Развиваем самостоятельность у ребенка

Консультация «Развитие самостоятельности у детей»

Орещишина В.В
Консультация «Развитие самостоятельности у детей»

Что же такое самостоятельность?

Прежде всего, это умение человека самому, без посторонней помощи,распоряжаться и управлять своей жизнью. Принимать решения и нести ответственность за их последствия. Вопрос детской самостоятельности особенно актуален для родителей, чьи дети пошли в школу. Но начинать воспитывать в ребёнке самостоятельность нужно значительно раньше, постепенно в соответствии с возрастом.

Первые признаки самостоятельности появляются у малышей в 1-2 года. Но ярче всего это проявляется к трём годам, во время так называемого ” кризиса трёх лет. ” В этот период у ребёнка развивается самостоятельность на основе развития его моторных и психических способностей, он осваивает различные движения, учиться не только ходить, но и исследовать, открывать, закрывать, толкать и тянуть, держать, отпускать и бросать. Малыши наслаждаются и гордятся своими новыми способностями, стремятся всё делать сами. В это время в речи ребёнка появляется:” Я сам!”. Если родители наберутся терпения и дадут ребёнку делать то, на что он способен, не торопят его, что он владеет своими мыщцами, своими побуждениями, самим собой и в значительной мере своей средой – то есть у него появляется самостоятельность. Но если родители проявляют нетерпение и спешат сделать за ребёнка то, на что он и сам способен, то в дальнейшем это может неблагоприятно отозваться на самостоятельности как подростка, так и взрослого человека.

Очень важное условие развития самостоятельности – совместная деятельность. Знаменитым русским психологом Львом Выготским было введено такое понятие, как ” зона ближайшего развития. ” В него входит то, что ребёнок сначала делает вместе со взрослым, а потом, научившись сам. Так вот, чем больше ребёнок делает вместе с мамой, тем больше он будет уметь, когда вырастет. И наоборот. Малыши любят помогать мамам, и если она проявляет терпение, не торопит его, не препятствует, не критикует его неумелые действия, то ребёнок будет заниматься этим с удовольствием. Но как часто вместо слов поддержки ребёнок слышит: ” Быстрей! Не мешай! Не смей! Неумеха! Ты не сможешь! Руки не из того места растут! Давай я сама! ” После этого у него пропадает желание что либо делать. А потом мы ещё и удивляемся, почему наш подросший ребёнок не хочет помогать, не знает, чем себя занять, не может разогреть себе обед, не несёт ответственности за свои поступки.

Даже у маленького ребёнка в семье могут быть постоянные поручения, соответствующие его возрасту. Он может убирать свои игрушки, поливать цветы, помогать маме накрыть на стол и т. д. Самостоятельность также предпологает умение занять себя, не привлекая к этому взрослых. Важным моментом воспитания самостоятельности является возможность встретиться с отрицательными последствиями своих действий.

Необходимо помнить не надо делать за ребёнка то, что он может сам сделать. Не надо спешить на помощь, если он об этом не просит. Всячески поощряйте его самостоятельность, подбадривайте ласковым голосом, хвалите, гордитесь им!

Консультация «Развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста» Развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО Чужанова Мария Сергеевна, воспитатель,.

Консультация для родителей «Развитие самостоятельности у детей» В мире бытует ошибочное мнение о том, что ребенок, достигнув определённого возраста всему научиться сам. Все навыки приобретённые ребенком.

Консультация «Развитие творческой самостоятельности, инициативы, эстетического вкуса в театрализованной деятельности» Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познает мир. С. И. Мерзляков Требования ФГОС ДО направлены на.

Консультация для родителей «Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста» «Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраст» Самостоятельность – ценное и очень нужное качество. Воспитывать его необходимо.

Консультация для родителей «Развитие самостоятельности у детей» Консультация для родителей «Развитие самостоятельности у детей» Период раннего детства является благоприятным для развития самостоятельности.

Консультация для родителей «Развитие самостоятельности у детей». Консультация для родителей «Развитие самостоятельности у детей». Когда ваш ребёнок ещё совсем маленький и не может обойтись без вашей.

Консультация «Развитие самостоятельности детей 2 –4 лет» в детском саду Структурное подразделение «Детский сад № 16 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального.

Развитие самостоятельности и инициативы у детей младшего дошкольного возраста Е. П. Попова г. Усолье-Сибирское, МБДОУ «Детский сад №39» Публикация «Развитие самостоятельности и инициативы у детей младшего дошкольного.

Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста Стремление к самостоятельной деятельности у детей проявляется очень рано. Малыш после исполнения одного года, сам уже пытается пользоваться.

Консультация «Воспитание самостоятельности у детей» Формирование самостоятельности очень важно, но не все родители придают этому значение. Необходимо вырастить ребенка так, чтобы в будущем.

Как развить в ребенке самостоятельность

На вопрос «нужно ли приучать ребенка к самостоятельности?» большинство родителей уверенно отвечает: «Да!». Но не так-то просто отыскать это стремление взрослых сделать ребенка самостоятельным (а, значит, независимым) в реальных, конкретных жизненных ситуациях. Довольно часто родители откладывают процесс приучения к самостоятельности на потом, мотивируя это тем, что малыш еще недостаточно взрослый. Существуют и другие причины нежелания взрослых уделять внимание этому аспекту в воспитании детей. Как развить в ребенке самостоятельность, с какого возраста начинать и какие методы при этом являются наиболее эффективными, попробуем разобраться вместе.

С какого возраста следует развивать самостоятельность

Далеко не все родители спешат приучать своего ребенка к самостоятельности. У каждой мамы сразу же оказывается множество причин этого не делать:

  • Страх потерять свой авторитет в глазах ребенка.
  • Желание контролировать его и доминировать над ним.
  • Недоверие к возможностям маленького человека.
  • Самоутверждение за счет сверхопеки и чрезмерной заботы.
  • Своеобразные представления о дисциплине и послушании.
  • Нежелание прилагать усилия и создавать себе лишние проблемы.

Таких внутренних побуждений можно найти достаточное количество. И если в семье возникает проблема пассивности, чрезмерной пугливости ребенка, его неумения принимать решения, родителям необходимо искать причину, по которой они сами не пытались поддержать в своем малыше природное стремление к познанию мира и самостоятельным действиям. Безусловно, характер у детей разные. Но это делает процесс воспитания пытливости и независимости индивидуальным, подходящим для конкретного маленького человека. Но никак не оправдывает бездействия и потакания «капризам» не только малыша, но и его родителей.

Довольно часто, описывая лень, пассивность и несамостоятельность своего чада, мама говорит: «он у меня такой, ничего не сделаешь». Но так ли это? Вряд ли найдется ребенок, который не научился самостоятельно ходить, есть ложкой, надевать рубашку или обувь. Если внимательно наблюдать за малышом, то можно заметить тот момент, когда человечек начинает проявлять инициативу. Он учится совершать определенные действия, переворачивается на животик, ползет, хватает различные предметы. И делает это усердно и увлеченно. Все это проявления стремления к познанию окружающего мира и своих возможностей. И это заложено в каждом, независимо от характера. Проявляются эти врожденные качества уже на первом году жизни человека.

Если этот момент будет использован родителями для первых уроков самостоятельности, то дальнейшие проблемы могут и не возникнуть. Или они будут намного более простыми и «решаемыми».

Но довольно часто можно наблюдать такую картину: малыш тянется к игрушке, а заботливая мама или бабушка вкладывают желанный предмет ему в ручку. Это — своеобразный «антиурок»: можно все получить, не напрягаясь! В тот момент, когда ребенок пытается встать на ножки и сделать первые шаги, беспокойные родители создают различные способы подстраховки, чтобы дитя не упало и не ушиблось. И снова закладывается негативное ощущение: самостоятельные действия опасны!

Если не упустить этот естественный момент развития, поощрить малыша и создать условия для увлеченного, радостного освоения новых навыков и умений, помогая ему, но, не опекая, то процесс формирования самостоятельности будет успешно начат.

Какие качества следует развивать в ребенке

Как подсказывает наш собственный жизненный опыт, самостоятельные решения и действия практически всегда связаны с такими последствиями:

  • Необходимость совершать какие-либо усилия.
  • Возможность неверных действий или ошибочных решений.
  • Необходимость затрачивать время и силы на обучение.
  • Потребность переделывать неудачные варианты.

К этому списку можно добавить страх, например страх порицания со стороны окружающих в случае неудачи, а также уязвление чувства собственного достоинства.
Преодолевать это непросто, но при должной тренировке не только возможно, но и приносит удовлетворение. Родители, воспитывая у малыша умение принимать решения и действовать, должны не только не препятствовать его порывам, но и тренировать качества, которые потребуются самостоятельной личности:

  • терпение;
  • сила воли;
  • ответственность;
  • смелость;
  • способность осознанно ставить цель.

В данном случае речь не идет о каких-то специальных тренировках, которые вначале должны развить соответствующие черты характера, а уж затем позволят перейти к воспитанию самостоятельности.

Осознанное поведение мамы, отца и других родственников, их поддержка начинаний маленького человека, своевременная, но разумная помощь и обучение – все это является ситуацией, в которой необходимые черты личности успешно развиваются. Но родители должны демонстрировать подобные качества и в себе. Если у мамы не хватает терпения, и она выхватывает у ребенка ботинок со словами: «Ну что ты возишься!» ни о какой самостоятельности говорить уже не приходится.

Приучение ребенка к порядку

Безусловно, ситуация, с которой сталкивается каждый родитель, воспитывая своего сына или дочь самостоятельной личностью, требует усилий, сложна и постоянно изменяется с ростом и взрослением ребенка. То, что сегодня для малыша было радостной игрой, завтра может показаться скучной обязанностью. Например: младенец одиннадцати месяцев может увлеченно складывать различные предметы в коробочку, а пятилетнего малыша заставить сложить свои игрушки в ящик удается не всегда. Освоив «складывание», маленький человек начинает относиться к этому как к рутинному процессу. Он стремится открывать новые горизонты и не хочет отвлекаться на неинтересные дела. Регулярность, повторяемость действий для ребенка очень тяжелое испытание.

Необходимые для поддержания порядка действия должны стать привычкой, не требующей раздумий и сомнений. Здесь может помочь несколько правил:

  1. Приучение к порядку должно начаться как можно раньше. Не нужно откладывать это «на потом», дескать, подрастет – научим, а пока он еще мал. Если требуемая упорядоченность действий естественна для ребенка, то не потребуется ломка стереотипов и привычек.
  2. Родители должны быть последовательны в своих требованиях. Вариант: сегодня укладываемся спать вовремя, а завтра смотрим по телевизору интересный фильм поздно вечером,- недопустим.
  3. В процессе выработки необходимых привычек малыша нужно хвалить и поощрять. Если что-то не выходит, что моральная поддержка взрослых должна выглядеть как: «У тебя все получится, ты молодец, стараешься».
  4. Необходимо объяснять маленькому члену семьи, зачем вводятся те или иные правила. Осознание своей полезности очень помогает ребенку прилагать нужные усилия.
  5. Другие члены семьи должны подчиняться тем же правилам, которые предлагаются ребенку. Если малыш должен убирать свои вещи в шкаф, а мама бросает свою блузку на видном месте, то приучение к порядку затянется надолго.

Ребенок и домашние обязанности

Равные требования для всех домочадцев независимо от возраста очень важны для воспитания полноценной личности. Такие качества, как самостоятельность, умение принимать решение, независимость, напрямую связаны с самоуважением и умением уважать других людей. Эти, казалось бы, торжественные слова на самом деле являются реальными ситуациями, растворенными в ткани нашей обыденной жизни.

Самоуважение: я умею сам! Это могут быть настолько незначительные с точки зрения взрослых дела, что они воспринимаются мелочами, недостойными внимания. Сам надел ботинок (ничего, что правый на левую ногу), сам вытираю пыль, сам мою чашку. Если все же обращать на это должное внимание, то дальше можно дождаться продолжения: сам сделал маме бутерброд, ведь она устала. Сам сходил за хлебом. Сам помыл полы. А здесь и до уважения других людей рукой подать: «Мама готовит обед, ей тяжело, но она о нас заботится». Или: «У нас дома принято убирать за собой».

Приучая ребенка разделять с другими членами семьи домашние обязанности, родителям нужно набраться терпения. И не только потому, что малыш не хочет этого делать.

Еще и как хочет, если вовремя начать этот процесс. Но неумение дочери мыть посуду может вызвать желание отобрать у нее тарелки и быстро все закончить за нее. Но плохо вымытый сыном пол может стать причиной скандалов и упреков. Это не станет для ребенка стимулом пробовать еще раз.

Препятствием для развития умения самостоятельного бытового обслуживания может стать неправильно понимаемая забота. Ну как еще проявить свою любовь к чаду, как не предлагая ему вкусный завтрак, не наглаживая платья, не убирая его комнату! Желание сделать жизнь близких комфортной и необременительной — это же так естественно! Разумное и осознанное поведение родителей в этом случае просто необходимо. Мама или бабушка должны объяснить всем, и прежде всего себе самим, что забота о близких должна быть, во-первых, уместной, а во-вторых, взаимной. Мама приготовила ужин. Малыш ей помог. И затем они вместе отправились гулять в парк.

Проявлять любовь к ребенку можно и нужно, но способы для этого существуют самые разные. Можно и нужно играть и разговаривать с детьми, выслушивать их проблемы и давать советы. Проводить время за различными полезными занятиями. Водить на кружки и в спортивные секции. Для всего этого понадобится время и ребенку, и его маме. А, значит, домашние хлопоты должны быть распределены между всеми по мере возможностей и сил каждого.

И сделать это нужно как можно раньше:

  • Для начала малыш может «помогать» взрослым, пусть даже это затруднит их жизнь.
  • Обязанности для малыша нужно сделать естественными, как умывание или одевание по утрам. Не должно возникать мысли, что можно действовать иначе.
  • Задачи для ребенка должны быть посильные и неопасные.

Что же делать, если дети предпочитают проводить время за играми и не воспринимают домашние хлопоты как обязательные для себя?
Здесь кроме «пряника» (радости преодоления, гордости «я могу», похвалы от мамы, увлекательного процесса) вступает в дело элемент требовательности и наказания.

Но это требует от родителей осторожности, разумности и последовательности:

  • Нельзя давать ребенку непосильные поручения и наказывать за их невыполнение.
  • Не стоит укорять ребенка за то, что у него пока не получается, при условии, что он старался.
  • Требования должны быть обязательными, а угрозы – выполняться.

Если мама пообещала спрятать или выбросить неубранные игрушки – это должно быть сделано.

Вместо заключения

Развитие самостоятельности — это собственно и есть процесс развития человека. Если осознать, что же представляет собой воспитание личности, то главным здесь будет передача ответственности за необходимые для жизни действия от родителей к ребенку. По мере взросления самостоятельных действий становится все больше. Главное, чтобы в какой-то момент этот процесс не остановился. Результатом будет неразвитая, инфантильная личность, неспособная к счастливой и полноценной жизни.

10 ошибок, которые мешают ребенку стать самостоятельным

Как развивать самостоятельность: не делать за ребенка и не торопить события

Евгения Голобокова журналист

Ирина Кудинова семейный педагог

В ежедневной спешке нам проще самим одеть ребенка, чем научить его застегивать “молнию”, легче налить ему сока, чем оставить наедине с пакетом и чашкой. Но в длинные выходные, когда вся семья дома и никуда не спешит, можно заняться развитием самостоятельности у малыша. Посмотрите список самых распространенных ошибок и решите, с чего начать. В вашем распоряжении почти неделя праздников — за эти дни можно выработать как минимум одну полезную привычку.

Ошибка 1. Торопить события

Не стоит овладевать навыками, к которым ребенок пока не вполне готов психологически и физически. “Конечно, вы можете научить двухлетнего малыша завязывать шнурки, — приводит пример психолог Оксана Лысикова. — Но потратите на это столько времени, что волей-неволей начнете раздражаться, а у ребенка останется неприятное ощущение, что учиться делать что-то самому — великая мука”.

Как надо? Если малышу что-то не дается, вернитесь на шаг назад. Не получается завязывать узел? Продолжайте “приручать” давно знакомую молнию или липучку. А шнурки вам обязательно покорятся — позже.

Ошибка 2. Тормозить любопытство и активность малыша

“Не лезь туда — шею свернешь”, “Не убегай за кусты — потеряешься!” — кричат с лавочек мамы и бабушки. “Интерес к жизни и активность не даны нам раз и навсегда, — говорит психолог. — Их можно как развить в человеке, так и подавить. Кроме того, дети часто запоминают только вторую часть конструкции: „шею свернешь“, „заболеешь“. Поэтому вскоре маленький делает вывод, что кругом одни опасности, а значит, лучше не отходить от мамы ни на шаг”.

Как надо? Просто старайтесь быть рядом, когда ребенок активен. Залезайте вместе на горку, сходите за компанию посмотреть, что там лежит в кустах, катайтесь вместе на роликах. Малыш обязательно скопирует ваше безопасное поведение.

А если ему интересно совать в рот песок? “Не ругайте, а переключайте внимание, — советует Оксана Лысикова. — Предложите не менее захватывающее занятие — посмотреть на лягушек или построить шалаш из веточек. Вы достигнете очень важной цели: у ребенка останется ощущение, что он сам принял решение отказаться от возни с грязью. Еще один шаг навстречу самостоятельности”.

Ошибка 3. Наказывать за самостоятельность или наказывать самостоятельностью

Трехлетняя девочка за 10 минут до прихода гостей вызвалась разлить по стаканам сок. Пролила на пол. Мама в сердцах бросает: “Вот и вытирай теперь все сама!”. Дочь в слезы — и потому, что страшно браться за кажущееся неподъемным дело, и потому, что чувствует себя неумехой.

Как надо? Принять участие в ликвидации катастрофы. И не забыть похвалить — даже если что-то разбилось, пролилось и поцарапалось (ребенок ведь так старался!). Если в один день вы будете учить маленького обслуживать себя, а в другой ругать или отгонять его (“Не лезь! Я спешу!”) вряд ли ему захочется делать что-то самостоятельно (читай: портить с мамой отношения).

Ошибка 4. Делать за ребенка то, что он умеет или может делать сам

Не стоит одевать или кормить с ложки пятилетнего человека. Даже если очень спешите.

Как надо? “Дети делают что-то медленно, когда им этого не хочется, — говорит психолог. — Старайтесь заинтересовать! Например, купите песочные часы. Если вы предложите ребенку надеть колготки за время, которое сыплется песок, наверняка он охотно включится в игру. И еще иногда полезнее пропустить полдник, чем кормить завтрашнего школьника с ложечки”.

Ошибка 5. Требовать беспрекословного послушания

“Ребенок, которого жестко контролируют, учится во всем полагаться на чужое мнение, — считает Оксана Лысикова. — И в дальнейшей жизни привыкает подчиняться всем, кто похож на „авторитета“. Беспрекословно послушный ребенок постоянно подавляет собственные желания. Позже родители удивляются: „Почему он ничего не хочет?“ А он опасается проявить инициативу”.

Как надо? Составьте постоянный список запретов — их должно быть не слишком много. Но если уж залезать на сломанные качели нельзя — значит, нельзя никогда. Почаще предлагайте малышу несложный выбор: “Что ты будешь пить — чай или компот?”, “Пойдем на площадку или к пруду?”. Четырехлетний мальчик может сам решить, кого позвать на день рождения или какого цвета рубашку выбрать в магазине. Так ребенок научится отделять собственные желания от ожиданий окружающих и в будущем не будет испытывать затруднений с принятием самостоятельных решений.

Ошибка 6. Сравнивать малыша с другими детьми

“Кате тоже три, но она уже моет руки сама!”, “Посмотри на мальчика — он сам умеет одеваться!” Ребенок начинает сомневаться, действительно ли родители его любят. А может, соседскую Катю все-таки больше? В результате вместо того, чтобы тянуться за “положительным героем”, ребенок испытывает чувство беспомощности и все чаще канючит: “Ма-ам, одень меня!”. А как еще убедиться, что тебя по-прежнему любят?

Как надо? “Гораздо более правильная стратегия — устроить соревнование ребенка. с самим собой, — говорит Оксана Лысикова. — Месяц назад он еще не чистил зубы сам — а сейчас начал, год назад не умел быстро одеваться — а сейчас пожалуйста. Заведите красивый журнал успехов и просматривайте его вместе с малышом. Напоминание о прошлых успехах подтолкнет ребенка к новым достижениям”.

Ошибка 7. Предупреждать все желания ребенка

Помощь, о которой малыш не просил, только задерживает его развитие.

Как надо? Ребенок пытается достать что-то с высокой полки? Дайте ему возможность самому подумать, что тут можно сделать. Он оставил на лавочке машинку? Не бросайтесь за ней, лучше обратите внимание маленького: “Смотри, машинка отстает!”. Наверняка малыш захочет сходить за ней сам. Не убрал на место мозаику? Поиграйте в “тепло-холодно”, ребенок охотно вспомнит, где лежала игра, и уберет ее на место.

Ошибка 8. Ограничивать полет фантазии

Да, оранжевых зайцев не бывает. И кубики в конструкторе не принято складывать вверх ногами. И все-таки подождите вмешиваться со своим “Дай покажу, как надо!”.

Как надо? “В игре не ребенок должен „идти“ за вами, а вы за ним, — советует психолог. — В противном случае малыш сначала будет отмахиваться от вас, а потом просто не захочет ничего делать”.

Ошибка 9. Требовать работы “на результат”

Это вам важно, чтобы посуда была вымыта быстро и чисто. Ребенку интересен процесс — ведь он не только учится мыть тарелки, но и заодно изучает свойства воды, наблюдает, как ведет себя губка. Одним словом, знакомится с окружающим миром.

Как надо? К любой малышовой помощи относитесь как к развивающей игре. Спешите? Поручите ему вымыть уже помытую тарелку (параллельно с ним режьте еще одну “запасную” картофелину для салата и т.п.).

Ошибка 10. Думать, что если показали 100 раз, этого достаточно

У детей есть особенности восприятия, которые необходимо учитывать.

Как надо? Обязательно разбейте задачу на этапы и проследите, чтобы ребенок переходил к следующему, только овладев предыдущим. Например, малыш хочет сам кормить кошку. Сначала запоминаем, как правильно открывать контейнер или пакет с кормом. Затем учимся набирать корм в стаканчик и пересыпать его в мисочку. Потом тренируемся доносить кошачий завтрак до места, не рассыпав по дороге. Затем доводим до автоматизма привычку мыть после кормления кошки руки.

Источники:

http://childage.ru/psihologiya-i-razvitie/detskaya-psihologiya/kak-razvit-v-rebenke-samostoyatelnost.html

http://www.7ya.ru/article/10-oshibok-kotorye-meshayut-rebenku-stat-samostoyatelnym/

http://zdravotvet.ru/kak-uvelichit-laktaciyu-esli-rebenku-ne-xvataet-grudnogo-moloka/

Ссылка на основную публикацию