Ребенок не хочет ходить на горшок

Ребёнок не хочет ходить на горшок

Малыш, который впервые увидел самого себя без подгузника, может очень удивиться тому, что между ног у него течет водичка. Однако, несмотря на восторг и умиление родителей, а также на их уверенность в том, что памперс снят – значит, ребенок скоро сядет на горшок, а там уже и до унитаза недалеко, сам он может быть совершенно противоположного мнения, и продолжать делать свои «дела» совершенно не туда, куда бы так хотелось его родителям.

Как это обычно бывает?
Сегодня в интернете и специализированных журналах для родителей можно найти просто огромное количество информации о том, как правильно приучать ребенка к горшку. Внимательно изучив все, что найдено, мамы уже подготавливаются морально к тому, что их чадо должно «созреть» для осознанного восприятия и понимания горшка к двухлетнему возрасту. И если ранее знакомство с горшком носило лишь эпизодический характер и постоянно откладывалось, то после двух лет мама точно знает о том, что уже пора! Только потому, что так написано на сайтах и в умных журналах.
Конечно, это очень хорошо, если все действительно получается так, как написано – малышу показывают горшок, показывают или объясняют, что в него нужно писать, и он безо всяких пререканий и возражений, допустив, возможно, пару-тройку промахов, принимает то, что какать и писать ему отныне нужно на горшок либо в унитаз.
Вариант немного усложняется, когда у малыша что-то не получается или он просто не понимает, чего же от него хотят. Если родители не лишены творческого мышления, они вполне могут придумать увлекательную игру с подарками и призами, которая будет мотивировать их ребенка ходить на горшок. Может быть куплен интересный горшок, можно попробовать для начала писать в ванну или просто смывать за собой самостоятельно, — все эти действия, как отдельно, так и в комплексе, рано или поздно помогут приучить ребенка ходить в туалет в специально отведенное для этого место.
Однако имеет место быть и третий вариант. Ребенок уже перерос свой двухлетний возраст, но устойчивое желание ходить на горшок или в унитаз никак не посещает его, даже, несмотря на все уговоры, подарки, игры и другие способы. Малыш был не раз отруган, бывал наказан, проводились разного рода разъяснительные беседы, он даже научился сам убирать за собой и стирать испачканные штанишки – но все тщетно. Измученным родителям уже начинает казаться, что за все это время они вполне бы могли научить ходить в туалет даже самое маленькое и самое глупое животное. При этом видно, что сам-то ребенок прекрасно знает и понимает, чего от него так настойчиво требуют родители, и как нужно сделать для того, чтобы они были довольны, но он просто упорно не желает какать и писать в горшок и с тем же упорством отстаивает свое право, даже если и понимает, что такое упрямство вредит ему самому.
Если нежелание ребенка садиться на горшок не воспринимается его родителями, как нечто злое и намеренное, то мама вскоре начинает понимать, для отсутствия сформированного у ребенка условного рефлекса какать и писать в специальное место, существует определенная, но веская причина. Вполне возможно, что это – следствие перенесенного стресса или заболевания, как бы то ни было, причина в жизни ребенка присутствует всегда, а неумение или нежелание делать что-то, чего от него просят, является явно только симптомом какой-то причины. Родителям важно понять самим, что проблема не в ребенке, который не хочет этого делать, а у ребенка, который не может сделать то, что от него просят. Только в этом случае совместными усилиями удастся преодолеть кризис с горшком, который иногда может затянуться очень надолго.

Что делать?
Для начала запомните основное правило – будьте на стороне ребенка. Только так можно преодолеть любые сложности, кризисы и детские проблемы вообще, независимо от возраста или состояния. Без соблюдения этого правила, все остальные приемы и рекомендации просто не работают настолько эффективно, насколько могли бы. На самом деле сказать – я всегда на стороне своего ребенка – гораздо проще, чем сделать это, и не в какой-то один определенный момент, а ежедневно, ежесекундно и на протяжении всей жизни. Если ребенок не слушается, не понимает, о чем его просят, старается все делать по-своему, но совершенно не так, как нужно и можно, если при этом мама устала, на нее накатила раздражительность и злость, только через данное правило в полной мере проявляется безусловная любовь родителей к их чаду.
Быть на стороне ребенка – значит позволять и ребенку и самому себе быть такими, какие вы есть, не совершенными и идеальными, а обычными людьми, со всеми слабостями способностями, слабыми и сильными сторонами личности.
Желательно, чтобы на стороне ребенка была не только мама, но и вся семья. Мама может понимать настоящие причины нежелания малыша ходить на горшок сколько угодно, однако процесс этот может затянуться очень надолго, если маме не удастся перетянуть на свою сторону и всех остальных. Задача мамы – объяснить окружающим, отчего происходит именно так, и научить их грамотно реагировать на несдержанность ребенка, не фиксируя при этом негативное внимание на то, что ребенок не может пока сделать.
Помните, что на вашей проблеме не сошелся свет клином. Расслабьтесь, отпустите, забудьте на время, не переживайте и тогда все может измениться гораздо быстрее, чем вы думаете. В конце-концов, вспомните о том, что каждый, без исключения, ребенок уже умеет писать и какать в унитаз к своей свадьбе.

Возьмите себе на заметку и другие способы, которые могут оказать помощь в преодолении нежелания малыша ходить на горшок:
Привлеките знающих людей. Пусть это будет врач или детский психолог, те самые специалисты, которые действительно способны помочь и ребенку, и его маме разобраться с проблемой и решить ее. Только профессионал способен оценить масштаб трагедии, так как он-то точно понимает, что нежелание ребенка ходить на горшок является только верхушкой айсберга, не причиной, а следствием. Ребенок по сути своей всегда старается быть для своих родителей хорошим, и если что-то он делает плохо, то на это всегда есть самые веские причины. И если специалист поможет родителям разобраться в том, что же скрывается за несдержанностью ребенка, и постарается с этим грамотно поработать, то у малыша само собой отпадет желание ходить в туалет куда попало.
Работайте со своим ребенком совместно со специалистами или самостоятельно. Выбирая такой путь решения вопроса, маме нужно в первую очередь понять, следует ли воспринимать подобное поведение ребенка, как протест против чего-то. Часто взрослые стараются строго регламентировать жизнь своего ребенка, тем самым совсем не оставляя ему места для его «Я», возможности спонтанно выразить и проявить себя в таком качестве, в каком ему хочется. Тем самым маленькому человеку не остается ничего, кроме приема пищи и выделительных функций, которыми он и пытается управлять и даже протестовать против навязанного ему режима жизни. Остановить такое протестное поведение в силах только взрослые, часто при участии детского психолога, путем расширения зоны прав и возможностей маленького человека в семье.

При условии исключения или проработки фактора протеста, существуют еще два совершенно полярных способа, которые могут помочь маме добиться желаемого от малыша:
Запрет. Заставлять ребенка ходить на горшок любыми способами – вот самое плохое, что могут сделать для него родители. Удерживать на горшке силой, делать ребенку клизмы, кричать на него и наказывать за лужи в неположенных местах – такие действия имеют даже свое название в психологии и называются они «война за горшок». А при каких бы то ни было военных действиях, проиграют, в любом случае, все. Такой способ может лишь привести к дополнительным психологическим травмам у малыша, которые уже точно потребуют помощи специалистов. Запрет может формироваться родителями и посредством навязывания ребенку чувства стыда за то, что он не выполняет просьб взрослых, что, в свою очередь, формирует в ребенке «травму мазохиста».
Разрешение. Позволить ребенку писать и какать где и как он сам хочет – вот самое хорошее, что могут сделать для него родители. Но при этом обязательно нужно показывать ему, как это делают остальные. Стремление делать как взрослые и всячески им подражать настолько сильно в любом ребенке, что благодаря этому инстинкту он самостоятельно придет к тому, чтобы ходить в туалет, куда положено. Кроме того, мама всегда может показать ребенку поведением или словами, насколько это неудобно, когда кто-то какает и писает где попало: испачканный ковер нужно стирать, а на лужице можно поскользнуться, упасть и больно удариться.
Позвольте ребенку все!
Если родители позволяют своему ребенку быть уникальным и в плохом смысле тоже, то фиксации на этом «плохом» не происходит, а значит, не появляется и желания манипулировать и управлять взрослыми. Возможно, способ «разрешения» сложен и может быть даже невозможным для того, кто сам рос в семье, которая была построена на системе наказаний и запретов. Кроме того, в этом случае уже у взрослого может возникнуть чувство несправедливости, так как в свое время, его всегда и жестко пресекали за все, что можно, а ребенку все должно разрешаться и прощаться.
Если вы столкнулись с такой деликатной проблемой у своего малыша, и не имеете сил или возможности справиться с этим самостоятельно, преодолейте неловкость и обратитесь за помощью к профессионалам, не оставайтесь наедине с проблемой, которую просто не умеете гармонично разрешить. Но при этом также не забывайте опираться на собственное чутье, любовь к своему ребенку и понимание его, как личности.

Почему малыш не хочет ходить на горшок?

Приучение к горшку становится очередной важной вехой на пути взросления ребенка. В один прекрасный день, часто под действием разговоров с другими родителями, мама решает, что пора переводить ребенка на «взрослый» способ мочеиспускания и дефекации. Причем принять это решение и начать на нем настаивать могут родители как 8—9-месячного, так и 3—4-летнего малыша. И, несмотря на такой серьезный возрастной шаг, поведение и отношение родителей к ребенку, который «никак не поймет» или «никак не хочет» делать то, что от него ожидают, будут похожими. Когда попытки уговорить, показать на игрушках, возможно, увлечь собственным примером не дают результата, родители могут начать раздражаться, ругать ребенка, даже наказывать его.

На это давление чаще всего ребенок реагирует отказом подчиняться родителям. При этом ребенок может настаивать на старом привычном способе мочеиспускания, например, в памперс, или «делать свои дела» в штанишки, рядом с горшком, но только не в горшок.

И смех, и грех — мой ребенок (1 год 5 месяцев) взял за правило писать и какать на ковер. Сегодня вообще вынул вещи из комода, выдвинул полку и пописал туда. Что с ним делать — ума не приложу! Говорили с ним и по-доброму, и ругали, и даже шлепали — он только смеется в ответ. На горшок он ходить отказывается: сидит на нем подолгу в штанах, кряхтит, но потом встает и писает в штаны. Купили ему детское сиденье на унитаз — он один раз пописал, сидя на нем, мимо — теперь тоже залезает только, чтобы «поиграть в ка-ка» и покряхтеть. Мокрые штанишки ему, правда, не нравятся — сам снимает и относит в стирку. А если покакает в штанишки — еще одна проблема: пачкает в какашках ручку и показывает мне или бабушке! Ну что с ним делать? Ольга

В самом худшем случае ребенок вообще отказывается писать или какать. У него начинаются запоры, справиться с которыми помогает только клизма, да и то не всегда. Приучение ребенка к горшку становится серьезной проблемой. Причем чем больше усилий предпринимают родители, чтобы добиться ее решения, тем хуже и хуже становится результат.

Моему сыну 2 года 6 месяцев. Отучать от памперсов начали в два года. По-маленькому ходит без проблем в туалет, на травку, — везде. А вот по-большому — проблема. Он ходит в д/с, и там говорят, что он какает на горшок, но не похоже, т. к. ребенок мучается и дома согласен ходить только в памперс и какать стоя. Пытаемся приучить его к горшку или туалету, но это вызывает только отрицательную реакцию и запор! Как вести себя в этой ситуации? Анна

Как правило, сопротивление ребенка является сюрпризом для родителей. Они совершено не понимают его природы. Им кажется, что ребенок специально, нарочно не подчиняется. Они считают, что он может сделать это, что от него хотят, но «из вредности» поступает по-своему. Именно поэтому чаще всего родители и прибегают к наказаниям, чувствуя при этом свою беспомощность, оттого что не могут справиться с малышом.

Почему же ребенок сопротивляется?

* Во-первых, он просто может быть недостаточно взрослым, чтобы сознательно контролировать свои органы мочеиспускания и дефекации. Ведь использование горшка требует от ребенка довольно высокой степени самоконтроля.
* Во-вторых, помимо физиологических, есть и психологические причины. Проще говоря, ребенок должен и мочь, и хотеть пользоваться горшком. Ведь то, что раньше происходило само и без каких-либо усилий с его стороны, должно подвергнуться полной перестройке. Малыш должен научиться управлять сложным внутренним процессом.

Если разложить этот процесс на составляющие, то получится, что ребенок должен научиться:

1. распознавать сигнал к мочеиспусканию, то есть понимать, чего именно ему хочется;
2. сдерживать первичный импульс;
3. осознанно и добровольно искать «подходящие» для этого условия;
4. сознательно «приступать к делу», оказавшись в нужных условиях.

Определить, в каком точно возрасте ребенок становится способен на это, довольно сложно. Здесь могут быть значительные индивидуальные различия. Ясно, что к этому моменту ребенок должен уже достаточно хорошо уметь ходить и управлять своим телом. Чтобы хоть как-то обозначить возрастные рамки, будем считать, что это происходит ближе к двум годам.

Есть примеры, когда мамам удается приучить детей к горшку и в более раннем возрасте*. Но чаще всего это происходит благодаря усилиям мамы, когда она распознает желание ребенка пописать или покакать и вовремя подставляет ему горшок. Ловкость мамы в подобных случаях, конечно, похвальна, но это еще не означает, что ребенок освоил горшок и умеет самостоятельно им пользоваться. Маме еще предстоит «передать ему ответственность» за отправление своих естественных потребностей и, быть может, также столкнуться при этом с некоторыми трудностями.

Таким образом, мы видим, что перед ребенком стоит довольно сложная задача, требующая от него высокой концентрации внимания и сил. При этом, прежде чем научиться пользоваться горшком, ребенку скорее всего придется пережить опыт неудачи. Он, например, может или не распознать призыв к мочеиспусканию, или не успеть добежать до горшка вовремя, даже если будет сильно стараться сделать все «как надо». Его разочарование в себе и своих способностях в этом случае грозит отказом от приобретения нового навыка, это психологически для него проще, чем испытывать по этому поводу сильные негативные эмоции.

А теперь представим, что ко всем этим переживаниям добавляется критика родителей, а то и наказания. И неизвестно, что «бьет» его больнее. Иногда ребенку гораздо проще выдержать шлепки по попе, чем видеть, как расстроены мама и папа его неуспехами. И тогда в лучшем случае он начнет писать не туда или не тогда, когда это требуется. В худшем решит, что с ним, когда он писает или какает, что-то не в порядке и что его все равно будут ругать и стыдить. Чтобы избежать этого, он не станет это делать вообще, во всяком случае, на глазах родителей. Он либо сделает дело втихаря и потом опять же «получит» за это от родителей (а значит, убедится в том, что его опасения были не напрасны), либо будет терпеть до последнего. А это — запор, слабительные, иногда попытки мамы помочь ребенку надавливанием на животик и т. п. Вся эта суета вокруг горшка еще больше пугает и нервирует ребенка.

Таким образом, чаще всего (если ребенку исполнилось 2 года и больше) проблема с приучением к горшку возникает не на уровне физиологии, а на уровне психологии. Ребенок вполне в состоянии распознавать и сдерживать первичный импульс, но вот дальше наступает сбой. Негативные эмоции «убивают» само стремление освоить этот непростой процесс.

Родители должны понимать, что главное — не заставить ребенка пользоваться горшком, чем быстрее, тем лучше, а стимулировать его заинтересованность в результате, добиться его добровольного сотрудничества в этом процессе.

Для этого необходимо:

* забыть про критику, действовать только похвалой, неудачи не замечать;
* создавать мотивацию у ребенка, поощрять его похвалой и даже «призами», причем не только за результат, но и за любую попытку достичь его;
* можно разбить процесс на несколько этапов: первое — научить ребенка предупреждать о своих намерениях (пусть при этом он писает туда, куда ему удобно); второе — научить делать это в одном специальном месте; и только третье — использовать для этого горшок или туалет.

Важно, чтобы начало приучения было наиболее комфортным для ребенка. Не обязательно добиваться использования исключительно горшка. Кто-то из детей сразу отдаст предпочтение туалету (например, с мягким удобным сиденьем), кому-то подойдет тазик или даже коврик в ванной (с которого легко убрать), в крайнем случае памперс (если надевать его на ребенка по его просьбе непосредственно перед мочеиспусканием или дефекацией).

Часто родители считают такой промежуточный этап в процессе приучения ребенка к горшку не своим достижением, а ненужной «уступкой» ребенку. Это ошибочная позиция. Ребенку легче научиться управлять собой постепенно. Каждый маленький успех будет стимулировать его на дальнейшее учение, подталкивать к освоению более сложных «ступеней мастерства». Тем самым нервная система ребенка и его родителей будет защищена от серьезных потрясений, а процесс приучения к горшку будет идти максимально быстро.
Несколько полезных советов-комментариев

* Приучать ребенка к горшку/туалету стоит днем, когда он в сознании и силах. И не приучать, если ребенок болен или возбужден, испытывает какой-то стресс.
* Хорошо, если ребенок играет с горшком, сажает туда игрушки, хотя и не пользуется им сам. Это говорит о том, что он находится в процессе освоения горшка (а вовсе не о том, что он «издевается над родителями»).
* Если ребенок использует горшок/туалет только по какой-то одной надобности — или писает туда, или какает, — это не повод для беспокойства. Надо продолжать поощрять его попытки и спокойно ждать, пока он решится на большее.
* Не огорчайтесь, если ребенок, научившись пользоваться горшком в течение дня, продолжает писаться по ночам в постель. Ночью детям сложнее контролировать свои позывы. Иногда сон столь глубок, что у малыша просто не получается проснуться, чтобы пописать. И эту ситуацию стоит отличать от энуреза и энкопреза — заболеваний, о которых речь пойдет ниже.

Бывает так, что ребенок, освоив «правильные навыки», вдруг теряет их, «разучивается». Это уже неблагоприятный симптом, который свидетельствует о том, что в психике ребенка происходят какие-то изменения, мешающие ему нормально контролировать процесс мочеиспускания и дефекации. Однако это еще не свидетельствует о наличии болезни. Когда же родителям стоит начинать беспокоиться?

Существует несколько определений энуреза. Наиболее простым и понятным можно считать следующее: энурез — ненамеренное мочеиспускание днем и/или ночью ребенком в возрасте шести (!) лет и старше, при отсутствии врожденных или приобретенных дефектов нервной системы или мочевого тракта, происходящее на систематической основе.

Если не брать в расчет чисто медицинские факторы (такие, как заболевания центральной нервной и мочевыводящей систем, а также тяжелые инфекции), то на появление энуреза оказывают влияние следующие неблагоприятные психологические факторы:

Травму чаще всего наносят ссоры и конфликты в семье, которые происходят на глазах ребенка. Болезненно переживаются также изменение состава семьи (например, рождение ее нового члена или смерть близкого родственника), резкое изменение условий жизни ребенка (период адаптации в детском саду или школе, переезд на новое место жительства, длительная разлука с родителями, вызванная, например, тем, что ребенку пришлось лечь в больницу).

Наказания за мокрую постель и другие ошибки родительского поведения

Страх перед наказанием не только не способствует избавлению от недержания мочи, а, как правило, ухудшает ситуацию. Страх сам по себе становится фактором, способствующим появлению и развитию болезни. Педиатры и невропатологи, не говоря уже о детских психологах, подчеркивают, что непроизвольное мочеиспускание в постель является наказанием для ребенка просто по факту случившегося. Чтобы добиться избавления от этого заболевания, важно внушить ребенку, что его дефект носит временный характер и вскоре пройдет.

Примерно те же факторы могут сыграть свою негативную роль и в появлении у ребенка энкопреза — непроизвольной дефекации.

В детской психологии существуют различные методики немедикаментозного лечения энуреза и энкопреза, хорошо зарекомендовавшие себя на практике. Например, методы игровой терапии и арттерапии. Рисуя и играя в игры на тему своих переживаний, ребенок избавляется от внутреннего напряжения, интуитивно ищет пути разрешения своих трудностей.

При этом самый важный компонент лечения — создание для ребенка благоприятных внешних условий. Опыт показывает, что после хорошего отдыха, если нет новых стрессов, энурез и энкопрез (когда нет медицинских осложнений) проходят бесследно.
Ошибки родителей

* Типичная ошибка, которую обычно совершают родители, — стремление к соблюдению жестких временных норм при приучении ребенка к горшку. Причины: нормативы, оставшиеся от старой советской медицинской школы.
* Плохие советчики: врачи «старой закалки» и родственники, воспитывавшие своих детей по их предписаниям; их неготовность пересмотреть свои взгляды.
* Неблагоприятные внешние условия, толкающие маму к совершению ошибок: ощущение, что ее ребенок «отстает» от детей знакомых.

Ошибочные действия: высаживание ребенка на горшок, невзирая на его нежелание, давление на ребенка, обвинения и наказания его за неправильное использование горшка, за грязные штанишки.

Последствия: запоры, страх ребенка перед мочеиспусканием, дефекацией, переживание ребенком своей несостоятельности, неполноценности (особенно если мама ставит ему в пример знакомого ему «хорошего» ребенка, который уже делает то, что у него не получается); испытываемый стресс может влиять на аппетит, сон, давать агрессивные проявления или, наоборот, способствовать замкнутости ребенка.

* принцип добровольности: ребенку предоставляется выбор — использовать горшок или нет;
* спокойное отношение к проблеме использования горшка: поощрение за попытки пользования горшком (похвала, призы) при полном отсутствии критики за «неправильные» действия;
* длительный срок приучения к горшку: каждый ребенок индивидуален, у каждого собственная «скорость» и степень готовности к контролю за своими испражнениями (условием успеха является физиологическая и психологическая готовность ребенка к контролю за процессами отправления своих потребностей).

Чего не стоит делать родителям
Автор: Марина Зажигина

Ребенок не хочет пользоваться горшком! Что делать?

Приручение к горшку — особый период в жизни малыша.

Ребенок, с которого только что сняли подгузник, с удивлением смотрит на водичку, текущую у него между ног. Он вызывает у родителей умиление и восторг: “Вот как вырос наш малыш, уже и подгузник с него сняли, скоро на горшочек будет садиться, а там, глядишь, и на унитаз — вот время летит.” Однако сам малыш может быть иного мнения о том, садиться ли ему “по делу” на горшок или делать свои “дела” в более “интересных” местах.

Как это бывает?

Много информации можно найти в специализированных журналах и Интернете на тему “Как приучить ребенка к горшку”. Изучив все очень внимательно, мамы часто морально готовы к тому, что их ребенок психологически “созреет” к осознанному пониманию и восприятия горшка к двум годам. И если до этого возраста знакомство с горшком было более — менее нерегулярным и откладывалось, если у ребенка не получалось попроситься, снять штанишки и сесть на горшок, то после двух лет мама уже точно знает (ведь написано же в умных журналах и на сайтах!), что “пора!”.

Хорошо, когда все получается “как по писаному” — показали малышу горшок, показали, что писать нужно туда, и он спокойно и без возражений, ну может быть несколько раз ошибившись, принял, что “дела” нужно делать на горшок или в унитаз.

Несколько более сложный вариант, когда что-то не получается или ребенок не понимает, что от него хотят. Творческие родители могут придумать интересную игру с призами и подарками, мотивирующие сына или дочь на то, чтобы “ходить” в горшочек. Можно купить интересный горшочек, писать в ванну или смывать самому — все это может приучить ребенка рано или поздно пользоваться специально отведенным для этого местом.

Бывает и третий вариант. Когда ребенок уже давно перерос свой двухлетний возраст, но к нему никак не приходит устойчивое желание писать-какать в горшок или унитаз, несмотря на то, что использовано множество способов, игр, подарков, слов. Малыша ругали, наказывали, объясняли, он стирает сам свои испачканные штанишки и вытирает за собой— все бесполезно.

У родителей может возникнуть мысль, что за все это время, что они вложили в то, чтобы добиться от своей детки умения (желания) пользоваться специально отведенным для этого местом, даже самое глупое животное давно этому научилось бы. И видно, что ребенок прекрасно понимает и знает, что от него хотят, и как это делать, он знает. Но он не хочет пользоваться горшком и отстаивает это свое право с отчаянным упорством, даже понимая (или понимая), что ему оно, это упорство, очень вредит.

Если родители не воспринимают нежелание малыша садиться на горшок или унитаз как намеренно вредное или злое, то очень быстро мама понимает, что есть веская причина. Почему у ребенка не может сформироваться условный (привитый) рефлекс пользоваться специально отведенным для этого местом?

Возможно, ребенок тяжело болел или перенес сильный стресс. И эта причина всегда присутствует в жизни ребенка, если он долго не может освоить и понять, что все люди ходят в туалет и не пачкают одежду. Неумение и нежелание делать это является симптомом чего-то другого, что было или есть в жизни малыша. Это понимание, что проблема — не ребенок, который не хочет, а у ребенка, который не может сделать то, что от него просят, может помочь семье и малышу преодолеть этот кризис. Который, кстати говоря, может затянуться не на один месяц и даже год.

Что делать?

Самое главное правило: быть на стороне ребенка!

Это правило помогает преодолевать любые детские кризисы, проблемы, сложности в любом возрасте и состоянии. Без этого главного правила не действуют все остальные рекомендации и приемы или действуют не так эффективно, как могли бы. В действительности легко сказать: “Я на стороне своего ребенка!”, но трудно делать. Не в какой-то один момент, а каждый день, каждую секунду, каждый миг жизни и на протяжении всей жизни. Когда малыш не слушается, не понимает, что ему говорят, когда он делает все по-своему, не так, как можно и нужно. Когда мама устала, когда накатывает злость и раздражительность. Но лишь через это правило проявляется безусловная любовь родителей к своему ребенку. Оно одно может изменять очень многое, если не все. “Быть на стороне ребенка” — означает давать и себе, и своему ребенку быть таким, какие мы есть. Не идеальными и совершенными, которых и в природе не существует, а обычными людьми со своими особенностями, слабостями и сильными сторонами своей личности.

Правило желательное: быть всей семьей на стороне ребенка!

Мама может сколько угодно понимать истинные причины нежелания ребенка осваивать горшок. Но если она не перетянет на свою сторону понимания всех остальных родственников, которые общаются с ребенком, не расскажет, почему так происходит, не научит их правильно реагировать на несдержанность малыша, то процесс выхода из этой ситуации может стать болезненным для всех и затянуться на долгое время.

Когда мама и/или вся семья на стороне ребенка, то это чувствуют окружающие люди. И уже намного проще договориться с другими людьми, которые смотрят за ребенком (няней, воспитателем в детском саду), чтобы они не фиксировали внимание на том, что у малыша не получается сделать, и не выражали свое недовольство происходящим.

Правило очевидное: свет клином не сошелся на этой проблеме.

Хорошо бы всем участникам действия расслабиться, забыть, отпустить, позволить быть “этому” и не переживать. И тогда все может очень быстро измениться. Сильное и страстное желание осуществить что-либо является первейшим препятствием для достижения этой цели. И не стоит забывать, что, абсолютно каждый ребенок к своей собственной свадьбе умеет пользоваться унитазом.

Мама может взять на заметку и другие возможные способы, которые могут помочь преодолеть нежелание ребёнка проситься на горшок.

Привлечь знающих людей.

Детский психолог, врач-гомеопат — вот специалисты, которые могут помочь маме и ее малышу разобраться и решить эту проблему. Профессионал по решению детских проблем всегда понимает, что нежелание ребёнка ходить на горшок или унитаз — это вершина айсберга, следствие, а не причина. Ребенок всем своим существом хочет быть хорошим для своих родителей. И если малыш делает что-то, что взрослые воспринимают как “плохо”, то на это всегда существуют веские основания. Если специалист сможет разобраться, что скрывается за несдержанностью ребенка, и грамотно поработает с этим, проблема отвалится само собой.

Работать с ребенком самостоятельно или совместно со специалистом.

Если мама выбирает способ самостоятельно разбираться с этим вопросом, то для начала стоит понять, не является ли такое поведение ребенка протестом против чего-либо. Иногда взрослые так строго регламентируют жизнь малыша, что не оставляют ему места для его собственного Я, его спонтанности и возможности выражать и проявлять себя так, как ему хочется. И у взрослеющего человечка не остается ничего, кроме выделительных функций и приема пищи, которыми он реально может управлять и протестовать против существующего (иногда почти тюремного) режима его жизни. Любой протест означает, что у человека, который его выражает, независимо от возраста, возможности и желания не соответствуют тому, что позволяется и разрешается им самим, взрослыми, системой. Остановить протестное поведение у ребенка могут, очевидно, только взрослые (иногда совместно с детским психологом) через расширение зоны возможностей и прав в семье маленького человека.

Если фактор протеста исключен или проработан, то есть два полярных способа, с помощью которых мама может добиться от ребенка желаемого.

Через запрет

Самое плохое, что могут сделать для своего ребенка родители — это заставлять его любыми способами ходить на горшок. Делать клизмы, силой удерживать на унитазе, наказывать за то, что снова лужа в неположенном месте, кричать на ребенка. В этом случае легко может возникнуть то, что психологи называют “война за горшок”. Как известно, если начинаются любые военные действия, проигрывают все. Применяя этот способ, родители могут нанести ребенку сильнейшие психологические травмы. И тогда уже точно придется прибегать к помощи специалистов. Но уже для того, чтобы исправлять те проблемы, которые возникли у ребенка в результате “войны за горшок”.

Родители могут формировать запрет через навязывание ребенку чувства стыда за то, что он не делает “дела” там, где ему говорят взрослые. Чувство стыда формирует травму мазохиста, которая, в свою очередь, отображается на теле в виде большого количества жира. Подробно об этом можно почитать в книге Лиз Бурбо “Пять травм. “.

Через разрешение

Самое хорошее, что могут сделать для ребенка родители — это разрешить ему “делать дела” так, как он хочет, но при этом активно показывать ему, как это делают они сами. В ребенке так сильно стремление подражать и делать так, как взрослые, что через этот инстинкт ребенок сам придет к тому, чтобы писать и какать в специально отведенное место. Мама может также словами или поведением показывать малышу, как неудобно в бытовом смысле, когда это делаю, где попало: можно поскользнуться, упасть и больно удариться, можно испачкать ковровое покрытие, игрушки, книжки и тогда что-то придется стирать, а что-то даже выбрасывать.

Когда родители позволяют и разрешают ребенку иметь свою уникальность не только в “хорошем” обывательском смысле — знать буквы в три года, рассказывать стихотворения наизусть, петь песенки перед гостями — но и в “плохом” смысле (в частности, не пользоваться на горшком), то у ребенка не возникает фиксация на этом “плохом”, не появляется желание удерживать его, чтобы управлять и манипулировать взрослыми. Способ “разрешение” труден и часто даже невозможен для тех, кто сам вырос в семье, построенной на системе запретов и наказаний. Это трудно еще и потому, что у взрослого возникает ощущение несправедливости: почему его, взрослого, в своем время жестко пресекали по любому поводу, а его ребенку должно все прощаться и разрешаться.

Хочется закончить эту тему каким-нибудь позитивным абзацем вроде “все обязательно получится” или “все просто, надо лишь правильно сделать”, но не пишется что-то у меня такое. Тема эта чрезвычайно деликатная, в социуме сильно “заряжена” стыдом, запретами и неловкостью. Мама, которая сталкивается с этой проблемой у своего малыша, часто не может преодолеть ощущение вины и стыда за своего ребенка и обратиться за профессиональной помощью. И остается она один на один с неумением и невозможностью гармонично ее разрешить. Ведь и ребенка жалко, и перед людьми стыдно. Да еще посторонние “подливают масла в огонь”: мол, это все от детской вредности. А доступной информации на эту тему чрезвычайно мало. Часто она противоречива и не дает “работающих” педагогических приемов. Я написала, что я знаю про то, что можно делать, когда ребенок не хочет ходить в туалет или садиться на горшок. Но каждой маме стоит опираться на свое чутье, понимание своего ребенка и любовь к нему.

Источники:

http://www.stranamam.ru/post/833424/

http://www.7ya.ru/article/Rebenok-ne-hochet-polzovatsya-gorshkom-Chto-delat/

http://spokoiniison.ru/deti/rebenok-pereputal-den-s-nochyu-chto-delat

Ссылка на основную публикацию