Ребенок грызет ногти

Простые способы, которые помогут отучить ребенка грызть ногти на руках

Почему дети грызут ногти

В подавляющем большинстве случаев дети начинают грызть ногти на руках при психологических нагрузках, оказавшихся слишком тяжелыми для еще неокрепшей психики. Чтобы радикально помочь ребенку избавиться от этой привычки, надо выявить факторы, спровоцировавшие ее появление.

Причины онихофагии могут заключаться в детских страхах

Особенно подвержены этой разновидности навязчивых действий малыши с лабильной, легковозбудимой нервной системой. Таких детей отличает повышенная тревожность, чрезмерная пугливость, резкие скачки настроения. Неугомонные непоседы также часто страдают онихофагией.

Привычка появляется в следующих случаях:

  1. Синдром замены. Если родители, например, отучают малыша от пустышки или запрещают сосать палец, ребенок компенсирует одну дурную привычку другой.
  2. Причины могут заключаться и в недостаточной личной гигиене. Вовремя не стриженые ногти начинают раздражать детей, и они стараются избавиться от помехи единственным доступным им методом.
  3. Подавление внутренней агрессии. Этот повод грызть ногти чаще возникает у совсем маленького ребенка или у подростка, когда в силу возрастных особенностей или под воздействием критики взрослых происходит занижение самооценки.
  4. Стрессовые ситуации. Привычка в таких случаях появляется перед посещением детского сада или школы, в начале нового учебного года или путешествием, в результате появления незнакомой обстановки. Часто ногти начинают грызть дети, живущие в конфликтных или неблагополучных семьях.
  5. Врожденное слабое строение ногтевой пластины. Эти отклонения могут быть обусловлены наследственностью или осложнениями беременности у матери в период закладки у плода придатков кожи. В этом случае ногти часто ломаются, расслаиваются и начинают мешать.
  6. Способ сосредоточиться. У детей и взрослых усиленная концентрация внимания часто провоцирует появление неосознанных действий. Это может быть покачивание ногой, накручивание завитка волос на палец, онихофагия.
  7. Тяжелая беременность у матери, вследствие которой у ребенка диагностируются различные функциональные или органические неврологические нарушения.

Следует обратить внимание и на ежедневный рацион. Нехватка витаминов Е и группы В, а также ряда микроэлементов приводит к нарушениям нервной системы.В этом плане также будет полезным наладить режим сна и бодрствования. Нарастающая тревожность, утомляемость и неврозы вынуждают малыша начать грызть ногти. В этом плане также будет полезным наладить режим сна и бодрствования.

У подростка привычка грызть ногти может развиться из-за сдержанной внутренней агрессии

Часто детей вынуждает грызть ногти обыкновенная скука. Пагубная привычка развивается при неумении детей младшего возраста самостоятельно играть или занять себя каким-нибудь делом. Школьники могут испытывать скуку на неинтересных уроках.

Иногда родители связывают привычку грызть ногти с наличием глистов в организме. Но на самом деле паразиты появляются как следствие дурной привычки. Если дети после игр во дворе, особенно в песочнице, или контакта с домашними животными не моют руки и начинают грызть ногти, очень быстро происходит глистная инвазия.

Последствия привычки грызть ногти на руках

Если не отучить ребенка грызть ногти, с течением времени могут развиться неприятные явления, касающиеся не только здоровья, но и всей дальнейшей жизни. Эта неприятная привычка чревата последствиями:

  1. Деформация ногтевых пластин. В результате чего ногти обретают неприглядный вид.
  2. Повреждение ногтевого ложа. Часто у людей, которые в детстве интенсивно грызли ногти, нарушается зона роста пластины, что приводит к нарушениюнаправления еероста и к врастанию ногтей в мягкие ткани. В дальнейшем для устранения дефекта понадобится хирургическое вмешательство.
  3. Нарушение целостности кутикулы. Часто, грызя ногти, дети обгрызают и кутикулу. Попадание в небольшие ранки грязи или патогенной микрофлоры приведет к развитию панариция и других воспалительных и нагноительных процессов.
  4. Заглатывание патогенных микроогранизмов, яиц гельминтов. Скапливающаяся у детей, играющих во дворе, грязь под ногтями практически всегда содержит патогенную микрофлору, которая при попадании в ротовую полость, вызывает различные заболевания. Это могут быть глисты, возбудители сальмонеллеза, дизентерии, гепатита А и других тяжелых заболеваний.

Привычка грызть ногти вызывает развитие стоматологических проблем. При этом происходит повреждение осколками ногтей мягких тканей десен и ротовой полости. Инфицирование этих ранок приведет к различным нагноительным процессам.

Дети часто грызут ногти на руках, когда нервничают

Частое давление на зубы приведет к повреждению пародонта. В процессе развития патологии увеличится подвижность зуба, что, в свою очередь еще больше будет разрушать ткани, фиксирующие зубы в десне. Из-за возрастных анатомических особенностей вылечить пародонтит или пародонтоз у детей практически невозможно.

Постоянный психологический дискомфорт и пониженная самооценка помешают ребенку ставить перед собой цели и добиваться их, стремиться к свершениям. Большие сложности развитию и социализации ребенка доставят и проблемы с окружающими людьми. Некрасивые руки часто становятся объектом насмешки в кругу ровесников и старших детей. Да и частые упреки взрослых не добавляют детям уверенности в себе, развивают комплексы.

Что делать, чтобы отучить ребенка грызть ногти

Не стоит рассчитывать на то, что дети «перерастут» эту дурную привычку. Это навязчивое действие самостоятельно не проходит, поэтому ребенку нужна помощь взрослых, а иногда и узких специалистов. Если не обращать внимания на то, что ребенок грызет ногти, с течением времени привычка только усиливается.

Чтобы избавить малыша или подростка от этой пагубной привычки, родители должны оказывать максимальную поддержку и проявлять доброжелательность.

Ни в коем случае не следует бранить детей или запугивать последствиями. Такой подход вызовет обратную реакцию. Дети начнут еще больше нервничать или действовать наперекор взрослым. Поэтому прежде всего надо выяснить причины, побуждающие ребенка тянуть пальцы в рот.

Это могут быть конфликты в семье, нежелание посещать детский сад или школу, ссоры с ровесниками во дворе и т. д. Лучше всего разобраться в ситуации сможет детский психолог. Но многое для ребенка могут сделать и сами родители.

  • Чаще разговаривайте с малышом, расспрашивайте о его проблемах и заботах, попытайтесь понять, что является причиной психологического дискомфорта.
  • Максимум свободного времени уделяйте играм с детьми.
  • Научите ребенка тщательно ухаживать за руками.
  • Постарайтесь организовать досуг спортивными секциями, занятиями музыкой, рисованием, лепкой и другим творчеством.
  • Подарите ребенку специальные антистрессовые игрушки.
  • Помогите малышу социализироваться в новой обстановке, завести друзей.
  • Решите свои внутрисемейные проблемы, а если они остаются – не втягивайте в них детей.
  • Следите и ухаживайте вместе с ребенком за ногтями и прилегающей кутикулой.

Часто встречаются советы смазывать руки горьким перцем, горчицей и другими жгучими веществами. Но подобные народные средства могут привести к ожогу слизистой оболочки полости рта или глаз при попытке почесать их. Поэтому использовать их нежелательно.

Лучше приобрести специальный горький лак, предназначенный конкретно для отучения детей от привычки грызть ногти, например, «Некусайка». Девочкам мама может сделать яркий маникюр. Желание быть красивой чаще всего побеждает привычку грызть пальцы.

В процессе общения старайтесь максимально часто создавать тактильный контакт – обнимайте ребенка, гладьте.

Дети грызут ногти достаточно часто. Важно, чтобы родители вовремя заметили эту привычку и приняли все меры для выявления причины такого состояния и устранили действие всех неблагоприятных факторов. Иногда, чтобы решить эту проблему, требуется привлекать узких специалистов – детского психолога, невропатолога, психотерапевта. Эти доктора помогут избавиться и от аутоагрессии.

Как отучить своего ребенка от привычки грызть ногти?

Обгрызание ногтей – довольно распространенная проблема, с которой могут столкнуться даже родители двух-, трехлетних малышей. Но чаще все-таки она возникает в школьном возрасте (особенно старшем). При этом ребенок обычно даже не замечает своих действий и не отдает себе в них отчета. Как родители могут отучить своего ребенка от привычки грызть ногти? Что нужно об этом знать?

Почему дети грызут ногти?

Для этого существует немало причин. Большая часть из них связана с сильным психологическим дискомфортом. Хотя иногда эта привычка возникает «на ровном месте» — от скуки или из желания кому-то подражать. То есть существуют причины как непсихологического, так и психологического характера.

Среди первых можно выделить следующие.

  • Дефицит необходимых веществ. Для правильной работы нервной системы маленькому организму чрезвычайно важно получать в нужном количестве витамины и минералы. Прежде всего, магний, витамины А и Е. Их нехватка может вызвать повышенную тревожность, выливающуюся обгрызанием ногтевых пластин.
  • Обычная скука. Грызя ногтевые пластины, дошкольник (или уже школьник) просто пытается себя чем-то занять.
  • Кишечные паразиты. Считается, что иногда такая привычка иллюстрирует глистные инвазии.
  • Подражание. Если рядом с малышом кто-то постоянно грызет ногти (родные или знакомые), он может просто бессознательно перенять эту привычку.
  • Слабые ногти. Самая банальная причина: ногти и кутикулы постоянно сламываются, обрываются, цепляясь за все и мешая ребенку. Он пытается исправить это, обкусывая поврежденные участки.

В таких случаях от вредной привычки избавиться просто: нужно лишь устранить ее первоисточник.

А вот психологические проблемы требуют особого внимания и коррекции.

  • Сложности с адаптацией к новым условиям. Например, поход в детский сад, школу, переход из начальной ступени обучения на среднюю, когда полностью меняется структура урочной работы и увеличивается нагрузка, появляется множество новых преподавателей. Ребенок может начать «загрызать» появившиеся трудности.
  • Сильный стресс. Это может быть, скажем, страх наказания за плохую отметку, переживания по поводу развода родителей или переезда на новое место, постоянная боязнь отвечать у доски или писать контрольные. Возможно, в семье плохой психологический микроклимат – постоянные скандалы, ругань.
  • Дефицит внимания. Когда ребенок чувствует себя ненужным и заброшенным, он также может начать «загрызать» неприятные чувства.
  • Подмена привычки. Если малыша довольно поздно отучили от соски, он мог найти ей альтернативу в виде своего пальца. Постепенно сосание пальца переросло в обкусывание ногтей и кутикулы.
  • Зависимость от техники. Чрезмерное увлечение телевизором, компьютером, современными телефонами приводит к тому, что нежная психика маленького человека постоянно впитывает потоки негативной информации, с которыми не в состоянии справиться. Чтобы успокоиться, ребенок грызет ногти (или сосет палец).
  • Аутоагрессия. По какой-то причине (которую поможет установить психолог) малыш склонен направлять агрессию на себя, боясь навредить другим (или наказывая себя). Поэтому такие дети грызут ногти, как бы оберегая окружающих от своей агрессии.
  • Слишком завышенные требования. Если родители растят маленького перфекциониста, который непременно во всем должен быть лучше всех, любое несоответствие этой картинке вызывает сильный стресс, воспринимается как «конец света».
  • Постоянные запреты. Когда маленького человека постоянно лишают удовольствий (за малейшую провинность запрещают есть сладкое, брать любимые игрушки), он находит компенсацию утраченному удовольствию в кусании ногтей на руках.

Часто такая проблема сопровождает серьезные неврологические нарушения (например, при синдроме дефицита внимания и гиперактивности, повышенной возбудимости). Решить ее можно лишь в комплексной терапии, назначенной докторами после тщательного обследования.

Возможные последствия

Обгрызая свои ноготки, дети подсознательно словно «выгрызают» свои проблемы. Часто, чтобы выяснить их, требуется помощь компетентного психолога. Но если оставить ситуацию без изменений, привычка может перерасти в стойкий невроз – онихофагию. Тогда придется «воевать» с ней, подключая уже психиатров.

Кроме того, если вовремя не отучить ребенка грызть ногти, это может привести к появлению других серьезных проблем, таких как:

  • ротавирусная инфекция (из-за попадания в организм патогенных микробов с рук);
  • глистные инвазии – причина та же;
  • воспаления околоногтевых покровов;
  • пародонтит;
  • эстетическая проблема – поврежденные кожные покровы и ногтевые пластины;
  • деформация ногтей, нарушение их правильного роста;
  • заболевания зубов;
  • насмешки сверстников;
  • снижение самооценки, замкнутость.

Постарайтесь не ругать и не наказывать свое чадо за вредную привычку. Ведь она проявляется на бессознательном уровне. А значит, ее нельзя победить принуждением и наказанием. Так вы сделаете только хуже: усилите нервное напряжение и снизите самооценку ребенка. Либо спровоцируете делать вам назло. Чем меньше ваших негативных действий будет ассоциироваться у него с вредной привычкой, тем больше шансов решить проблему безболезненно.

Как победить привычку?

Чтобы избавиться от любой вредной привычки, сначала важно выяснить ее «спусковой механизм» — причину, которая ее вызвала. А затем уже принимать меры по устранению этих факторов и налаживанию психологического самочувствия человека.

Помочь в этом родителям могут следующие советы психологов.

  1. Попытайтесь выяснить у ребенка, что его волнует. С детьми постарше это будет сделать легче, а вот маленькие детки могут не отдавать себе отчета в своих переживаниях. Для них можно воспользоваться приемом терапевтического рисунка. Пусть малыш изобразит все сферы своей жизни: семью, одноклассников или одногруппников, друзей, знакомых, животных. Все, что будет нарисовано темными цветами, нервными штрихами, со злобным выражением – проблемные зоны. Можно проиграть несколько разных ситуаций в виде сказки. Малыш перенесет на главного героя свои переживания, и их можно будет уловить.
  2. Если выяснить первоисточник проблемы не получилось, можно договориться с дочкой или сыном, что вы обратите его внимание на то, что он тянет пальцы в рот, особым знаком (дотронетесь, например). В этот момент спросите его, что он чувствует, что его тревожит, что заставило грызть ноготь. Когда причина будет выяснена, нужно приложить все усилия, чтобы нейтрализовать ее (научить преодолевать страх школьной доски, реально оценивать свои возможности, наладить микроклимат в семье или отношения с друзьями).
  3. Что еще можно сделать, чтобы отучить чадо от привычки? Прежде всего, помнить, что это будет сложно, набраться терпения. Полезно вызвать у ребенка чувство собственной неудовлетворенности привычкой (демонстрировать, как красиво выглядят ухоженные ногти и как – его обгрызанные, акцентировать внимание на том, что он чувствует, когда окружающие дразнят его за этот недостаток).
  4. Если таким образом идет выплеск агрессии, научите свое чадо, как делать это более полезными способами (поможет спортивная секция с активным выплеском энергии, например контактная борьба или футбол).
  5. Расскажите ему, что такое вредные привычки, почему они возникают на нервной почве и как от них избавиться (хорошо при такой беседе вместе посмотреть и изучить специальные буклеты-руководства).
  6. Наглядно продемонстрируйте ребенку, к чему может привести его привычка (покажите картинки с пародонтозом, загноившимися пальцами, паразитами в кишечнике). Только делайте это не запугивая, а объясняя, что это плохо и может быть небезопасно.
  7. Научите его снимать напряжение во время стресса, когда вас нет рядом: глубоко и ровно дышать, слушая свое дыхание, крепко сжимать и разжимать кулаки.
  8. Сделайте так, чтобы руки ребенка почаще были заняты чем-то полезным (пусть научится вышивать, выжигать, плести из бисера, конструировать из картона, начнет рисовать, лепить, валять и т. д.). Это поможет повысить самооценку, избавит от праздности, принесет моральное удовлетворение, успокоит. Кроме того, всегда переключайте внимание ребенка, когда он тянет пальцы в рот: просите что-то принести, подать, помочь подержать.
  9. Проводите с малышом больше времени. При этом чаще обнимайте его, гладьте, делайте массаж. Хвалите, выказывайте свою любовь и гордость им, наполните такие минуты приятными воспоминаниями, положительными эмоциями.
  10. Пересмотрите распорядок дня своего чада. Возможно, благоразумным будет освободить его от каких-то кружков или секций, если их много, и добавить время на прогулки и сон.

Не используйте для отучения от обгрызания ногтевых пластинок разрекламированные горькие лаки. Ничего, кроме лишнего дискомфорта и ощущения, что его наказывают, вашему чаду это не принесет. К тому же, нельзя полностью быть уверенными в безопасности таких средств при проглатывании.

Если исключить все раздражающие факторы, отучить ребенка от пагубной привычки будет относительно просто, хотя и не всегда быстро. Если же все принятые меры не помогают даже по истечении длительного времени, стоит обратиться за помощью к врачам: неврологу, психиатру, гастроэнтерологу. Возможно, ребенок нуждается в медикаментозной коррекции.

Не назначайте никаких витаминных или успокоительных препаратов своему малышу (или школьнику) самостоятельно. Это может принести нежелательные плоды.

Борьба с любой вредной привычкой – дело сложное, требующее консолидации сил самого ребенка, родителей, а при необходимости – психологов и докторов. Но пускать процесс на самотек нельзя. Последствия бывают весьма серьезными. В худшем случае это может перерасти в психическое отклонение. Лишь родительская мудрость и своевременная помощь принесут должный результат. На него и нужно нацеливаться.

Как отучить ребенка грызть ногти: причина нарушения, народные рецепты и рекомендации психологов

Обкусанные ногти, неприятные взгляду заусенцы – распространённая ситуация, поскольку привычка толкать пальцы в рот присуща как ребятишкам раннего возраста, так и подросткам.

Кажется, онихофагия – научное наименование этой проблемы – не так уж и страшна. И всё же бороться с ней нужно, несмотря на многочисленные мамины переживания «не могу», «ничего не получается».

Чтобы определиться, как отучить ребенка грызть ногти, необходимо поначалу обнаружить «спусковой механизм» привычки, а уже после принимать определённые меры.

Заболевание или дурная привычка?

Психиатры не зря ввели в медицинскую практику особое определение – онихофагию. Этот термин подразумевает психическое нарушение (!), которое выражается в неконтролируемом желании обкусывать ногтевую пластину.

Расстройство это формируется постепенно, переходя из безобидной, казалось бы, привычки.

Затем частота случаев лишь увеличивается, поскольку в подростковом возрасте почти половина детей кусают пальцы. Возможно, это связано с увеличивающейся психологической нагрузкой.

То есть вредную привычку никак нельзя оставлять наедине с ребёнком, надеясь, что тот её перерастёт. Напротив, существует риск, что проблема попросту перерастёт в психическое расстройство, которое без помощи врачей не преодолеть.

Поэтому нужно отыскать провоцирующий фактор и по возможности избавиться от него.

Почему ребёнок грызёт ногти?

Иногда крайне сложно точно понять, откуда возникла столь неприятная проблема. Специалисты говорят о возможных физиологических и психологических факторах, которые «включают» онихофагию.

1. Физиологические факторы:

  • Состояние кутикулы. У некоторых маленьких детишек кожа вокруг ногтей постоянно «топорщится». Не дожидаясь родительской помощи, они своими силами пытаются удалить раздражитель. Подобное поведение чем-то напоминает животный рефлекс ухода за собой (к примеру, коты моют себя языком).
  • Физическое удовлетворение. Ребёнок пытается добиться удовольствия всеми доступными и недоступными методами. Если ему запретить, например, есть конфеты или торт, он может переключиться на пальцы.
  • Витаминно-минеральный дефицит. Нервная система способна нормально функционировать лишь при хорошем питании, насыщенном витаминами и минералами. Особенно важны для ребёнка витамины E, B и магнийсодержащие продукты, в ином случае развивается высокая тревожность, нервозность и переутомление.
  • Глистные инвазии. Отечественные врачи считают, что одной из возможных причин грызения ногтей могут быть поселившиеся в детском организме паразиты. О наличии глистов свидетельствуют другие признаки: повышенное слюноотделение, зуд в области прямой кишки, резкое изменение поведения, беспричинный кашель.

2. Психогенные факторы:

  • Трудности с адаптацией. У многих деток вредная привычка возникает одновременно с началом социализации. Так, к трём годам ребёнок начинает посещать садик, но если он «тепличный» малыш, то даже кратковременные разлуки становятся стрессом. В семилетнем возрасте начинается следующая адаптация – он идёт в школу, что сказывается на его эмоциональном состоянии.
  • Семейный климат. Постоянные скандалы в семье, склоки между родителями, уход одного из них из дома, перекладывание процесса воспитанья на бабушек – всё это также стрессогенный фактор, приводящий к обкусыванию ногтевых пластин.
  • Аутоагрессия. При подобном поведении агрессивность в силу различных обстоятельств направляется на самого себя. Ребёнок, боясь гневиться на других, начинает вредить собственному здоровью – к примеру, грызть ногти.
  • Модель поведения. Детям свойственно «заражаться» поступками других малышей или взрослых. Если кто-то в садике, классе или дома грызёт ногтевые пластины и заусенцы, то ребёнок способен подсознательно повторять такие движения.
  • Генетически обусловленная тревожность. Грызть ногти ребёнок может и без очевидного стрессогена, только по причине чрезмерно возбудимой нервной системы и темперамента, которые обусловлены наследственным фактором. Любопытно, что позитивные и отрицательные события оказывают одинаково сильное возбуждающее воздействие.
  • Результат раннего отлучения от материнской груди. Продолжительное грудное вскармливание существенно успокаивает впечатлительного ребёнка. При резком или раннем отлучении от «тити» пальцы становятся своеобразной замены материнского соска или пустышки.
  • Перфекционизм. Желание быть лучше всех, которое разбивается о реальность, заставляет ребёнка воспринимать каждую свою неудачу «концом света». Обычно подобные ситуации встречаются у тех родителей, которые предъявляют завышенные требования к своим чадам. Ребёнок, не справившись со стрессом, грызёт ногти.
  • Замена вредных привычек. Многие дети отвлекают себя каким-либо определённым способом – теребят локоны, крутятся на месте, сосут пальцы, грызут ногтевые пластины. Подобным методом ребятишки успокаиваются, а если попробовать отучить от одной вредной привычки, начнётся другая.
  • Скука. Некоторые малыши грызут пальцы просто так, от нечего делать.
  • Высокие нагрузки. Перегруженность в школе, одновременное посещение нескольких студий, семинаров или курсов приводят к переутомлению, после чего ребёнок борется с неврозом грызением ногтей.
  • Увлечение телевизором или компьютером. Мельтешение кадров, высокая громкость, блики от экрана негативно воздействуют на детскую психику. Пытаясь успокоиться, ребёнок сосёт пальцы или грызёт ногти.

Таким образом, основной провоцирующий фактор – повышенная тревожность и склонность к стрессам.

Последствия привычки

Врачи предупреждают, что слова «могу или не могу отучить» никак не должны стоять перед родителями.

Подобная привычка – не просто досадная неприятность, а вполне серьёзное психологическое расстройство, которое чревато определёнными последствиями:

  • повреждённые ногтевые пластины и кутикулы, которые становятся эстетической проблемой;
  • замедление нормального роста ногтей;
  • заражение кожи, находящейся возле ногтей;
  • проблемы с зубами, дёснами из-за постоянного нахождения пальцев во рту;
  • поражение гельминтами (под ногтями часто скапливаются личинки глистов);
  • постоянные инфекционные заболевания из-за пониженного иммунитета;
  • насмешки ровесников;
  • сниженная самооценка.

Непросто поверить, что вроде бы незначительное нарушение чревато самыми серьёзными негативными эффектами в далёком будущем. Подросшие дети могут столкнуться с проблемами социального и психологического плана, которые могут сказаться и во взрослой жизни.

Народные рецепты

Не всегда устоявшиеся традиционные способы избавления от подобной вредной привычки считаются гуманными. Многие мамочки отказываются применять подобные методики, считая их чрезмерно жёсткими («не могу издеваться над крохой»). Однако перечислить их всё же следует.

  1. Пожалуй, наиболее распространённый и одновременно неоднозначный метод – мазать детские пальцы острым перчиком, горчицей и подобной натуральной горечью. Считается, что, попробовав единожды или несколько раз столь неприятную острую приправу, ребёнок после этого перестанет грызть ногтевые пластины.
  2. Старшее поколение часто советует обрабатывать ноготки зелёнкой, поскольку столь неприятный внешний вид способен оттолкнуть малыша настолько, что он прекратит обкусывать ногти. Если всё же пальчики окажутся во рту, собственные зелёные губы, увиденные после в зеркале, могут отвратить ребёнка от вредной привычки.

Подобные способы неоднозначны, однако, судя по отзывам, всё-таки могут сработать, особенно если подопечному от двух до четырёх лет. На более старших ребятишек такие методы точно не подействуют.

Рекомендации психологов

Самостоятельно обнаружить причину не всегда получается, поэтому родители могут обратиться к психологу, если к тому же многочисленные попытки отучения не привели к каким-либо положительным результатам. Многие психотерапевтические советы широко известны, однако повторить их всё же следует.

  1. Нельзя ругать и кричать на ребёнка, поскольку столь агрессивно выраженный интерес к детской проблеме, напротив, усугубят положение. Одни малыши ещё больше занервничают, другие назло станут грызть ноготки. Лучше поискать более позитивный способ помощи ребёнку.
  2. Обязательно следует пообщаться с ребёнком, чтобы установить «спусковой механизм». Иногда обнаружить причину помогают методы, раскрывающие подсознательные и скрытые проблемы. Например, можно предложить малышу нарисовать школьный урок, приятелей, домочадцев. Чёрные краски, явный негатив свидетельствуют о проблемной сфере жизни.
  3. Попробуйте больше времени проводить с маленьким «грызуном». Обязателен телесный контакт (поглаживания по головке, объятия, массаж пальцев), приятные слова, обсуждение насущных проблем. То есть проведённые с ребёнком часы и минуты обязаны быть наполненными позитивными эмоциями.
  4. Необходимо ухаживать за собой, чтобы продемонстрировать позитивный образец поведения. Глупо ожидать отказа ребёнка от откусывания ногтевых пластин или заусениц, если кто-то из близких родственников (особенно значимых для малыша) сам грызёт ногти и постоянно толкает пальцы в рот. Научите девочку ухаживать за ногтями!
  5. Если ребёнок подобным нежелательным способом вымещает агрессию, покажите ему социально одобряемые формы её проявления. Например, посещение спортивных кружков, разнообразных соревнований, контактных игр способствует выплёскиванию негативных эмоций, которые уже не направляются на свою личность.
  6. Займите ребёнка ручным трудом, к примеру, рисование, ваяние, работа с ножницами, выжигание не только займут ручки, но и принесут малышу массу позитивных моментов. Девочкам постарше подойдёт вышивание крестиком. Кроме того, снять перенапряжение помогают фактурные предметы – камни, детали конструкторов, пупырчатые мячи и прочие небольшие вещи.
  7. Рассказать о негативных последствиях нужно – неприятные истории часто производят должный эффект на ребятишек старшего возраста. Подростки могут самостоятельно найти в интернете различные «страшилки» в виде фотографий паразитов, заводящихся в желудочно-кишечном тракте. Маленькому ребёнку можно предложить рассмотреть через микроскоп грязь из-под ногтей, в которых могут находиться разные неприятные существа.
  8. К творческому ребёнку необходим неординарный подход. В частности можно сочинить сказочную историю, которая рассказывает о двух героях – один грызёт ноготки, а второй – не имеет подобную привычку. Вот почему с первым мало кто общается и играет из-за неприятно выглядящих рук, а у другого – множество приятелей. Сказочная терапия положительно и опосредованно воздействует на детское сознание.
  9. Необходимо пересмотреть дневной распорядок. Так, двухлетним ребятишкам и деткам постарше важно обеспечить комфортную психологическую атмосферу, частые прогулки на улице. Школьникам необходимо оставить больше свободного времени, не давить с оценками, успешностью и учебной нагрузкой.
  10. Если провоцирующим возникновение онихофагии фактором становится неожиданная разлука с любимой мамочкой после постоянного с ней нахождения, то подобное расставание способно стать серьёзным стрессом. Важно постепенно приучать ребёнка к самостоятельности и независимости, например, следует на короткое время отводить его к бабушке, в садик, чтобы он привыкал к нахождению без матери.

Медикаментозная помощь

В тяжёлых ситуациях двумя профильными и самыми важными специалистами, с которыми в обязательном порядке стоит пообщаться, становятся невролог и гастроэнтеролог.

Первый поможет подобрать успокоительные медикаменты. Второй проверит состояние кишечника и выпишет, если нужно, лекарства – фитопрепараты, успокоительные или витаминно-минеральные комплексы.

Крайне важно не давать ребёнку любое, казалось бы, безвредное лекарственное средство по собственному желанию.

В аптечных сетях представлен целый ряд горьких лаков, действующих наподобие традиционной горчицы: «Некусайка», «Belweder».

Они прозрачные, поэтому подойдут не только девчонкам, но и мальчикам. Продаются в детских отделах и специальные горьковатые мази.

Опасность подобных средств заключается в возможности попадания химических компонентов в глаза. Кроме того, родители всё-таки воздействуют на внешнее проявление вредной привычки, не работая с истинной причиной онихофагии.

Грызение ногтевых пластин и заусениц – распространённая проблема в детском и подростковом возрасте. Некоторые родители не очень серьёзно относятся к возникшей ситуации, считая, что малыш скоро её перерастёт.

Специалисты же советуют обращаться за помощью, особенно если взрослые не представляют, как отучить ребенка грызть ногти. Ну а ещё важно окружить деток любовью и вниманием.

Источники:

http://razvivashka.online/vospitanie/otuchit-gryzt-nogti

http://adella.ru/family/child-develop/kak-otuchit-rebenka-gryzt-nogti.html

http://m.baby.ru/blogs/post/368380000-330071010/

Ссылка на основную публикацию