернемся от теории эколого-экономической эффективности к содержанию принципа предосторожности. Суть проблемы состоит в том, что, следуя букве общих представлений об эффективности, многие экологические проблемы в недалеком прошлом решались с существенным опозданием. Классические примеры — появление кислотных дождей, ртутной опасности (болезни Мина мата в Японии), эффекта ДДТ и т.п.

Отсрочки с принятием необходимых мер были во многом связаны с тем, что загрязнители ссылались на отсутствие количественно установленных и оцененных причинно-следственных связей, в том числе по экологическому ущербу. Своевременному принятию экологических решений также препятствовали традиционные подходы к дисконтированию затрат и результатов, существенно занижающие отдаленные положительные и отрицательные последствия принимаемых решений.

Результатом всех этих факторов и была невозможность обоснования необходимых упреждающих природоохранных мер. К решению подобных экологических проблем обращались лишь тогда, когда их масштабы и угрозы выявлялись с очевидностью. Поскольку время было упущено, средства, необходимые для этого, многократно превышали предварительно требуемые суммы, а природная среда испытывала значительное негативное воздействие.

Для сведения к минимуму подобных ситуаций и введен принцип предосторожности. Он позволяет проводить более гибкую природоохранную политику. И, прежде всего, обосновывать экологические меры в условиях неопределенности и в случаях, когда реальны необратимые изменения в окружающей среде, но отсутствует полная информация, в том числе для оценки экологического ущерба и затрат на его предотвращение.

Сегодня можно привести и положительные примеры по предупреждению необратимых экологических ситуаций. В их числе — усилия, предпринимаемые по защите озонового слоя Земли в условиях, когда не выяснены все причинно-следственные связи.

Однако здесь существует и другая опасность, проистекающая из процесса выработки и принятия коллективных решений. Речь идет о возможности “обоснования” природоохранных мер в результате лоббизма и монополизации чьей-то позиции. Верх могут взять не интересы охраны окружающей среды, а намерения тех или иных компаний и даже стран победить под экологическими лозунгами своих конкурентов, продвинуть на рынок “свою” продукцию или технологию, закрыть от соперников внутренний рынок и т. п.

Все это еще раз подчеркивает недопустимость абсолютизации тех или иных принципов охраны окружающей среды в условиях неполноты наших знаний и информации. Необходима многократная проверка принимаемых решений на их соответствие объективным критериям, в том числе и требованиям экономической эффективности. Следует учитывать особенности процесса принятия коллективных решений и возможность воздействия на этот неформальный процесс субъективных факторов и оценок.

Источники:

http://students-library.com/library/read/26829-princip-prinatia-mer-predostoroznosti

http://studfile.net/preview/3300665/page:17/

http://kotikit.ru/qanda/kriterii-vybora-imeni-dlya-rebenka/

Ссылка на основную публикацию