Можно ли вылечить аутизм у ребенка – мнение педиатров и родителей детей

Аутизм у детей: что это за болезнь и можно ли ее вылечить

В последнее время появилось много информации о детском аутизме, его причинах и симптомах. Ученые активно ищут первопричину расстройства, правительства стран принимают национальные программы по адаптации и образованию таких детей, мировое сообщество учредило Всемирный день информирования об аутизме. Однако остается множество вопросов, особенно у молодых родителей и людей, готовящихся только ими стать. Кто находится в зоне риска и какие факторы провоцируют развитие аутизма у детей? Можно распознать индивидуальные особенности ребенка, сигнализирующие о нарушении в работе головного мозга, и вылечить аутизм?

Портал MedAboutMe расскажет о причинах и симптомах аутизма, а также о последних научных достижениях в изучении расстройства.

Аутизм и РАС

В последние десятилетия ученые всего мира фиксируют рост случаев аутизма. Одни исследователи связывают такую тенденцию с усовершенствованием и расширением диагностических критериев, другие — с плохой экологической обстановкой, третьи — с наличием различных заболеваний в желудочно-кишечном тракте. Достоверно установить причину пока не удалось.

Так сложилось, что термин «аутизм» является общим понятием нарушения психического развития у детей, характеризующегося сложностями в социальном взаимодействии, нарушениями речи, отсутствием межличностного контакта. Между тем, врачи применяют более точный термин «расстройство аутистического спектра» (РАС), который в свою очередь обобщает ряд различных нарушений, в частности синдром Аспергера, детское дезинтегративное расстройство, детский аутизм, синдром Ретта.

В основе формирования РАС лежит нарушение в работе головного мозга. Патологиям РАС свойственна схожая симптоматика разной степени интенсивности и выраженности: отсутствие зрительного контакта, вербального и невербального общения, слабое выражение эмоций, неадекватная реакция на раздражители, невозможность социального взаимодействия, ограниченность интересов, беспричинное повторение звуков и фраз, стереотипность поведения.

В действительности понятие РАС объединяет самостоятельные и совершенно разные заболевания. Часто аутизм у детей путают с умственной отсталостью или задержкой в психическом развитии, что в корне не верно. На самом деле все эти отклонения различны и требуют индивидуального подхода, хотя иногда диагностируются в совокупности.

Вылечить аутизм у детей нельзя, терапевтические мероприятия направлены только на коррекцию агрессивного или тревожного состояния. Основной упор делается на социализацию ребенка, его адаптацию к внешней среде и обучению.

Отличия мозга ребенка-аутиста

Отличие мозга при РАС от «нейротипичного» заключается в количестве белого вещества — у аутичных людей его больше. Помимо этого зафиксированы более сильные нейронные связи там, где они природой не предусмотрены, а где предусмотрены — более слабые.

Ученые выяснили, что отвечает за такое положение дел определенный белок, который при нормальном функционировании регулирует количество контактов между нервными клетками (синапсов). При сбое в работе под влиянием негативных факторов он перестает правильно работать, в результате чего мозг перегружается лишними нейронными связями. Страдает когнитивно-поведенческая сфера жизни: усвоение знаний и навыков замедляется, повышается тревожность, обедняются эмоции, затрудняется контакт с внешним миром.

Последние исследования американских ученых обнаружили нейроны с «поломанной» реализацией наследственной информации через синтез РНК и белков, связанные с аутизмом. По их данным, именно нервные клетки с измененной экспрессией генов во 2-м и 3-м слое коры головного мозга формируют связи, управляющие высшими психическими функциями организма.

Однако до настоящего времени достоверно не установлена взаимосвязь между временем возникновения нарушений в работе головного мозга, локализацией очагов повреждений и тяжестью патологии.

Синдром раннего детского аутизма

Симптомы расстройств аутистического спектра, как правило, проявляются у детей до 3-х лет, и уже до этого возраста можно при внимательном рассмотрении распознать нетипичные характерные проявления РАС.

Трудности с мелкой моторикой, расфокусировка внимания, задержка речи, непереносимость тактильного контакта, однообразность и повторяемость движений, эхолалии — особенности, на которые должны обратить внимание взрослые. Постановка диагноза требует совокупности признаков поведенческих реакций, а не единичного или разового их проявления.

Порой при врачебном опросе родителей и осмотре малыша выясняется, что с рождения он реагировал вяло на раздражители, мало плакал и долгое время лежал спокойно, не улыбался и не тянулся на руки. В домашней обстановке ребенок чувствует себя более-менее спокойно, взрослые привыкают к его особенностям, но при попытке социализации его «своеобразность» становится особенно заметной как для родных, так и окружающих людей.

Ученые Центра изучения аутизма Кембриджского университета пришли к выводу, что постановка диагноза РАС в возрасте до 2-х лет существенно увеличивает шансы на социальную адаптацию. Ранняя диагностика и коррекция, по их мнению, имеет в этом деле почти решающее значение, при этом вторым по значимости фактором успешного «вливания» в общество они назвали благоприятный климат в окружении ребенка.

Однако проблема ранней диагностики РАС заключается в том, что у специалистов пока нет быстрых, недорогих и объективных биологических маркеров для постановки такого диагноза. Врачи остаются первичным и практически единственным звеном. На данный момент РАС в России выявляют только на основании некоторых характерных изменений поведения, для чего используются специальные диагностические опросники М-CHAT-R для детей от 16 до 30 месяцев, CARS для детей от 2 до 6 лет, ASSQ для детей и подростков от 6 до 16 лет.

«У вашего ребенка аутизм» – 5 советов родителям, узнавшим эту новость

1. Не пропустите тревожные признаки

Еще до постановки точного диагноза важно не упустить время и начать раннее вмешательство. Чем раньше родители обратят внимание на первые симптомы у ребенка, указывающие на возможное расстройство аутистического спектра, тем быстрее и эффективнее может быть оказана помощь.

Вот некоторые из возможных признаков-ориентиров для обращения к специалисту: звуки, одинаковые во всех ситуациях (голод, злость, интерес, раздражение, радость), нежелание тактильного контакта, отстранение во время объятий и ласк, нежелание продлить тактильный контакт, отсутствие ответной улыбки и контакта глазами, пониженная чувствительность к боли, необычная привязанность к предметам, агрессия.

Мария Мальцева: «Первое – это абсолютно любые грубые сложности в коммуникации с ребенком. Он не улыбается в ответ, когда мама или бабушка на него смотрят. Он не отвечает глазами: если маленькому ребенку просто посмотреть в глаза и улыбнуться, он сразу же глазками в глазки посмотрит и тоже начнет рожицы строить. Этого у ребенка с аутизмом вы не увидите. У ребенка с аутизмом не будет правильно формироваться речь и даже звуки, которые ей предшествуют. Любая мама к двум месяцам знает: вот он захныкал, потому что живот болит, вот проснулся, вот ему скучно, вот на ручки хочет, потому что эти звуки – предшественники речи. Если звуки непонятные и всегда одинаковые, это повод, чтобы начать искать специалистов хотя бы для первичной диагностики».

Здесь можно пройти сертифицированный онлайн-тест на возможный риск аутизма у ребенка, рассчитанный на детей в возрасте 16-30 месяцев. Прохождение теста занимает несколько минут.

2. Убедитесь, что диагноз верный

В международной практике диагноз «аутизм» ставит не один врач, а группа специалистов, чтобы исключить возможную ошибку. Если вам как родителю кажется, что есть повод для беспокойства, не тяните и покажите ребенка специалистам.

Комплексная диагностика аутизма может включать в себя: наблюдение ребенка и его взаимодействия с людьми и предметами в разных обстановках, физический осмотр, психологические тесты, генетическое исследование, неврологическое исследование, оценку речи и сенсомоторики, оценку когнитивных способностей, историю семьи. Сам диагноз может быть поставлен в психоневрологическом диспансере.

Мария Мальцева: «Аутизм – это не заболевание, а синдром. И к такому синдрому приводят разные причины, и иногда это генетическое заболевание, иногда оно связано с тем, что у ребенка в организме не усваиваются или не образуются нужные аминокислоты. И такому ребенку срочно их нужно компенсировать, но не на глаз. И если есть у родителей финансовая и территориальная возможность обратиться к генетикам и получить помощь, лучше это сделать, убедиться, что нет генетического синдрома, и спокойнее жить дальше. Потому что часть генетического аутизма лечится, когда корректируется метаболизм».

На постановку диагноза уйдет некоторое время. Аутизм – диагноз, который невозможно поставить за одно посещение врача. Для постановки точного диагноза лучше всего обратиться в организации системы ранней помощи и профильные центры. При отсутствии в вашем городе специализированного центра раннего вмешательства, первым шагом к постановке диагноза станет первичное посещение терапевта и получение направлений к следующим специалистам.

Опасность неточной диагностики может привести к тому, что вместо аутизма у вашего ребенка будут «выявлены» перинатальная энцефалопатия, гиперактивность, церебральный паралич, органическое поражение мозга, алалия с последующим «лечением».

Мария Мальцева: «Увы, хороших специалистов по диагностике у нас единицы, и не во всех городах они есть. На самом деле оптимальный вариант – если в городе есть такая структура, как система ранней помощи. В любом случае это лучше, чем районный невролог или психиатр, который, скорее всего, не сумеет нормально ни диагностировать, ни помочь.

Просто потому, что у нас в стране пока этих специалистов не учат ни диагностировать аутизм, ни, тем более, корректно оказывать помощь. У нас часть этого диагноза ставится психиатрами, которые даже не знают современной номенклатуры. Опять же, потому что их учат по старым советским программам, и они либо недодиагностируют аутизм, либо ставят диагноз «шизофрения». Это некорректная диагностика и некорректная помощь. Таким же образом может промахнуться невролог, который вообще ни в одной стране мира, кроме России, этот диагноз не ставит».

Здесь можно записаться на консультативно-диагностическое обследование.

3. Обратитесь к психотерапевту сами

Новость о том, что у вашего ребенка диагностировано расстройство аутистического спектра, травматична. Это стресс, с которым большинство родителей не в состоянии справиться самостоятельно. И здесь действует правило, применяемое в самолете: «Наденьте маску сначала на себя, потом на ребенка». Мама, изо всех сил желающая помочь своему ребенку (реабилитироваться, социализироваться, приобрести полезные навыки), в первую очередь должна помочь самой себе: принять эту новость и научиться поддерживать себя в ресурсном состоянии. Лучше всего с этой задачей может помочь справиться хороший психотерапевт.

Мария Мальцева: «Если ребенку поставили любой тяжелый диагноз – аутизм, онкологию, детский церебральный паралич – первое, что нужно сделать родителям – обратиться к психологу. К хорошему, безусловно, не к какому попало. Он научит родителей поддерживать свое душевное состояние, чтобы помогать ребенку. Без психологической помощи родители очень быстро или выгорят, или дойдут до невроза и не смогут помогать ребенку так долго, как это нужно.

А ребенку с аутизмом нужно помогать годами и десятилетиями, это фактически будет вторая работа. Если мама утонет в депрессии, ребенок утонет вслед за ней. А избежать депрессии при таком диагнозе практически невозможно. Сверхважно, чтобы мамы шли к психологу. Когда мама напряженная и напуганная, ребенок пугается еще больше сам.

А мама через полтора года после постановки диагноза боится всего и всех: на улице людей боится, специалистов боится, к детям другим подойти боится. Представьте, как ребенку с этим жить? Как жить с мамой, которая непрерывно невербально сигнализирует о том, что “нас сейчас побьют”?»

Кризисная поддержка и консультирование по телефону для москвичей – здесь.

4. Найдите родителей детей-аутистов и нужных специалистов в своем городе

В первую очередь, знакомство с другими родителями необходимо для поддержки и понимания, что вы не одни такие. В пространстве людей, переживающих схожую с вашей ситуацию, проще сориентироваться, поделиться страхами, переживаниями, поговорить по душам. Еще одна задача, которую решает сообщество родителей, – поиск и проверка информации.

Если родитель присоединяется к уже существующей группе людей, он может воспользоваться их знаниями и опытом и сэкономить собственные время, силы и деньги. Можно поискать подобные сообщества в социальных сетях по запросам «аутизм_название города», «особенные дети_название города», спросить контакты других родителей у специалистов, обратиться по электронной почте к представителям проверенных фондов или поискать информацию на сайтах, запросить информацию у координаторов ассоциации «Аутизм-регионы».

Мария Мальцева: «Желательно выходить на родительские сообщества своего города. Но не с целью сделать своему Васеньке то, что помогло соседскому Петеньке. Так не бывает. А с целью найти специалистов, о которых есть хорошие отзывы. Скорее всего, это будет комплекс».

Здесь можно посмотреть список столичных и региональных организаций, оказывающих помощь детям с РАС.

Терапия при аутизме всегда комплексная. В подборе оптимальных методов и выстраивании определенного алгоритма действий в идеале должны быть задействованы сразу несколько специалистов: психолог, эрготерапевт, арт-терапевт, дефектолог, педагог, физический терапевт. Невозможно выстроить программу терапии, универсальную для всех аутистов. В каждом отдельном случае это будет индивидуальный комплекс. На наблюдение и разработку методов терапии может уйти от нескольких месяцев до нескольких лет.

Мария Мальцева: «Есть такая специальность, эрготерапия, которая у нас в стране крайне редко представлена, к сожалению. Мы адаптируем среду под развитие ребенка, убирая из нее лишние, мешающие факторы. Например, бывает, что ребенок в школе не может сосредоточиться, просто потому что у него слишком много предметов и людей мелькает перед глазами. Ставим ему на парту ширму, чтобы он мог сконцентрироваться. Кому-то, может быть, помогут наушники, чтобы не слышать лишних звуков.

Что еще нужно ребенку с аутизмом – это грамотная физическая терапия, лечебное движение. Через движение ребенок будет лучше чувствовать свое тело, через ощущение своего тела мы вообще познаем мир. Очень часто у ребенка с аутизмом исходно нарушена эта способность воспринимать свое тело правильно. То, что мы называем «образ тела» или «образ движения». Физический терапевт научит ребенка лучше ощущать свое тело. Это положительно скажется на восприятии мира. Иногда качество того, как ребенок ходит, прыгает и бегает, отражается на качестве речи.

Комплекс того, что ребенку поможет нормально развиваться, – это, как правило, воздействие на тело, разные формы лечебного движения, адаптация среды и иная структура обучения. И самое главное – научить ребенка контролировать свой стресс. Для этого нужен психолог и занятия с ним».

5. Обеспечьте себя проверенной информацией

К сожалению, далеко не в каждом крупном городе нашей страны, тем более в провинциальных центрах или деревнях есть возможность получения профессиональной, квалифицированной терапии и помощи как родителям детей-аутистов, так и самим детям. И в этом случае родителям придется самостоятельно погрузиться в вопрос и изучать его по мере сил.

Главное правило: информация должна быть проверенной и качественной. На сайтах ведущих российских фондов, занимающихся вопросами аутизма, собрано огромное количество статей, ссылок, методов, наблюдений. Ниже даны ссылки, которые могут оказаться полезными.

Мария Мальцева: «Я рекомендую ориентироваться на «Обнаженные сердца». У них больше всего доступных материалов в интернете, это качественные программы. Они ориентируются на самые последние знания об аутизме, которые есть в мировой науке. Это не доморощенные методы, это методы с проверенной эффективностью. И у них очень много программ, рассчитанных именно на родителей. Выйти на их сайт, почитать, поискать что-то похожее у себя в регионе.

В любом случае маме придется освоить поиск и большую часть знаний получать по интернету. Обучиться придется обязательно. Самое главное, что дает эффект в реабилитации такого ребенка, – это ежедневная, практически ежечасная поддержка дома».

Благотворительный фонд «Православие и мир» помогает центру развития и социализации детей и взрослых с ментальными нарушениями «Пространство общения» собрать деньги на аренду помещений и зарплату педагогов. Это уникальное пространство, в котором люди с особенностями развития могут чувствовать себя комфортно и всегда получить помощь.

Лечение аутизма

Лечение аутизма

В современной психиатрии лечение аутизма – это одна из самых сложных и обсуждаемых проблем. Аутизм относится к так называемым расстройствам аутистического спектра (или РАС – по международной классификации). Различная степень тяжести и разноплановая симптоматика заболевания часто приводит к гипердиагностике. То есть многие родители «особенных» детей, взяв информацию из интернета или у знакомых, сами ставят диагноз аутизм. Причем считают, что их ребенок неизлечимо болен, будет всю жизнь нуждаться в опеке и никогда не сможет жить полноценной жизнью.

Необходимо сразу развеять подобные мифы. Лечение аутизма у детей сегодня успешно проводится во многих лечебных учреждениях. С аутистами работают врачи-психиатры и психологи, неврологи и педиатры. Более того, самая важная миссия в лечении отводится как раз родителям. Вместо паники мама и папа необычного малыша должны при первых замеченных «странностях» показать его специалисту (неврологу, психиатру). Диагноз аутизм во многих случаях не подтверждается, поскольку существует множество нарушений развития и поведения, которые вызваны другими заболеваниями.

Если же после тщательного опроса и обследования врач все же ставит такой диагноз, то методы лечения аутизма в современной медицине существуют самые разнообразные. Все зависит от возраста, в котором выявили болезнь, от степени ее тяжести, от доминирующих проявлений. Все врачи, которые практикуют лечение аутизма, сходятся во мнении, что при раннем обнаружении и постановке диагноза (а это возраст – 1, 5-2 года) шансы на успех самые значительные. При интенсивных занятиях с малышом специалистов и родителей есть большая вероятность того, что аутист вырастет, обладая всеми навыками, необходимыми для полноценной жизни в обществе.

Чаще всего диагноз аутизм ставят в возрасте 3 лет. Почему так происходит, ведь по многим признакам болезнь можно было заподозрить и раньше? Дело в том, что симптомы аутизма в возрасте до 2 лет часто воспринимаются как вариант нормы. Ребенок не тянется к ярким игрушкам, не радуется появлению мамы, избегает прикосновений к нему и не смотрит в глаза? Зачастую это трактуется просто как особенность поведения. Более того, некоторые родители радуются, что у них такой спокойный малыш. Тогда как другие мамы весь день ловят маленького исследователя по всей квартире, аутист будет сидеть в уголке и играть весь день с одной игрушкой. И таких признаков множество, о них нужно знать, чтобы не пропустить серьезную патологию и вовремя начать лечение аутизма.

Почему же диагноз ставят чаще всего в 3-4 года? Этот возраст считается началом социальной жизни ребенка. Малыша отдают в детский садик или водят в развивающие школы для самых маленьких. И отставание в развитии (в сравнении с другими детьми) родители и воспитатели уже не могут не заметить. Если сразу показать ребенка врачу и полностью обследовать, то детский аутизм лечение не превратится в нерешаемую проблему.

Причины и симптомы аутизма

Загадку возникновения этого заболевания ученые-медики пытаются разгадать уже несколько десятилетий. В течение этого времени выдвигались различные гипотезы, которые позже опровергались. Например, одно время шли серьезные исследования вакцин на предмет вызываемых ими «поломок» в генном аппарате человека. На эту тему публиковалось много статей, однако привело это лишь к тому, что родители стали повально отказываться от вакцинации. И тогда начался рост детских болезней, которые ранее предотвращались педиатрами при помощи «календаря прививок» (всех детей вакцинировали по строго установленному графику).

Позднее шумиха утихла, гипотеза не подтвердилась. Но есть множество других: возраст родителей (особенно отца) более 45-50 лет до сих пор считается одним из факторов риска. Вечная занятость родителей или излишняя суровость в воспитании малышей тоже могут считаться причиной задержки развития. Однако главным этиологическим фактором на сегодняшний день являются различные генетические сбои. Это подтверждается и тем, что у родителей-аутистов достаточно часто рождаются дети с аутичными чертами.

Для того, чтобы не пропустить болезнь в начальной стадии и вовремя начать лечение аутизма у детей в Москве, необходимо знать, как он проявляется. Симптоматика очень разнообразна, но можно выделить следующие черты, общие почти для всех «особенных» детей:

  • Трудности социализации. Проще говоря, дети-аутисты терпеть не могут любые формы общения. Они не любят играть с другими ребятишками, не могут понять, как нужно общаться.
  • Непереносимость телесного контакта.Если здоровый ребенок просится «на ручки», обожает, когда мама его обнимает, то малыш с аутизмом будет всячески избегать прикосновений. Он может даже вести себя агрессивно – отталкивать или бить человека, который захочет его приласкать.
  • Интерес к неодушевленным предметамсвоеобразный – ребенок проявляет его больше, чем к людям или животным. При этом он может выбрать себе любимую игрушку (или даже ее часть, например, ногу от куклы, колесико от автомобиля) и возиться с ней часами.
  • Задержка развития речипроявляется в нежелании произносить слова или фразы, хотя может выясниться, что малыш прекрасно слышал, что ему говорили и усвоил информацию.
  • Повторение за другими людьми слов или целых фраз (как сразу после произнесения, так и по прошествии некоторого времени).
  • Трудности с местоимением «Я». Малыш не может понять, что оно относится к нему и называет себя «Ты» или «Вы».
  • Вместо слов используются жесты, в том числе «ведение рукой» – когда ребенок берет руку взрослого и показывает, чего он хочет.
  • Повторяющиеся движения, жесты, элементы игры, склонность к ритуальным действиям.Например, аутист может каждое утро выстраивать игрушки в одном и том же порядке, который ему больше всего нравится.
  • Нарушения пищевого поведения, вплоть до отказа от приема пищи. «Особенный» ребенок может выбирать предпочтительную пищу по цвету, текстуре или форме и отвергать другую.
  • Отсутствие инстинкта самосохранения – у многих детей с аутизмом нет страха высоты, они могут бежать навстречу движущемуся транспорту.
  • Аутоагрессиявыражается в том, что малыш бьет себя по голове, кусает собственные руки, вырывает волосы.

Как происходит лечение аутизма

Аутизм – это не инфекция, которую можно вылечить антибиотиками. Данное хроническое заболевание считается полиэтиологическим, то есть имеет несколько причин возникновения. Поэтому терапия аутизма не может быть основана на одном каком-то методе или препарате. Ни одна методика не гарантирует полного излечения за конкретный срок. Но грамотное сочетание проверенных методов при соответствующей медикаментозной поддержке, наблюдение у нескольких специалистов разного профиля (психиатр, невролог, психолог, педиатр, терапевт) и регулярные занятия с родителями дают превосходные результаты и помогают «особенным» детям преодолеть недуг и стать полноценными членами общества.

Когда начинается лечение аутизма, врачи решают несколько задач (исходя из описанной симптоматики): необходимо научить ребенка или взрослого аутиста навыкам самообслуживания и коммуникации, скорректировать нарушения поведения.

Насколько успешным будет лечение аутизма, напрямую зависит от степени тяжести болезни:

  • к 4 группе относятся самые незначительные проявления – психологическая уязвимость, избегание интенсивного общения, зависимость от мнения окружающих;
  • в 3-ей группе нарушения более серьезные – аутист все больше стремится производить стереотипные действия (например, каждый день рисовать одни и те же картинки), чаще «уходит в себя»;
  • аутисты, относящиеся ко 2-й группе по степени тяжести, проявляют активное нежелание общаться, контактируют с окружающими очень избирательно. Они ведут себя настороженно, тщательно выбирают одежду и еду, ненавидят перемены, предпочитая стабильные рутинные действия. Могут быть агрессивными в ситуациях, когда им что-то не нравится.
  • 1 группа – самые тяжелые больные, они совершенно не контактируют с людьми, демонстрируют полную отрешенность от внешнего мира.

Понятно, что добиться положительных результатов проще всего с аутистами 4-й группы, нежели с больными РАС из 2-й или 3-й групп. Однако в любом случае лечение аутизма будет более успешным при ранней постановке правильного диагноза.

К примеру, двухлетнего ребенка с аутичными чертами часто удается вывести из патологического состояния за год-полтора, а 4-хлетке понадобится гораздо больше времени на лечение аутизма (около пяти лет). По статистике, поведенческая терапия, которую профессионально проводит клиника лечения аутизма, позволяет около 60 процентов детей обучать в обычной школе в тех случаях, когда заболевание было диагностировано до трехлетнего возраста. Поэтому ранняя диагностика аутизма считается крайне важной, о чем врачи оповещают работников дошкольных учреждений и родителей малышей.

Чтобы родители не теряли надежды, следует знать, что не поддаются абилитации лишь 30% больных аутизмом, у 60 процентов врачам и психологам удается добиться стойкой ремиссии, а 10% аутистов избавляются от патологии и восстанавливаются полностью.

Горячая линия

+7(499)495-45-03

Врач психиатр, психотерапевт ответит на любые Ваши вопросы, первая консультация бесплатная.

Лечение аутизма – методики

Методы лечения аутизма сегодня многочисленны и разнообразны. Но все они подразделяются на 4 большие категории: работа с коррекцией поведения и коммуникации, медикаментозная терапия, биомедицина. И последняя, но немаловажная составляющая комплексного лечения – нетрадиционная медицина.

Все центры лечения аутизма, ко всему прочему, имеют свои собственные наработки в области терапии данного заболевания. Лечение аутизма в плане коррекции поведения пациента в обществе часто начинается с АВА-терапии. К ней могут подключать обучение TEACCH, популярную во все времена трудотерапию, работу аутиста с логопедом, любые виды развивающих занятий. Лечение аутизма предполагает строго индивидуальный подход к каждому больному, поскольку даже самые лучшие методы, если они не сочетаются друг с другом, не дадут нужного эффекта. Поведенческая терапия считается наиболее результативным методом (конечно, если занятия происходят с квалифицированным специалистом и не нарушается принцип регулярности).

Если речь идет о медикаментозной поддержке, то лечение аутизма фармпрепаратами преследует несколько целей (собственно, аутизм лекарствами не лечится, это всегда симптоматическая терапия): снижение гиперактивности, коррекция агрессивного поведения, снижение судорожной готовности. В некоторых случаях лекарства однозначно необходимы, но врачи при их назначении всегда учитывают противопоказания и побочные эффекты, исходя из индивидуальности аутиста. Когда проводится лечение аутизма у подростков, необходимо иметь в виду изменения гормонального фона в этом возрасте и в соответствии с этим корректировать терапию.

Что представляет из себя биомедицина? В основном, речь здесь идет о рациональном для аутичного пациента питании. Правильное питание и специально подобранные диеты в таком сложном деле, как лечение аутизма, являются большой «подмогой». Дело в том, что около 76 процентов пациентов с аутичным расстройством страдают нетипичными реакциями на, казалось бы, привычные для всех остальных продукты питания. Поэтому врач тщательно подбирает ферменты, витамины и минералы, пробиотики, сочетания аминокислот. При профессиональном подходе правильный подбор биодобавок приводит не только к улучшению физического здоровья, но и к прогрессу в психическом развитии.

Нетрадиционное (или иначе – альтернативное) лечение аутизма предполагает использование большого количества методик, начиная с гипнотического воздействия и иглорефлексотерапии, заканчивая гомеопатией, остеопатией и др. Безусловно, альтернативная медицина, как самостоятельный набор методик, не в состоянии вылечить аутизм, однако при комплексной терапии нетрадиционные методы прекрасно подкрепляют основное лечение аутизма у взрослых и детей.

Лечение аутизма в Москве всегда дополняется физиотерапией. В совокупности с основными методами (например, АВА) лучше всего себя зарекомендовали следующие физиотерапевтические виды воздействия: магнитотерапия, электрофорез, электросон, лазеротерапия и т.д.

Обязательно нужно понимать, что лечение аутизма (у детей или у взрослых) – процесс очень нелегкий, долгосрочный. В особо тяжелых случаях с человеком приходится заниматься пожизненно. Врачи отмечают, что на пути подбора лечения необходимо запастись терпением, поскольку методы, которые прекрасно воздействуют и помогают одним людям с аутичными проблемами, совершенно не вызывают «отклика» у других. Это касается не только аутистов. Например, определение терапии для депрессивных больных также отличается длительностью, терпеливым подбором препаратов, смена их до тех пор, пока не подберется оптимальная дозировка и частота приема. Точно так же лечение аутизма до положительного результата предполагает, что родители, исходя из любви к своему ребенку, наберутся терпения и будут выполнять все рекомендации медиков.

Источники:

http://www.pravmir.ru/u-vashego-rebenka-autizm-5-sovetov-roditelyam-uznavshim-etu-novost/

http://nevroz.com/psihiatriya/autizm/lechenie-autizma/

http://www.missfit.ru/ovulyatsiya-rasschitat/

Ссылка на основную публикацию