Эйдетика для детей

Мастер-класс для педагогов «Эйдетика для дошкольников, как путь развития интеллекта, с элементами тренинга»

Виктория Кудрявцева
Мастер-класс для педагогов «Эйдетика для дошкольников, как путь развития интеллекта, с элементами тренинга»

Цель: Расширить и обогатить знания о развитии ассоциативно – образного мышления у детей дошкольного возраста.

1) Дать педагогам понятие о том, что такое эйдетика.

2) Совершенствовать знания педагогов в развитии психических процессов дошкольников и в применении приемов для их развития.

3) Познакомить с методами и приемами эйдетики на основе игр и их использование в работе.

4) Развивать мышление, воображение, фантазию.

5) Закреплять положительные, доверительные отношения между педагогами.

В процессе развития логического мышления, у ребенка формируются умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно – следственных связей.

Именно, с логического мышления начинается формирование мировоззрение ребенка.

Развиваются такие качества, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание.

Развивается и формируется речь ребенка, так как он высказывается посредством слова.

Овладение логическими формами в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.

У педагогов формируются представления об эйдетике в целом, о необходимости применять методы эйдетики в своей работе с дошкольниками.

Педагоги познакомятся с вариантами игр, которые можно использовать в работе с детьми.

Педагоги придумывают новые сюжеты для развивающей игры, основанной на методике эйдетике, для закрепления имеющихся у детей знаний.

Перед началом нашего мастер – класса, я предлагаю поиграть в игру «Приветствие».

Игра «Приветствие»«Мой портрет в лучах солнца».

Цель: Снятие психоэмоционального напряжения, направленное на положительно – эмоциональный настрой на предстоящий день, на укрепление

В: На мольберте расположен круг от солнца, на котором написаны ваши имена. У вас на столах лежат его лучики. На лучах солнца напишите свои положительные качества, то, что вы любите, цените, принимаете в себе.

Посмотрим, какими лучшими качествами вы обладаете. Солнце получилось доброе, лучистое, замечательное, терпеливое, веселое, жизнерадостное, умное…

А сейчас мы все улыбнемся, друг другу, забудем все плохое, печальное и вдохнем тепло, улыбку, добрый взгляд. Пожелаем друг другу хорошего дня. У всех настроение поднялось, и мы приступим к теме нашего мастер – класса, которую вы сами попробуете назвать, сложив из букв.

– Перед вами киндер – сюрпризы, в каждом из них – цифра. На столе лежат буквы (перевернуты изображением вниз, обозначенные цифрой. Какая цифра в вашем киндере, тот берет букву с этой цифрой и становится друг за другом. Читаем слово – эйдетика.

Кто может объяснить, что такое эйдетика? (высказывание педагогов).

Сегодня мы будем играть, и говорить о этой методике.

• В переводе с греческого «Эйдос» – обозначает «образ».

Эйдетика – это методика обучения, которая развивает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации, способствует развитию воображения.

Эйдетика – это характер памяти, основанный преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить живой образ, воспринятого раннего явления или предмета.

• Термин «Эйдетизм» и «эйдетика» были введены в науку сербским ученным Виктором Урбанчичем в 1907 году, который выяснил, что это специфический вид памяти, который способен на образном уровне воспроизводить предметы или явления.

• В России в 20х и 30х годах изучением и применением этого вида памяти занимались ученные Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Г. С. Фейман и другие.

• В 1989 году в России открылась первая школа эйдетики для детей и взрослых. Ее основатель – Матюгин И. Ю., доктор педагогических наук, который разработал основу эйдетики.

Таким образом, можно сделать вывод, что «эйдетизм» – разновидность образной памяти, которая является естественной, удобной, да и просто необходимой способностью очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия. В чем же суть методики?

Этот метод строится на принципе образных ассоциаций, благодаря которым ребенок может быстрее, качественнее запоминать материал, сохранить его и легко воспроизвести. Все знают, как легко запомнить все цвета радуги по нехитрой прибаутке «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Дело в том, что проговаривая эти стихи, мы явно представляем себе «радужного фазана». Образ доступный воображению, да плюс положительные эмоции – в результате, в памяти надолго сохраняется яркая информация. Именно, так работает память ребенка. Такую психическую особенность необходимо использовать в обучении.

Применяя в работе методику эйдетики, мы развиваем:

Хочу вас познакомить с играми, которые основаны на методах эйдетики. Все обучение должно проходить в игре.

Вот как сказал об этом Сухомлинский В. Л. – «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка…Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Все игры имеют общую задачу – развитие образной памяти, внимания, мышления, воображения и т. д. Игры подобного плана очень нравятся детям, они с удовольствием находят правильные ответы на поставленные вопросы.

Проведем разминку №1. Игра «Запомни фигуры»

(в ряд стоят геометрические фигуры разного цвета и одинакового размера).

Время для запоминания фигур 1 минута. После этого вам нужно ответить на вопросы:

Сколько всего было фигур?

Сколько было треугольников, прямоугольников, кругов?

Какого цвета круги и квадраты?

Постепенно задание можно усложнять: использовать геометрические фигуры разные по размеру, или цвету, форме, количеству.

Разминка №2 «Найди слова в слове» – найди в данных словах как можно больше других слов. Буквы переставлять нельзя.

Колобок (кол, лоб, бок, Яков (як, солонка (соло, ирис (рис, грузовик (груз, волк (вол, сон (он, Карабас (бас, раб, кара, олень (лень, крот (рот, комар (ком, омар, рыбак (рыба, бак, дубрава (дуб, бра, прибор (бор, мельник (мель, ель, ельник, косынка (косы, осы, сын, собака (бак, ножницы (нож, жницы, обложка (ложка, подстаканник (стакан).

В методике «Найди слова» существуют разные способы проведения игр.

Разминка №3 «Найди спрятанные слова и обведи их».

Перед вами квадраты с набором слов. Из общего количества написанных слов в квадратах, нужно выделить такое слово, какое вы считаете правильным, и обвести ее.

Продолжим наш мастер – класс. И я предлагаю поиграть в игру «Придумай символы» (перед педагогами карандаши и лист бумаги). Я называю слова, а вы обозначаете их символами: мяч, корзина, конфета, лебедь, балерина, проезд, мороженое, школа.

Игра «Придумай символы» лежит в основе игры «Графические пентаграммы». В игре «Пентаграммы», педагог читает короткие предложения или четверостишия, хорошо понятные детям. Для маленьких

детей педагог рисует сам, и дети по рисункам составляют рассказ. Сейчас мы с вами попробуем составить пентаграмму по небольшому стихотворению. Перед вами лист бумаги, разделенный на квадраты. Нужно в каждом квадрате нарисовать изображение по стихотворению по своему художественному вкусу.

1. «На полянке колобок,

2. Нитки сматывал в клубок.

3. Ниток желтых, алых

4. Намотал немало,

5. И пошел домой устало».

Следующий тренинг нашей темы игра «На что похожа цифра».

Перед вами лежат листы, на которых написаны цифры. Попробуйте нарисовать по представлению, как можно больше предметов, похожих на данную у вас цифру, или с каким предметом ее можно сравнить.

Наступила переменка и мы отдохнем. Вспомним игру нашего детства «Морской бой». Принцип игры «Зачеркни клетки по адресам» такой же. Называю букву и цифру, а вы ставите крестик на пересечении этих точек. Называть адрес буду быстро без повторов. У кого нет ошибок, тот и победил.

Игра на внимание «Найти в предложении слова и раздели их» линией. Сколько слов у вас получилось?

Игра «Соедини башенки, построенные

из одинаковых наборов деталей».

Эта игра требует более точного внимания,

усидчивости, анализа и синтеза.

Предлагаю вам несколько

интересных вопросов.

– В названии какой конфеты чувствуется холод? (Лединец).

– В каком слове «Нет» употребляется сто раз? (Стонет).

– Стоит богатый дом и бедный. Они горят. Какой дом будет тушить полиция?

(Полиция пожары не тушит).

– У квадратного стола отпилили один угол. Сколько теперь углов у стола? (5).

Скажите, что помогло вам, правильно ответить на вопросы? (сообразительность, внимание, сравнение, обобщение, умение анализировать и сопоставлять).

В: Вашему вниманию представлен рассказ на тему «Вот и осень наступила».

Задание такое, в каждом предложении, любое слово заменить на соответствующую картинку, не нарушая смысл предложения.

Рассказ «Вот и осень наступила».

«Вот и осень наступила. Деревья в осенние наряды нарядились. У белой березы листочки стали золотыми. Дуб украсил себя оранжевыми листьями. А рябина надела бусы из красных ягод. Только их подружка – ель не поменяла своих зеленых иголок».

Итак, мы с вами, поиграв в разнообразные игры, используя метод эйдетики, пополнили свои знания в развитии интеллекта, и тем самым узнали, как можно и нужно развивать его у дошкольников.

Эйдетика способствует гармоничному развитию ребенка. Ребенок становится более работоспособным, лучше занимается, его память, и способность концентрировать внимание возрастает. Эйдетика задействует все анализаторы ребенка: разрешает не только увидеть, но и пощупать, услышать, попробовать, понюхать; подает новое через хорошо знакомые детям образы и ассоциации. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее. Улучшается взаимоотношения ребенка с окружающими. Нет плохой памяти, есть только неумение ею правильно пользоваться.

На этой творческой ноте хочу закончить свой мастер – класс. Пожелать всем педагогам успехов в творчестве, новых идей и предлагаю памятки с полезными советами для всестороннего развития детей и их психических процессов.

Консультация с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Саморегуляция» Цель: формировать у педагогов навыки саморегуляции. Задачи: • Актиализировать представления педагогов, связанные с понятием «саморегуляция»;.

Мастер-класс для педагогов «Сенсорное воспитание как средство развития познавательных процессов у детей-дошкольников» Цель: Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию. Повысить.

Мастер-класс для педагогов «Песочная терапия как средство эмоционально-волевого развития дошкольников с ОВЗ» Мастер-класс для педагогов Тема: Песочная терапия как средство эмоционально-волевого развития дошкольников с ограниченными возможностями.

Мастер-класс «Путь развития интеллекта у дошкольников с использованием метода эйдетики» Мастер-класс «Путь развития интеллекта у дошкольников с использованием метода эйдетики» Составитель: воспитатель Ходос Полина Викторовна.

Мастер-класс с элементами тренинга психолога для педагогов ДОУ «Гиперактивный ребенок, синдром СДВГ» Добрый день, коллеги. Сегодня мне хотелось бы с вами поговорить о наиболее насущной проблеме в наши дни, о гиперактивных детях. Все чаще.

Мастер-класс с элементами тренинга «Синельная фантазия» Мастер-класс с элементами тренинга «Синельная фантазия» Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе освоения опыта.

Семинар-практикум с элементами тренинга для молодых педагогов Психологическое сопровождение молодого специалиста – это формирование будущего профессионала педагогической деятельности. Очень важно помочь.

Эйдетика — методика, позволяющая хранить в памяти тонны информации: правда или миф?

Чтобы быть успешным, современный человек должен уметь удерживать в памяти огромное количество информации. Никакие записные книжки, заметки и «напоминалки» в смартфонах не способны охватить всё. Особенно, если дело касается некоторых мелочей. Они могут быть не только визуальными (например, какой режим работы указан на входе в новый магазин), но и вкусовыми (какой вкус был в прошлый раз у ликёра), слуховыми (кому принадлежит этот голос, доносящийся из телевизора в другой комнате), а также обонятельными, двигательными и тактильными.

Думаете, все эти мелочи невозможно удерживать и воспроизводить при необходимости? На самом деле современные техники и приёмы развития памяти позволяют это делать. При регулярных тренировках человек способен надолго запоминать самые незаметные детали в больших объёмах. Имя методики, которая помогает всё это реализовать на практике, — эйдетика.

Общая информация

Что это такое

Эйдетика — это методика для развития памяти, мышления и воображения посредством ярких образов. Она позволяет активно запоминать и быстро воспроизводить любые детали. Но самое главное — она признана одним из ведущих направлений, способствующих формированию неординарного мышления. К ней можно обратиться в любом возрасте. Конечно, больших результатов добьются те, кто регулярно занимается с малых лет. Но, как показывает практика, для взрослых она тоже полезна.

Из истории

Повышенный интерес к эйдетике возник в последнее десятилетие. Многие думают, что это инновационная методика, разработанная учёными XXI века. На самом деле это ошибочное мнение.

Ещё в Древней Греции человек-эйдетик, обладающий идеальной зрительной (эйдетической) памятью, привлекал внимание учёных, философов и мыслителей того времени. Уже тогда они задумывались над тем, как её можно максимально развить. В античных манускриптах есть даже простейшие упражнения — они и положили начало эйдетике.

Всплеск интереса к данному учению наблюдался в начале ХХ века в Западной Европе. Первые подробные описания содержатся в работах сербского учёного Виктора Урбанчича (1907 год). Его идеи подхватил немецкий психолог и философ Эрик Йенш (20-е гг.). Большой вклад в развитие эйдетики внесла марбургская школа психологии, основателем которой был Йенш. В России её теорией и практикой занимались П. П. Блонский, А. Р. Лурия, Л. С. Выготский. Однако после Второй мировой волна пошла на спад.

На сегодняшний день в России она неразрывно связана с именем И. Ю. Матюгина — доктора педагогических наук. В своих трудах он обосновал основные принципы метода, подробно описал её инструментарий и применяемые техники. Благодаря ему, по всей стране открываются Школы эйдетики, предлагающие заниматься людям все возрастов.

Основные понятия

Следует понимать разницу между понятиями «эйдетика» и «эйдетизм».

Эйдетизм — способность запоминать мельчайшие детали увиденного, нередко сопровождаемые при этом дополнительными образами — визуальными, вкусовыми, слуховыми, обонятельными, двигательными, тактильными. Например, известный русский композитор Николай Рахманинов мог лишь один раз взглянуть на ноты и отыграть записанное в них музыкальное произведение от начала до конца. Подобным даром обладали многие знаменитости.

Эйдетическая память по-другому называется зрительной или фотографической. Она может быть врождённой или приобретённой, т. е. сознательно развитой в течение жизни. В первом случае люди, обладающие такой способностью, воспринимаются окружающими как феномены. Но в психологии это обычный вид памяти — наряду с сенсорной, пространственной и социальной. А психотерапевты утверждают, что это и вовсе патология, так как люди, обладающие такой сверхъестественной способностью, часто страдают галлюцинациями, эпилепсией и прочими тяжёлыми психическими расстройствами.

Эйдетический образ (ЭО) — субъективное представление предмета спустя некоторое время после непосредственного контакта с ним. Отличается отчетливостью, деталями, стабильностью (сохраняется в памяти на продолжительный срок). Чаще всего бывает зрительным или акустическим. Именно его формирование происходит во время занятий эйдетикой.

Эйдетическое мышление (ЭМ) — способность при обработке информации любого рода (синтезе, анализе, обобщении, сравнении) обращать внимание на мельчайшие детали и сохранять их в памяти для дальнейшего активного использования. Выдающиеся математики, для которых важна каждая цифра, стараются развивать ЭМ на протяжении всей жизни. И помогает им в этом эйдетика.

Эйдетическое воображение (ЭВ) — яркая фантазия, позволяющая человеку в деталях представить всё у себя в сознании, хотя на самом деле такого никогда не происходило. Причём эти образы настолько чёткие, что возникает некое дежавю. Ощущаются запахи, дуновение ветра, слышатся голоса, произносящие что-то с разной интонацией, кожа чувствует прохладу или прикосновения, словно это было наяву.

Развитию всех этих психических категорий успешно способствует эйдетика. Если ею заниматься долго и всерьёз, итогом станет эйдетическое восприятие, которое полностью преображает жизнь человека. Он начинает осознавать окружающий мир в виде ярких, запоминающихся образов. Это упрощает повседневные задачи, способствует быстрому реагированию даже на самые неожиданные ситуации, помогает быть успешным в разных сферах.

Происхождение. Термин «эйдетика» восходит к древнегреческому слову «εἶδος», которое переводится как «образ, вид, облик».

Польза

Основная задача эйдетики — развитие памяти и внимания. Однако этим её польза для личностного совершенствования не ограничивается. Она способна оказать гораздо более многогранное воздействие:

  • развивает образную память;
  • обостряет концентрацию внимания;
  • усиливает способность воображения;
  • позволяет запоминать гораздо быстрее и больше информации, чем при механической «зубрёжке»;
  • облегчает изучение иностранных языков;
  • упрощает запоминание нелогичных формул, труднопроизносимых терминов, многозначных чисел;
  • развивает образно-ассоциативное мышление;
  • снимает психологические стереотипы при запоминании информации;
  • повышает работоспособность.

Эйдетика добивается всего этого тем, что при запоминании материала активно используются яркие, часто неожиданные образы и эмоциональные компоненты. Тем самым процесс становится интересным, мотивированным и существенно упрощается.

Поэтому эйдетический метод развития памяти сейчас так активно внедряется в детские сады и школы. Воспитатели, учителя и родители прекрасно знают, как трудно заинтересовать маленького непоседу учёбой и выучить с ним что-то. Игровой деятельности надолго не хватает. Если в сочетании с ней использовать наглядные образы, дело пойдёт проще и гораздо быстрее.

Ещё более полезным метод эйдетики становится в старших классах и в студенчестве, когда приходится учить огромное количество материала. Если умело использовать наглядно-эмоциональные образы, это перестанет быть проблемой и существенно облегчит подготовку к экзаменам.

Методы

Главные инструменты эйдетики — ассоциации и акровербальная техника.

Работа с ассоциациями

Ведётся по двум направлениям: цепной метод и метод зрительных ассоциаций.

Цепной метод

Суть: связать между собой логическими цепочками можно даже самые отдалённые друг от друга предметы.

Упражнение: подбираются 10-15 совершенно разных слов (абсолютно любых: пуговица, фастфуд, правительство, закон, кактус, дедушка, палец, удовольствие, грамота, скотч). Задание: составить из них связный рассказ или просто логическую цепочку. Примерный текст: Правительство издало закон получать от фастфуда максимум удовольствия, за что будут выдавать грамоты с кактусами. Дедушка этому так обрадовался, что порезал палец — пришлось перематывать скотчем.

Согласно эйдетике, чем несуразнее получится логическая цепочка, тем ярче будут эйдетические образы. Забыть серого зайчика и жёлтое солнышко легко, потому что они типичны и будничны. А вот грамота с кактусом, закон о фастфуде, дедушка с пальцем, перемотанным скотчем, — это свежо и необычно. Результат — все 10 слов останутся в памяти.

Зрительные ассоциации

Суть: привязка той информации, которую необходимо запомнить, к конкретному месту, человеку, ситуации. Своеобразное «якорение» из НЛП.

Применение на практике. Например, при объяснении тем по русскому языку «Этимология» или «Однокоренные слова». Учитель демонстрирует классу веретено и часы и просит найти между ними что-то общее. Естественно, это два совершенно разных предмета, никак не связанных между собой. Но оказывается, что веретено вертится, как стрелки на часах. Поэтому исторически слова веретено, вертеться и время — близкородственные и однокоренные. В дальнейшем ученику достаточно будет вспомнить эти две вещи, чтобы воспроизвести данную информацию.

Акровербальный метод

Без него редко обходится тренировка памяти с помощью эйдетики, хотя его активно используют мнемотехника, нейробика, НЛП и другие направления.

Суть: чтобы облегчить запоминание учебного материала, он «зашифровывается» в стихотворения, различные аббревиатуры, коды, песни и даже анекдоты. Во-первых, получается наглядно. Во-вторых, увлекательно и познавательно. В-третьих, легко запоминается. Ученик легко выучивает две строчки весёлого стишка, который в нужный момент вызывает в его подсознании необходимые образы и ассоциации. И вместо рифмы он рассказывает правило по русскому языку.

  • рифма («кое, либо, то, нибудь — дефис поставить не забудь»);
  • фразы из первых букв материала (цвета радуги в известной присказке про охотника с фазаном);
  • связка (при изучении теоремы Пифагора во всех красках представить, как он бегал вокруг своего треугольника и делал открытие);
  • зацепка (например, замена цифр предметами);
  • метод Цицерона.

Акростих для запоминания цветов радуги

Эйдетика имеет в своём арсенале множество и других методик для развития идеальной зрительной памяти, образно-ассоциативного мышления и повышения концентрации внимания:

  • непринуждённое наблюдение;
  • текстология;
  • палиндромы;
  • гимнастика для мозга (нейробика).

Регулярно занимаясь эйдетикой, можно неплохо развить способность быстро и без принуждения запоминать максимальное количество самой разной информации.

Эйдетика для детей

Особую значимость эйдетика приобретает на занятиях с детьми. Их психика и когнитивные способности подобны пластилину. Если работать над развитием зрительной памяти и образно-ассоциативного мышления, начиная с раннего возраста (например, регулярно организовывать такие занятия для дошкольников), это принесёт отличные результаты.

Такие дети быстро сменяют игровую ведущую деятельность на учебную, активно втягиваются в процесс школьного обучения. У них редко возникают проблемы с заучиванием материала. Это позволяет им быть успешными в учёбе и реализовывать своё творческое начало (под воздействием хорошо сформированного эйдетического воображения).

Программа занятий (в качестве примера)

Примерная образовательная программа для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и преподавателей начальной школы и «Развитие памяти детей методами эйдетики».

Упражнения

Упражнения по эйдетике могут включать в свои занятия воспитатели детского сада, учителя начальных классов и психологи, работающие с маленькими детьми. Также их обязательно должны взять на вооружение родители, желающие всесторонне развить своего малыша.

Основные упражнения по эйдетике для детей дошкольного возраста позволят понять, как правильно организовать занятие и вести дальнейшую работу в данном направлении.

Зрительная прорисовка

Техника используется при изучении цифр. Детям раздаются листы бумаги с объёмными контурами изучаемой цифры. Они должны увидеть в ней фигуру какого-либо животного, человека, вещи и дорисовать. Например, ноль — зеркало, восьмёрка — кукла-неваляшка, тройка — змейка и т. д. В дальнейшем при воспроизведении цифры они будут вспоминать именно этот образ и быстро называть то, что требует учитель.

Мысленная прорисовка

При заучивании какого-либо стихотворения нужно, чтобы ребёнок максимально представил то, что в нём описывается. Можно воссоздать звуки леса или шум прибоя, брызнуть на кожу капельки воды, включить слайды на проекторе с нужными иллюстрациями. Дайте задание подробно описать, что он чувствует, ощущает, думает. Такое проговаривание закрепит эйдетические образы в памяти.

Эйдетика — уникальная современная методика для развития внимания, памяти и особого типа мышления. Она показывает отличные результаты и позволяет работать не только с детками. Это прекрасная возможность самосовершенствоваться, чтобы не стоять на месте и постоянно добиваться всё новых высот.

Эйдетика для детей: упражнения для развития для образной памяти

Эйдетика — одно из новейших развивающих направлений в педагогической науке и психологии, которое представляет собой уникальную методику, предназначенную для освоения детьми навыков образного мышления. Оригинальные упражнения методики используются для обучения малышей в дошкольном и раннем школьном возрасте, поскольку в основе системы лежат игровые принципы. Вместо нудного заучивания информации образное мышление развивается через ассоциативные ряды.

Мамы и папы могут успешно использовать эффективные развивающие приемы эйдетики для ребят в возрасте 4-12 лет. Методика помогает удачно подготовить малышей к школе, облегчить адаптацию к процессу усвоения знаний и разных учебных профилей (гуманитарных, технических, естественно-научных дисциплин).

Базовое упражнение методики

Дети раннего возраста, находящиеся в дошкольном периоде, особенно любят эйдетику. Связано это с тем, что задания используются легкие, а проходят они в игровой форме с применением интересного инвентаря.

Даже трехлетние малыши смогут выполнять разнообразные простые задания, так что трудностей с решением не возникнет. Для этого можно использовать самые элементарные базовые варианты упражнений эйдетики.

Например, перед прогулкой можно попросить ребенка перечислить предметы одежды, которые ему пригодятся для прогулки. Назвать вещи ребенок должен по очередности, в которой начнет их на себя надевать. У задания есть нюанс, непосредственно влияющий на развитие способностей к запоминанию и образного мышления: малыш должен назвать все предметы гардероба, не глядя на сами вещи. Данный аспект и станет развивающим нюансом для улучшения памяти.

Задания творческого плана для детей раннего возраста

Эйдетика прекрасна тем, что данная методика воздействует и на психическое развитие ребенка, и помогает развивать воображение. Многие родители сталкиваются с тем, что в раннем возрасте дети придумывают небылицы и глупые истории. Если не уделять этому внимания, невинные выдумки в некоторых случаях могут стать основой для настоящей лжи. Во избежание подобных моментов, необходимо предложить малышу регулярно выполнять другое творческое упражнение.

Следует назвать ребенку порядка 5-12 разных слов. Произнесенные слова ребенок должен не просто воспроизвести в нужном порядке, но после еще и придумать с ними небольшую историю. Такое задание успешно развивает речевые навыки малыша. Также оно отлично тренирует его способности к запоминанию, пониманию и воспроизведению фраз. Задание является творческим, поэтому благоприятно воздействует на фантазию малыша, позволяя ей направиться в верное русло. Многие родители после проведения такого задания удивляются, насколько талантливым и творческим может быть их ребенок.

Фотографическая память

В эйдетике можно выделить интересное задание с игровыми карточками для улучшения фотографической памяти. Дети раннего возраста особенно нуждаются в улучшении визуальной памяти, поскольку она облегчает процесс обучения не только в начальной, но и в средней школе.

Выберите самые яркие, эффектные и красивые карточки с птицами, зданиями, экзотическими животными, игрушками, известными персонажами. Малыш должен достать из всей пачки 10 любых картинок и сочинить историю с героями изображений.

Следующее задание — запоминание цифр и чисел — очень похоже по методике на предыдущее, однако разница с ним существенна, поскольку цели у них разные. Предыдущее предназначалось для улучшения образного мышления, а данное задание затрагивает образную память.

Упражнения эйдетики позволяют малышам просто и быстро запомнить цифры. Строятся задания на основе образных и ассоциативных рядов, которые в сознании малыша вызывают числа. Ребенок мысленно должен выстроить ассоциацию каждой цифры с конкретным образом.

Например, малыш должен назвать, на кого или на что похожи конкретные цифровые обозначения, с какими оттенками или звуками они могут ассоциироваться. Впоследствии, когда ребенок будет вспоминать выученные цифры, его головной мозг сам начнет воспроизводить образы, которые малыш самостоятельно придумал.

Вы много читаете, и мы это ценим!

Оставьте свой email, чтобы всегда получать важную информацию и сервисы для сохранения вашего здоровья

Изучение стихов для психического развития ребенка

Нередко малышам бывает довольно тяжело учить стихотворения, а между тем способность к запоминанию и воспроизведению услышанного являются одним из важных показателей психического развития ребенка. Чтобы длительный процесс заучивания не стал истинной мукой для мам, пап и самих детей, можно использовать разнообразные задания эйдетики, которые результативно решат проблему.

С помощью уникальных упражнений можно не только учить сами строчки стихов, но и создавать образы, с которыми у ребенка будут ассоциироваться слова и поэтические строчки. В психологии этот прием имеет свое наименование — «визуальная составляющая стихотворений». Строфы должны преобразоваться в своего рода небольшой кинофильм. В нем каждое отдельное действие мысленно будет неразрывно ассоциироваться с конкретными словами из стиха. Здесь особенно важно правильно запомнить словесную очередность, которая станет своеобразной кинолентой.

Также помогают закрепить процесс запоминания ассоциативные игры — подобные развлечения очень любят и взрослые, однако и для детей раннего возраста они станут идеальным заданием для формирования образного мышления и хорошей памяти. Необходимо назвать любое слово и попросить малыша придумать другое слово-ассоциацию с первым. Подобные интеллектуальные игры у детей особенно любимы за простоту и увлекательность.

Важные рекомендации

В процессе выполнения приемов эйдетики родителям необходимо периодически совершать отвлекающие маневры. Подобный подход позволит ребенку отдохнуть от мысленной работы. Поможет обычная смена положения тела. Не всем известно, что подобный прием стимулирует повышение сосредоточенности. Ребенок может пересесть в другой угол комнаты, сменить место дислокации, например, со стула на диван, побродить по комнате, выполнить несколько простых физических нагрузок. Также для расслабления малыша можно оперативно перевести его внимание на что-нибудь другое для переключения умственной деятельности.

Родителям стоит помнить, что, если ребенок плохо запоминает, медленно читает, не способен усвоить базовую школьную программу, не стоит причислять его к бездарям, ругать и силком усаживать за домашние задания. Потребуется набраться терпения и начать заниматься с ребенком по особой методике эйдетики. Занимательные и одновременно полезные задания разной направленности помогут активизировать психическое развитие ребенка, улучшат образное мышление и способность к запоминанию, что впоследствии благоприятно скажется на обучении.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Эйдетика в сб. «Основные течения современной психологии» / Выготский Л.С. // М.: ГИЗ. – 1975

Маленькая книга о большой памяти / Лурия, А.Р. // М.: Эйдос. – 1994

Методы развития памяти, образного мышления, воображения / Матюгин, И.Ю., Рыбникова, И.К. // М.: Эйдос. – 1996

Как развить хорошую память / Матюгин, И.Ю., Жемаева, Е.Л., Чакаберия, Е.И. и др. // М.: Рипол Классик. – 2003

Роль образной памяти в образовании / Шарипова, З.Г. // Вестник Сибайского института БашГУ. – 2014. – №2

Источники:

http://ponervam.ru/ejdetika.html

http://medaboutme.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/eydetika_dlya_detey_uprazhneniya_dlya_razvitiya_dlya_obraznoy_pamyati/

http://ginokomfort.ru/spravochnik/sheyka-matki-posle-rodov/

Ссылка на основную публикацию