Простые способы научить ребенка слушаться

Простые способы научить ребенка слушаться

Сегодня воспитание послушания у детей не в чести, поскольку многие психологи и педагоги утверждают, что послушный ребенок – удобный для взрослых ребенок, а не счастливый. Им легко управлять и манипулировать. “Родители стремятся научить ребенка быть послушным не для того, чтобы он вырос самостоятельным и успешным человеком, а чтобы было удобно им самим. Ведь в детстве послушные дети не заставляют много хлопот, скажут родители: “Не мешай нам, иди в свою комнату, играй!” – он уходит и бесшумно играет один с игрушками”, – в оправдание своего мнения говорят они.

Однако распространенное убеждение: “Послушные дети не бывают самостоятельными и счастливыми!” не совсем правильное. Мудрые родители знают, что ребенок должен слушаться взрослых, только тогда его можно научить самостоятельности и ответственности.

К сожалению, сегодня многие дети дома не слушают родителей, в садике – воспитателей, в школе – учителей. Мама говорит ребенку: “Подними, пожалуйста, игрушку!”, он не слушает, папа напоминают ему, что пора оторваться от планшета и идти гулять, он недовольно морщится и отвечает: “Я не хочу гулять!” и продолжает смотреть мультики. Конечно, это результат неправильного воспитания. Приучать ребенка самостоятельности и чему-то хорошему невозможно, пока не научите его элементарно вас слушаться.

У мудрых родителей – умные, самостоятельные и послушные дети. Потому что они с самого рождения занимаются детьми, развивают их не только физически и умственно, но и учат их слушаться и уважать взрослых. У ребенка с маленьких лет надо формировать привычку, быть внимательным к словам мамы, папы, бабушки, дедушки, воспитателей и других взрослых, которые о нем заботятся. Надо приучать его их слушать и слушаться, и только тогда у вас появиться возможность воспитать из вашего ребенка всестороннее развитого и целеустремленного человека.

Какой же он послушный ребенок? Он не пропускает ваши просьбы мимо ушей: сказали ему чистить зубы – он пошел и почистил, напомнили ему пора садиться за уроки – он прекратил играть и начал готовить уроки, попросили его сходить в магазин за хлебом – он сбегал и принес хлеб. Если родители сказали, ребенок, в первую очередь, должен это выполнить, а не обсуждать и находить тысячи причин в оправдание своей лени и нежелания слушаться.

По крайней мере до 10 лет дети должны слушаться родителей, воспитателей и учителей беспрекословно, а затем уже воспитание послушания у детей становится неактуальным. Подростка приучать слушаться маму нереально, папу – сложно. Только единицам отцов удается силовыми методами заставить свое чадо старше 10 лет выполнять свои просьбы и требования. Вот почему приучать детей слушаться родителей надо начинать с самого рождения, а в 10-12 лет ребенок уже должен стать им помощником и другом.

Самый простой метод обучения детей послушанию состоит из 7 шагов, первые из которых – легкие и элементарные, а последние более трудные:

1. Направляйте и пристраивайтесь. Ни один ребенок сразу не начинает слушать своих родителей. Их всех надо направлять. Например, если ребенок тянет руки к хлебу, не нужно без слов подавать его из тарелки. Лучше подвиньте тарелку поближе и скажите: “Бери хлеб!”. В этом случае вы сказали, он послушал и взял. Многие родители думают, что малышу только 1,5 года, а он уже неуправляем. На самом деле они сами все делали за него, не давая ему шанса слушать родителей и слушаться их. Пристраиваетесь ко всему, что делает малыш и просите его, приучая его каждый раз слушать ваши слова.

2. Научите приходить, когда зовут. Обратите внимание на поведение ребенка, если он не идет, когда вы его зовете, то это тревожный знак. Не нужно самой идти за ним, если он не приходит к вам, приучайте его приходить к вам постепенно Например, хвалите его каждый раз когда он пришел или подкрепляйте действием, которое приносит ему радость. При этом не забудьте подсказать ему: “Когда мама зовет, надо быстро прибегать, ты так и сделал, молодец!”.

3. Договаривайтесь. Начинайте договариваться с ребенком уже в 2-х летнем возрасте, учите его выполнять ваши договоренности. Например, если ребенок каждый раз, когда вы просите его ложиться спать, начинает громко плакать и истереть, перед тем, как идти в кровать спать, скажите ему: “Сейчас мы немного поиграем и пойдем спать, но долго спать ты не будешь. Ты обещаешь мне, что не будешь плакать и уснешь спокойно, а когда ты проснешься, мы с тобой пойдем гулять на детскую площадку”. Скорее всего, малыш пообещает маме спокойно уснуть, но когда ляжет в кровать начнет ныть: “Мам, я не хочу спать, давай сразу пойдем гулять!”. Задача матери отрезать его и сказать: “Нет, мы же договорились с тобой, ты пообещал не плакать, если не будешь спокойно спать, я не смогу тебе верить в следующий раз!”.

4. Не реагируйте на капризы и истерики. Послушный ребенок не капризничает и не закатывает истерики, он знает, что родителям такое поведение не нравится. Приучайте себя не реагировать на детские капризы, когда вы уверены в своей правоте. Спокойно делайте свои дела, тогда ребенок будет знать, что у родителей есть дела важнее, чем его “Хочу!”.

5. Начинайте требовать. Если ваш ребенок уже быстро прибегает, когда вы его зовете, не устраивает истерики, когда что-то ему не нравится и делает то, о чем вы его просите, начинайте переходить к более жестким и обязательным требованиям. Например, если он отказывается одеваться сам или убирать игрушки, мягко требуйте его выполнить ваши просьбы. При этом не давите, а поддерживайте его и помогайте. Потихоньку ребенок должен усвоить, что наводить порядок в своей комнате, помогать маме и выполнять ее требования он обязан.

6. Приучайте выполнять обязанности. Обязанности – это список семейных дел, которые ребенок должен выполнять без указаний мамы и папы. Предложите ребенку выбрать домашние дела, которые ему уже по силам. Конечно, вам проще самой вынести мусор, помыть посуду, пропылесосить, сходить в магазин, чем просить и напрягать ребенка. Но, вы же – воспитатель, а не прислуга, значит, ваша задача удержать себя от выполнения посильной ребенку домашней работы и поручить его ему. Вначале придется ежедневно напоминать ему о его обязанностях, а через некоторое время он уже должен делать свои обязанности без всяких подсказок.

7. Научите самостоятельности и ответственности. Когда ребенок уже без напоминаний выполняет свои обязанности, пора учить его самостоятельности и ответственности. Давайте ему более трудные задания и пусть он выполнить их без вашей подсказки и помощи. Например, ” Сегодня нам надо идти к врачу, позвони, пожалуйста, в регистратуру и узнай, когда принимает наш педиатр?”, “Позвони бабушке и узнай, ей не нужна помочь?”, “Собери портфель и проверь, не забыл положить спортивный костюм?” и т.д.

При этом отдавая деньги ребенку, когда он идет в магазин или платит за какие-то услуги, следите за тем, как ответственно он относится к выполнению задания. Если он потеряет деньги, забудет что-то купить или потратит их на что-то другое, то это признак того, что ответственности ему не хватает. Ответственный ребенок все запомнит, проследит и проверит, а потом обязательно доложит родителям о том, как он выполнил их задание. Когда ребенок научится вести себя таким образом, вы можете гордиться им, перед вами самостоятельный и ответственный человек, который в будущем обязательно достигнет своей цели и будет счастлив в личной жизни.

– Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики “Психология отношений”

10 способов научить ребёнка слушаться

Даже самые спокойные детки иногда поражают родителей сменой своего настроения. В один момент из милых ангелочков они способны превратиться в противных чертят. Когда они в этом обличии, вам кажется, что добиться от них послушания невозможно. Но не опускайте руки, у нас для вас даже не один, а целых 10 способов добиться послушания!

Как добиться послушания ребенка?

Способ 1. Правила поведения.

Ребенок по сто раз на дню слышит слово «нет», но никто ни единого раза не объяснил ему, почему. Со временем ему кажется, что это просто прихоть родителей, а когда их нет рядом, все позволено. Главное, не попасться. Определите 10 основных правил поведения ребенка. Объясните, почему так делать нельзя и удостоверьтесь, что он понял — почему. Теперь каждое ваше «нет» будет иметь влияние на ребенка.

Способ 2. Напоминайте.

Уже с десятимесячного возраста ребенок может понять, что хотят от него родители и что он должен сделать. Но детская память так кратковременна, а воля так слаба, что он просто не может удержаться и не сделать запретное. Ребенку дошкольного возраста нужно постоянно напоминать, что ему можно делать, а что нельзя.

Способ 3. Объясняйте.

Легче отмахнуться от ребенка, сказав: «Не трогай плиту». Но только вы отвернетесь, как он обязательно это сделает. Эффективнее будет, если вы объясните почему, собственно, нельзя этого делать. Скажите ребенку, что плита горячая, и он может обжечься и ему будет очень больно.

Способ 4. Твердость.

Если ребенок не слушается, вы ругаете его, а потом вам становится его жаль. Вот вы уже бежите его успокаивать и просить прощения. Или сначала не разрешали что-то, а когда он закатил истерику, сдались. Будьте уверены, в следующий раз он будет капризничать, пока снова не добьется своего. Дети очень хорошо чувствуют наши сомнения и колебания. Поэтому, отказывая, не улыбайтесь и не смотрите на малыша снисходительно. В вашем взгляде он прочитает: «Я бы очень хотела разрешить, но сейчас говорю тебе нет».

Способ 5. Смотрите в глаза.

Малыш залетает в дом, не сняв обуви, а вы кричите ему вдогонку: «Сними ботинки!». А он в ответ делает вид, что вообще не услышал. Или услышал, но очень быстро забыл. Когда вы ему что-то запрещаете, сядьте рядышком, посмотрите в глаза. Убедитесь, что он слушает и понимает, а потом озвучьте свою просьбу. Это заострит его внимание и поможет запомнить, что от него требуют.

Способ 6. Считайте до десяти.

Он подойдет для детей старше двух лет. Когда ребенок вовсе разбушевался и стал неконтролируемым, не спешите его наказывать. Дайте ему возможность самому остановиться. Предупредите, что вы будете считать до десяти: если он не перестанет, вы его накажете.

Способ 7. Тайм-аут.

Недаром еще наши бабушки ставили своих детей в угол. И это простое наказание становилось для наших родителей мукой. А все потому, что они оставались одни, без игрушек и развлечений. А это очень скучно. Посадите ребенка на стул в углу. Объясните малышу, что это вынужденная мера, так он сможет успокоиться, и снова нормально себя вести. Так вы учите ребенка контролировать свои эмоции и поведение.

Способ 8. Право выбора.

Ребенок не должен чувствовать себя куклой, которая бездумно делает то, что ему говорят. От этого ему становится скучно, и он начинает капризничать. Собираясь в детский сад, спросите у малыша, что он хочет одеть. Важно дать ему два варианта, из которых он сможет самостоятельно выбрать. Вопрос: «Что ты хочешь сегодня одеть?» приведет к тому, что ваш ребенок потребует летнее платье зимой и закатит истерику, если оно так и останется в шкафу.

Способ 9. Режим дня.

Именно режим сделает вашу жизнь легче, а ребенка спокойнее. Он запомнит, что и когда нужно делать. Тогда укладывание спать не будет вызывать стойкое нежелание бросать игру.

Способ 10. Похвала.

Хвалите ребенка за правильные поступки, за попытку вести себя хорошо. Тогда ему захочется снова и снова видеть вашу радость, а для этого быть послушным.

Как бы сложно ни было воспитывать ребенка, запаситесь терпением и будьте последовательны. У вас все получится!

Как заставить ребёнка слушаться

Как добиться послушания — большая и серьёзная тема. Не претендуя на полноту, мы собрали некоторые советы. Все они имеют научное обоснование и помогли многим родителям.

Если вы хотите найти ответ на вопрос «Как заставить ребёнка слушаться?», то попали по адресу: больше не нужно читать никаких статей, в том числе и эту. Я отвечу прямо сейчас: «Никак!»

Заставить ребёнка слушаться нельзя никак. Заставить можно только подчиняться, и то недолго.

Известный немецкий психотерапевт, основоположник гештальт-терапии Фриц Перлз (Fritz Perls) утверждал, что есть две возможности повлиять на другого человека: стать «собакой сверху» или «собакой снизу». «Собака сверху» — это власть, авторитет, приказы, угрозы, наказания, давление. «Собака снизу» — это лесть, ложь, манипуляции, саботаж, шантаж, слёзы. И когда эти две «собаки» вступают в противоборство, «собака снизу» всегда побеждает. Итак, если вы хотите, чтобы ребёнок вас слушался, первым делом перестаньте его заставлять. Перестаньте командовать, читать нотации, стыдить. Вот несколько советов, чем заменить эти неэффективные средства.

Как добиться послушания

Первым делом нужно поощрять и стимулировать любую активность ребёнка, направленную в нужное русло. Девочка рвётся мыть посуду? Обязательно позвольте, даже если её помощь только помешает. Психологи проводили опросы школьников из четвёртых — восьмых классов, выясняя, делают ли они какую-нибудь работу по дому. Оказалось, что процент детей, которые не помогают родителям, одинаков. Но в четвёртых — шестых классах многие дети были недовольны тем, что им не доверяют домашние дела! А вот в седьмых и восьмых классах недовольных уже не было.

Основоположник отечественной психологии Лев Семёнович Выготский разработал универсальную схему обучения ребёнка самостоятельному выполнению повседневных дел. Сначала ребёнок делает что-то вместе с родителями, потом родители рисуют понятную инструкцию, а затем чадо начинает действовать полностью самостоятельно.

Допустим, вы хотите, чтобы ребёнок аккуратно складывал вещи, когда приходит с улицы. Первый этап: всё делается вместе, родители показывают, помогают. На втором этапе нужно придумать и нарисовать подсказку: что, в какой последовательности и куда нужно складывать. Например, вот такую:

Большинство детей с готовностью следуют понятным и наглядным инструкциям. Постепенно формируется привычка, и внешние подсказки становятся ненужными.

Следующий отличный приём — превратить нужные действия в игру или соревнование. Просто убирать игрушки скучно и долго. Играть в уборку — совсем другое дело.

Игра — естественная потребность детей, в игровой форме они готовы браться за самые нелюбимые дела. Соревнование тоже отличный мотиватор.

Известный детский психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер приводит такой пример. Родители хотели, чтобы их сын делал зарядку. Купили снаряжение, отец сделал турник в дверном проёме, но мальчику это было не особо интересно, и он всеми способами отлынивал. Тогда мама предложила сыну посоревноваться, кто сделает больше подтягиваний. Завели таблицу, повесили её рядом с турником. В итоге оба стали регулярно заниматься спортом.

Несколько слов о распространённой практике — платить детям за выполнение домашних дел… В долгосрочной перспективе это не работает. Запросы ребёнка растут, а объём выполненной работы уменьшается. В одном исследовании студентам предлагали решить головоломку. Половине из них за это платили, другим — нет. Те, кто получал деньги, были менее упорны и быстро прекращали попытки. Те же, кто действовал из спортивного интереса, тратили больше времени. Это ещё раз подтверждает известное в психологии правило: внешняя мотивация (даже положительная) менее эффективна, чем внутренняя.

Как правильно запрещать

Запреты нужны не только для физической безопасности. Многочисленные исследования показали, что вседозволенность в детстве негативно сказывается на личности и судьбе человека. Поэтому запреты должны быть обязательно. Но очень важно не перегнуть палку, ведь их избыток тоже вреден. Посмотрим, что советуют психологи.

1. Гибкость

Юлия Борисовна Гиппенрейтер предлагает разделить всю активность ребёнка на четыре зоны: зелёную, жёлтую, оранжевую и красную.

  1. Зелёная зона — это то, что разрешено без всяких условий, то, что ребёнок сам может выбирать. Например, какими игрушками играть.
  2. Жёлтая зона — разрешено, но с условием. Например, можно пойти гулять, если сделаешь уроки.
  3. Оранжевая зона — разрешено только в исключительных случаях. Например, можно не ложиться спать вовремя, так как сегодня праздник.
  4. Красная зона — это то, что нельзя ни при каких обстоятельствах.

2. Последовательность и согласованность

Если какие-то действия находятся в красной зоне, их нельзя разрешать ребёнку никогда. Достаточно один раз дать слабину, и всё: дети мгновенно понимают, что можно не слушаться. То же самое относится и к жёлтой зоне. Если ребёнок не сделал уроки, он обязательно должен быть лишён прогулки. Твёрдость и последовательность — главные союзники родителей. Столь же важно, чтобы требования и запреты были согласованы между членами семьи. Когда мама запрещает есть конфеты, а папа разрешает, ничего хорошего из этого не выйдет. Дети быстро учатся использовать разногласия между взрослыми в своих интересах. В итоге ни папа, ни мама послушания не добьются.

3. Соразмерность

Не требуйте невозможного и с осторожностью подходите к трудновыполнимым запретам. Например, дошкольникам очень сложно (а некоторым просто невозможно) сидеть спокойно дольше 20–30 минут. Запрещать им прыгать, бегать и кричать в этой ситуации бессмысленно. Другой пример: в три года у ребёнка начинается период, когда он на все предложения родителей отвечает отказом. Как с этим справиться — отдельная тема, но фраза «Хватит мне перечить!» принесёт только вред. Родители должны иметь представление о возрастных особенностях детей, чтобы согласовывать свои запреты с возможностями ребёнка.

4. Правильный тон

Спокойный дружелюбный тон эффективнее строгости и угроз. В одном эксперименте детей заводили в комнату с игрушками. Самым привлекательным был управляемый робот. Экспериментатор говорил ребёнку, что уйдёт и, пока его не будет, с роботом играть нельзя. В одном случае запрет был строгим, жёстким, с угрозами наказания, в другом воспитатель говорил мягко, не повышая голоса. Процент детей, нарушивших запрет, оказался одинаков. Но через две недели этих детей снова пригласили в ту же комнату…

На этот раз никто не запрещал им играть с роботом в одиночку. 14 из 18 детей, с которыми в прошлый раз были строги, немедленно брали робота, как только воспитатель выходил. А большинство детей из другой группы по-прежнему не играли с роботом до прихода воспитателя. Такова разница между подчинением и послушанием.

stokkete/Depositphotos.com

5. Наказания

За несоблюдение запретов нужно наказывать. Самые общие правила таковы:

  1. Лучше лишать хорошего, чем делать плохое.
  2. Нельзя наказывать публично.
  3. Наказание никогда не должно унижать.
  4. Нельзя наказывать «для профилактики».
  5. Из мер физического воздействия однозначно рекомендуется только удержание, когда необходимо остановить разбушевавшегося ребёнка. Физические наказания лучше свести к минимуму.

6. Немного непослушания

Абсолютно послушный ребёнок — это не норма. Да и какой жизненный опыт получит ваше чадо, если будет всё время следовать инструкциям и указаниям? Иногда следует позволить ребёнку сделать что-то, что причинит ему вред. Столкновение с плохими последствиями — лучший учитель. Например, ребёнок тянется к свечке. Если вы видите это и уверены, что контролируете ситуацию (поблизости нет легковоспламеняющихся предметов), позвольте ему коснуться пламени. Это избавит вас от многословных объяснений, почему нельзя играть с огнём. Естественно, следует адекватно оценивать возможный вред. Разрешить ребёнку сунуть пальцы в розетку — преступление.

Не выполняя указания взрослых, нарушая заперты, дети всегда стараются чего-то добиться или избежать. Например, добиться внимания к себе или избежать травмирующей ситуации. Самая главная и самая трудная задача родителей — понять, что стоит за непослушанием. А для этого ребёнка надо слушать, с ним надо разговаривать. К сожалению, волшебных палочек и единорогов не существует. Невозможно прочесть статью на Лайфхакере и решить все проблемы во взаимоотношениях с детьми. Но можно хотя бы постараться.

Источники:

http://vk.com/@strana_mam_i_malushei-10-sposobov-nauchit-rebenka-slushatsya

http://lifehacker.ru/kak-zastavit-rebenka-slushatsya/

http://www.maam.ru/detskijsad/doklad-na-temu-kak-razvivat-melkuyu-motoriku-ruk-u-detei-3-4-let.html

Ссылка на основную публикацию