возможные причины, методы обследования, рекомендации для родителей

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Нарушение поведения у ребенка (пакет методик для диагностики)

Гибкая система оценок с учетом мотивации, использование развернутых оценочных суждений, исключение негативного оценивания (оценка учебной деятельности не есть оценка личности ребенка).

Нарушение поведения – склонность к обману

Методика Айзенка (шкала лжи), беседа с учеником; беседа с преподавателями, сверстниками, родителями.

  1. Давать общественные поручения, где это качество было бы уместным.

Формы, методы и приемы работа классного руководителя

Формы, методы и приемы работы классного руководителя

Психодиагностика психолога в школе – Бланки и картотека для диагностики

Пакет методик для диагностики нарушения поведения у детей. Причины нарушения поведения, рекомендации педагогам.

  1. Определение уровня развития – Векслер, ШТУР;
  2. Определение мотивации;
  3. Тест Филлипса, методика Дембо – Рубинштейна, проективные методики (рисунок школы);
  4. Диагностика семейного воспитания (опросник Столина, АСВ);
  5. Изучение межличностных отношений в классе (социометрия, референтометрия);
  6. Внутриличностные конфликты (ПДО, проективные методики).
  1. Неблагополучная обстановка в семье;
  2. Дезадаптация к обучению в школе;
  3. Психофизические особенности ребенка;
  4. Конфликтные ситуации в классе;
  5. Острая психотравма;
  6. Внутриличностный конфликт;

Формы, методы и приемы работы классного руководителя

  1. Индивидуальный подход;
  2. Работа с семьей;
  3. Создание ситуации успеха и условий развития личности;
  1. Защитная реакция;
  2. Стремление выделиться, утвердиться;
  3. Желание фантазировать;
  4. Способ манипулирования;
  5. Стремление адаптироваться в коллективе;

Формы, методы и приемы работы классного руководителя

  1. Выяснение причин через беседу с ребенком и родителями;
  2. Наблюдение за ребенком;
  3. Работа с учеником и классом (диспуты, обсуждение, тематические беседы)
  1. Не уличать ребенка в обмане публично;
  2. Не обвинять ребенка;
  3. Доброжелательное отношение;
  4. Индивидуальный подход;
  1. Доброжелательное отношение, установление доверия;
  2. Не оставлять обман незамеченным;
  3. Поиск совместных интересов, совместный досуг;
  4. Применение наказания и поощрения с подробным объяснением;

Нарушение поведения – демонстративность

  1. Защитный механизм против агрессии;
  2. Самоутверждение;
  3. Особенности характера;
  4. Взаимоотношения в семье;
  5. Отношения со сверстниками; экспериментальная активность.

Формы, методы и приемы работы классного руководителя

  1. Давать общественные поручения, где это качество было бы уместным;
  2. Адекватная реакция со стороны преподавателя;
  3. Сглаживать вспышки агрессии.
  1. Создание товарищеских контактов с ребенком;
  2. Специальные формы поощрения;
  3. Воспринимать ребенка таким, каков он есть.

Нарушение поведения – замкнутость, необщительность

6. Тест тревожности Филлипса.

  1. Социальные условия.
  2. Особенности темперамента;
  3. Страх самовыражения;
  1. Доверительная беседа;
  2. Создание ситуации успеха;
  3. Вовлечение в коллективную деятельность;
  4. Использование сильных сторон личности ребенка для преодоления трудностей и достижения успеха;
  1. индивидуальный подход;
  2. поощрять, стимулировать активную деятельность на уроке
  1. помогать ребенку преодолевать трудности, сопереживать;
  2. вовлечение в значимые семейные дела;
  3. больше времени уделять ребенку;

Нарушение поведения – уход из дома, склонность к бродяжничеству

  1. проективные методики (кинетический рисунок семьи, автопортрет, м-ка Р. Жиля);
  2. опросник Шмишека;
  3. опросник Личко;
  4. социометрические методики;
  1. неблагоприятная обстановка в семье;
  2. отсутствие учебной мотивации;
  3. эмоциональная ранимость;
  4. низкая самооценка;
  1. посещение на дому;
  2. индивидуальные беседы и консультации;
  3. вовлечение в классные мероприятия;
  4. общественные поручения;
  1. индивидуальный подход в оценивании;
  2. повышение самооценки;
  3. развивать заинтересованность к предмету;
  1. беседы, индивидуальные консультации психолога;
  2. создание теплой эмоциональной обстановки в семье;
  3. организация досуга ребенка;
  4. учитывать личностные особенности ребенка;
  5. создание семейных традиций;

Основные виды нарушений поведения у детей и методы работы по их преодолению:

Нарушение поведения – агрессивность

  1. проективные методики ( несуществующее животное, ДДЧ);
  2. тест фрустрации Розенцвейга;
  3. тест руки Вагнера;
  4. незаконченные предложения;
  5. тест Басса – Дарки;
  1. социальные;
  2. трудности в общении;

Формы, методы и приемы работы классного руководителя

  1. беседы,
  2. проведение игр социального характера;
  3. диспуты;
  4. семинары;
  1. индивидуальный подход, изменение стиля общения;
  2. использование личных увлечений для привлечения ребенка к интересной, значимой деятельности;

Учет возрастных особенностей детей, изменение стиля общения.

Памятка для родителей и учителей

Трудности в общении с ребенком и пути их устранения

Цель, которую неосознанно преследует ребенок

Ответ
ребенка
на реакцию
Взрослых

Рекомендации
Педагога – психолога

1.привлечь к себе внимание

Ноет, шумит, встревает в разговор, не слушается

Обращают внимание и раздражаются

Прекращает на время, затем снова начинает

2. показать, что имеет власть над другими

Отказывается делать то, что от него хотят

Пытается использовать свою власть, чтобы заставить, начинает сердиться

Упрямится или усиливает неповиновение

Избегать борьбы за власть

3. отплатить, отомстить, взять реванш

Вредит или портит вещи, может оскорбить

Считают ребенка подлым и злым, чувствуют гнев

Чувствует себя оскорбленным, стремится отплатить и за это

Не показывать свой гнев и обиду

4. продемонстрировать свою неспоспособность

Неспособен научиться сам. навыкам, требует помощи

Соглашаются с тем, что р-к ни на что не способен

Поверить в спос-ти и возможности р-ка

Главное меню

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Анализ результатов обследования и выработка реко­мендаций для педагогов и родителей

Целью, стоящей перед психологом при анализе результа­тов обследования, является создание психологического порт­рета ребенка. В связи с этой целью первой задачей стано­вится отграничение нормы от патологии (интеллектуальная недостаточность, задержка психического развития, разные виды психологических отклонений). Дифференциальная диагностика разных форм патологии не входит в задачу детского психолога. Психологический портрет нормально развивающегося ре­бенка включает как характеристику поведения, так и особен­ности его познавательного и личностного развития. Первым этапом анализа является выявление уровня поз­навательного развития ребенка (общий уровень развития восприятия, уровень развития образного мышления, памяти, речи и воображения). Следует определить равномерно или неравномерно друг относительно друга развиты перечислен­ные процессы. Простым случаем является равномерное развитие. Трудность при анализе представляют варианты неравно­мерного познавательного развития в связи с многозначно­стью их проявлений, состоящих не только в разном уровне развития восприятия, мышления, воображения и т. д., но и в симптоматических различиях внутри самих процессов. Здесь необходимо использование комплексного анализа, ко­торый предполагает интерпретацию отдельных проявлений только в связи с другими проявлениями.

Особое значение при анализе результатов обследования ребенка приобретает правильное понимание особенностей его взаимодействия с другими людьми. К этим особенностям, в первую очередь, относится характер воспитания в семье. На­пример, уровень требований, предъявляемых к ребенку или конфликтность семьи, уровень внимания к ребенку и т. П. Не менее важны качества самого ребенка, определяющие харак­тер его общения за пределами семьи (с детьми, с воспитате­лями, другими взрослыми). В частности, инициативность, конфликтность, организованность и т. п.

Результатом анализа данных обследования должно стать представление не о количественном уровне развития той или иной функции, а об общем типе поведения ребенка. Только целостный психологический портрет дает возможность выра­ботать рекомендации для родителей и воспитателей.

Рекомендации психолога бывают действенными тогда, когда они приняты родителями (воспитателями). Принятие рекомендаций психолога, в свою очередь, связано с собст­венными проблемами родителей, воспитателей, сформулиро­ванными в первичной жалобе па ребенка (иначе говоря, в запросе). Психологические рекомендации тем продуктивнее, чем большее участие в их разработке принимает родитель, воспитатель (обратившийся к психологу человек). Этика психолога в работе с родителями и воспитателями предполагает не разглашать сведений о ребенке. Иначе говоря, заключения и рекоменда­ции, даваемые родителям или конкретному воспитателю, не сообщаются больше никому.

Диагностическая работа тесно пе­реплетается с коррекционной и развивающей. В коррекционно-развивающей работе можно выделить несколько этапов:

1) изучение запросов;

2) формули­ровка психологической проблемы;

3) выдвижение гипотез о воз­можных причинах наблюдаемого феномена;

4) выбор методов диагностики;

5) применение отобранных методов;

6) формули­ровка диагноза, которая должна содержать и прогноз дальней­шего развития;

7) разработка рекомендаций и программы психокоррекционной и развивающей работы;

8) реализация этой программы;

9) контроль за её осуществлением.

Коррекционная работа психолога призвана предот­вратить интеллектуальные и эмоциональные отклоне­ния в развитии детей,а при необходимости — их устранить в процессе специальных занятий:

v арттерапии (метод прак­тической коррекции эмоционально-личностных проблем детей, в качестве материалов на занятиях используются краски, глина, клей, мел);

v куклотерапии (в качестве ос­новного приема коррекционного воздействия используется кукла как промежуточный объект взаимодействия ребенка и психолога);

v игротерапии (метод практической психокоррекции способствует созданию близких отноше­ний между участниками, снимает напряженность, тре­вогу);

v музыкотерапии (коррекция эмоциональных откло­нений, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении; музыка как основное средство воздействия: это либо прослушивание музыкальных произведений, либо индивидуальное и групповое музицирование).

При составлении коррекционно-развивающих и развивающих программ следует опираться на следующие принципы:

Принцип системности профилактических коррекционных и развивающих задач, при котором учитывается тот факт, что каждое исследуемое качество находится на различных уровнях развития: на уровне благополучия, что соответствует норме; на уровне риска, что означает угрозу возникновения трудностей; на уровне актуальных трудностей, что объективно выражается в различных отклонениях от нормы.

Принцип единства диагностики и коррекции, который отражает целостность процесса оказания психологической помощи и реализуется с учётом двух факторов.

Во-первых, началу коррекционной работы предшествует диагностический этап, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, а также предположить их причину, а затем сформулировать цели и задачи коррекционно-развивающей программы.

Во- вторых, необходим постоянный контроль динамики изменений показателей развития

Принцип учёта возрастных, психологических и индивидуальных особенностей предполагает учёт соответствия психического развития ребёнка его возрастной норме и уникальности каждой отдельной личности.

Принцип комплексности методов психологического воздействиятребует привлечения к участию в коррекционной работе ближайшего социального окружения ребёнка.

Принцип возрастания сложности, когда трудному заданию предшествует более лёгкое, позволяет поддерживать интерес ребёнка к коррекционной работе и даёт возможность испытать радость преодоления.

– Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала диктует необходимость перехода к новому материалу только при условии относительной сформированности того или иного умения и строгой дозировки объёма предлагаемого материала.

– Принцип учёта эмоциональной сложности материала требует создания благоприятного эмоционального фона при проведении коррекционной работы, что позволит стимулировать развитие положительных эмоций детей.

– Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через организацию активной деятельности ребёнка.

Опираясь на перечисленные принципы, психолог составляет развивающую или коррекционно-развивающую программу, где чётко формулирует цели и формы работы, подбирает специальные комплексы игр, заданий и упражнений. Всё это заносится в индивидуальную карту ребёнка, где отмечается время проведения занятий, их длительность и регулярность. Туда же помещаются задания для домашней работы ребёнка вместе с родителями и игры, рекомендуемые для проведения в группе. Через 4 месяца можно провести повторный диагностический срез, и по его результатам вносятся дополнения и изменения. В мае психолог проводит заключительное обследование и анализирует результаты проведённой развивающей работы, сопоставляя полученные результаты со средними возрастными нормами.

Невозможно предложить единую систему диагностической работы, универсальную для любого дошкольного образовательного учреждения. Однако можно выделить направления и принципы орга­низации диагностической работы. При этом необходимо помнить, что диагностика должна охватывать всех участников образовательного процесса. Исходя из этого, можно выделить направления диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении:

• диагностическая работа с детьми;

• диагностическая работа с родителями;

• диагностическая работа с сотрудниками.

Ниже предлагается примерный вариант системы диагностической работы в образовательном учреждении.

Типы плохого поведения. В чем проявляются.
Как исправить поведение ребенка
  1. игнорировать.
  2. Обращать внимание, когда ведет себя хорошо
Диагностическая работа с детьми
Цель Показатели состояния здоровь физического развития Средства Ответственные
Изучение и выявление особенностей развития каждого ребёнка и групп для последующего учёта в работе с детьми (создание и реализация индивидуальных и групповых развивающе-коррекционных программ). Особенности психического развития. Особенности образовательной программы. Медицинское обследование. Психологические методы. Педагогическая диагностика. Врач, медсестра. Педагог- психолог. Старший воспитатель.
Диагностическая работа с родителями
Цель Показатели Средства Ответственные
Выявление запроса на образовательную деятельность и удовлетворённости работой ДОУ для учёта при планировании развития ДОУ и работы с родителями Ожидаемый результат от посещения ДОУ. Отношение к ДОУ. Опрос (анкетирование), беседа, наблюдение Заведующая, старший воспитатель, педагог-психолог
Диагностическая работа с сотрудниками
Цель Показатели Средства Ответственные
Изучение особенностей профессиональной деятельности для учёта при разработке программы развития ДОУ и в работе с коллективом Профессиональная деятельность (планирование, организация, создание развивающей среды, особенности взаимодействия). Результаты диагностики развития детей и развитие коллектива. Анализ процесса и продуктов деятельности, наблюдение, анализ документации, социометрические методы. Заведующая, старший воспитатель, педагог-психолог.

Планируя диагностическую работу, педагогу или психологу следует помнить, что для большинства дошколь­ных образовательных учреждений она является новой, поэтому необходимо подготовить коллектив к её внедрению.

Подготовка коллектива к внедрению диаг­ностической работы в деятельность дошкольного об­разовательного учреждения должна включать:

• формирование осознания значимости диагности­ческой работы для самого сотрудника и для коллектива в целом;

• освоение теоретических основ диагностической работы;

• овладение практическими умениями (планировать, проводить обследование, обрабатывать результа­ты, составлять заключения и разрабатывать реко­мендации).

Кроме подготовки коллектива необходимо создать правовую базу диагностической работы: внести необ­ходимые изменения в документацию дошкольного уч­реждения, разработать и утвердить положение о диагностической службе (если таковая предполагается) и т. п. Внедрение диагностической работы в деятельность образовательного учреждения потребует приобретения методических и стимульных материалов.

В связи с этим представляется целесообразным спланировать процесс внедрения диагностической работы в течение пример­но двух лет. Во многом продолжительность этого про­цесса будет определяться подготовленностью сотруд­ников, наличием готового диагностического инструмен­тария и другими обстоятельствами.

studopedia.org – Студопедия.Орг – 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

Пакет методик для диагностики нарушения поведения у детей. Причины нарушения поведения, рекомендации педагогам.
консультация на тему

Рекомендуемые методики для диагностики нарушения поведения у детей. Основные рекомендации педагогам и родителям.

Скачать:

Вложение Размер
rusakova.doc 64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пакет методик для диагностики нарушения поведения у детей. Причины нарушения поведения, рекомендации педагогам.

  1. Определение уровня развития – Векслер, ШТУР;
  2. Определение мотивации;
  3. Тест Филлипса , методика Дембо – Рубинштейна, проективные методики (рисунок школы);
  4. Диагностика семейного воспитания (опросник Столина, АСВ);
  5. Изучение межличностных отношений в классе ( социометрия)
  6. Внутриличностные конфликты (ПДО, проективные методики).
  1. Неблагополучная обстановка в семье;
  2. Дезадаптация к обучению в школе;
  3. Психофизические особенности ребенка;
  4. Конфликтные ситуации в классе;
  5. Острая психотравма;
  6. Внутриличностный конфликт.

Формы, методы и приемы работы классного руководителя

  1. Индивидуальный подход;
  2. Работа с семьей;
  3. Создание ситуации успеха и условий развития личности.

Гибкая система оценок с учетом мотивации, использование развернутых оценочных суждений, исключение негативного оценивания (оценка учебной деятельности не есть оценка личности ребенка).

Нарушение поведения – склонность к обману

Методика Айзенка (шкала лжи) , беседа с учеником; беседа с преподавателями, сверстниками, родителями.

  1. Защитная реакция;
  2. Стремление выделиться, утвердиться;
  3. Желание фантазировать;
  4. Способ манипулирования;
  5. Стремление адаптироваться в коллективе.

Формы, методы и приемы работы классного руководителя

  1. Выяснение причин через беседу с ребенком и родителями;
  2. Наблюдение за ребенком;
  3. Работа с учеником и классом (диспуты, обсуждение, тематические беседы)
  1. Не уличать ребенка в обмане публично;
  2. Не обвинять ребенка;
  3. Доброжелательное отношение;
  4. Индивидуальный подход.
  1. Доброжелательное отношение, установление доверия;
  2. Не оставлять обман незамеченным;
  3. Поиск совместных интересов, совместный досуг;
  4. Применение наказания и поощрения с подробным объяснением.

Нарушение поведения – демонстративность

  1. Защитный механизм против агрессии;
  2. Самоутверждение;
  3. Особенности характера;
  4. Взаимоотношения в семье;
  5. Отношения со сверстниками; экспериментальная активность.

Формы, методы и приемы работы классного руководителя

  1. Давать общественные поручения, где это качество было бы уместным;
  2. Адекватная реакция со стороны преподавателя;
  3. Сглаживать вспышки агрессии.
  1. Давать общественные поручения, где это качество было бы уместным.
  1. Создание товарищеских контактов с ребенком;
  2. Специальные формы поощрения;
  3. Воспринимать ребенка таким, каков он есть.

Нарушение поведения – замкнутость, необщительность

6. Тест тревожности Филлипса.

  1. Социальные условия.
  2. Особенности темперамента;
  3. Страх самовыражения;

Формы, методы и приемы работа классного руководителя

  1. Доверительная беседа;
  2. Создание ситуации успеха;
  3. Вовлечение в коллективную деятельность;
  4. Использование сильных сторон личности ребенка для преодоления трудностей и достижения успеха;
  1. индивидуальный подход;
  2. поощрять, стимулировать активную деятельность на уроке
  1. помогать ребенку преодолевать трудности, сопереживать;
  2. вовлечение в значимые семейные дела;
  3. больше времени уделять ребенку;

Нарушение поведения – уход из дома, склонность к бродяжничеству

  1. проективные методики (кинетический рисунок семьи , автопортрет, м-ка Р. Жиля);
  2. опросник Шмишека ;
  3. опросник Личко;
  4. социометрические методики;
  1. неблагоприятная обстановка в семье;
  2. отсутствие учебной мотивации;
  3. эмоциональная ранимость;
  4. низкая самооценка;

Формы, методы и приемы работы классного руководителя

  1. посещение на дому;
  2. индивидуальные беседы и консультации;
  3. вовлечение в классные мероприятия;
  4. общественные поручения;
  1. индивидуальный подход в оценивании;
  2. повышение самооценки;
  3. развивать заинтересованность к предмету;
  1. беседы, индивидуальные консультации психолога;
  2. создание теплой эмоциональной обстановки в семье;
  3. организация досуга ребенка;
  4. учитывать личностные особенности ребенка;
  5. создание семейных традиций;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по музыкальному воспитанию детей с нарушениями ОДА – маленькая частичка всего процесса воспитания и обучения в школе. Труд учителей музыки содействует зарождению у детей веры в будущее, готовит.

В презентации представлен материал по диагностике речевого слуха. Значение диагностики, условия ее проведения и эффективности.

В статье описаны разные типы нарушений поведения детей с умственной отсталостью, в том числе с расстройствами аутистического спектра, а также причины формирования разных типов нарушений.

Источники:

http://studopedia.org/10-71406.html

http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/12/20/paket-metodik-dlya-diagnostiki-narusheniya

http://mamako.ru/blog/prikorm/vvedenie-prikorma/

Ссылка на основную публикацию