Оптимальный возраст и подготовка к детскому саду ребенка

Какой оптимальный возраст ребенка для детского сада?

Вопрос о том, когда отдавать ребенка в садик, волнует многих родителей в нынешнее время. Однако дать однозначный ответ на него не так легко, как может показаться. Каждый ребенок — это индивидуальная личность со своими особенностями характера и темпераментом. Реально определить готовность малыша к детскому саду могут лишь родители, дав оценку поведению и самостоятельности своему чаду. И от правильности такого решения будет напрямую зависеть то, как пройдет адаптация крохи в новом окружении. Что же советуют по этому поводу специалисты? Давайте узнаем их мнение, а затем сделаем соответствующие выводы.

Когда отдать ребенка в сад?

Согласно утверждениям детских психологов наиболее подходящий возраст ребенка для детского сада – три – четыре года. Идеальный вариант – не спеша, постепенно и без предъявления строгих требований начинать знакомить кроху с садиком в три – три с половиной года. Чтобы помочь ребенку быстрее освоиться поначалу постарайтесь ходить вместе с ним на прогулки с детсадовской группой, затем оставляйте его там на половину дня. Если достаточно быстро обнаружится, что малыш согласен проводить время в новом окружении, можно начать обычное посещение садика. В случае если ребенок особых восторгов от подобных мероприятий не выражает, ничего страшного нет в том, чтобы посещать садик некоторое время по “щадящему” режиму. Вам вовсе не нужно беспокоиться, что кроха отстанет в чем-то от своих ровесников. Главное, чтобы в возрасте после трех лет он не оставался долго в замкнутом домашнем пространстве, вместе с бабушкой или мамой, а шаг за шагом расширял границы знакомого ему мира.

В целом к трем годамможно смело отдавать ребенка в детскийсад, так как он уже обладает навыками самообслуживания, начинает интересоваться общением с окружающими его детками, не боится оставаться некоторое время без мамы. А ближе к четырем годам ребенок уже может по-настоящему получать удовлетворение от общения и совместных игр со сверстниками.

В каком возрасте не желательно отдавать ребенка в садик?

Психологи также рассказывают, какой возраст ребенка для детского сада не совсем подходит для его полноценного развития и адаптации в новой обстановке. Так годовалый малыш, конечно, может свыкнуться с тем, что родителей почему-то заменили чужие, не слишком ласковые люди. Однако привыкнуть – это значит просто смириться и страдать, реагируя на стресс плохим настроением, частыми простудами и иными заболеваниями, а также потерей интереса к окружающему миру. Подобное пассивное сопротивление ребенка – далеко не пустяк, оно негативно сказывается на его физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии.

Если говорить о детях, которым около полутора лет, то большинство яслей сегодня принимают малышей в таком возрасте. Но и это – слишком рано! В это время ребенок еще сильно привязан к родителям и может болезненно реагировать на их отсутствие, а значит и на появление незнакомых людей, особенно если они пробуют подойти к нему слишком близко. Проявлять интерес к остальным детям малыш начинает только к трем годам. Итак, ясли в данном возрасте могут быть оправданы лишь самой крайней необходимостью.

Двухлетнему малышу привыкнуть к яслям немножко проще. Тем не менее общее правило остается таким же – рано! Хотя в этом возрасте ребенок может быть действительно достаточно общительным, и если садик хорош, возможно, вашей крохе будет там комфортно. Во всяком случае, если вы уже убедились в том, что малыш не испытывает страха перед незнакомыми детьми, обладает основными навыками самообслуживания (может кушать самостоятельно, умеет пользоваться горшком), без особых страданий переносит ваше отсутствие, то можете попробовать отдать ребенка в детский сад. Но при этом обязательно наблюдайте за настроением, поведением карапуза, состоянием его здоровья. Если вы заметите, что ваш двухлетка плохо адаптируется к яслям, то ни при каких обстоятельствах не упорствуйте и не настаивайте на своем намерении немедленно приучить его к “учреждению”.

Определяем готовность малыша для детского сада по его темпераменту

Темперамент, так же как и возраст, играет важную роль в том, когда отдавать ребенка в садик. Как правило, различают четыре типа темперамента, как у взрослых, так и у детей:

Сангвиник. Если у вашего ребенка темперамент данного типа (лидер, импульсивный, любопытный), то он наиболее «подходит» для детского сада. Активный и любознательный малыш очень нуждается в общении, поэтому даже в 1,5 года для него большой радостью станут новые знакомства и утренники.

Меланхолик. Дети с таким темпераментом (замкнутые, нерешительные, часто капризничающие, не любящие перемен) в садике чувствуют себя тревожно, поэтому отдавать их желательно как можно позже (не ранее четырех лет). Они превосходно чувствуют себя дома и им совершенно не нужен детский коллектив.

Холерик. Если ваше чадо обладает таким типом темперамента (баловник, требующий внимания, легковозбудимый, драчун), то в садик его лучше отдавать в возрасте 3-4 лет, когда он уже хорошо знаком с дисциплиной, нормами поведения, и ему будет не сложно научиться отвечать за свои деяния.

Флегматик. Для малыша-флегматика (рассудительный, сдержанный, любопытный, играет один, хорошо спит) адаптационный период в детском саду проходит легко в возрасте 2,5 лет. Некоторое время ребенок будет избегать общения с ровесниками, а садик будет для него «чужим домом». Но спустя пару недель малыш привыкнет к новой обстановке.

Психологическая готовность малыша к детскому саду

Решая, когда отдать ребенка в сад советуем вам убедиться в том, что помимо навыков, требуемых для комфортного пребывания малыша в садике, он еще и психологически готов к новому коллективу. Под таким понятием как психологическая готовность подразумевается способность ребенка находить общий язык с другими детками, то есть уметь меняться или делиться игрушками. Еще один важный аспект готовности малыша к детскому садику — умение расставаться с мамой. Вполне понятно, что если крохе придется впервые расстаться с родителями в первый день, то ничем хорошим это не закончится. Поэтому ваша задача состоит в том, чтобы заранее приучить малыша к тому, что вы можете какое-то время отсутствовать. Чтобы освоиться в детском коллективе и привыкнуть к отсутствию мамы может потребоваться много времени, причем каждому ребенку по-разному. Если все вышеперечисленные навыки хорошо развиты вашим ребенком – его возраст для детского сада вполне подходящий.

В каком возрасте лучше отдавать ребенка в детский сад

Самым волнительным периодом для каждых родителей является момент поступления ребенка в детский сад. Когда отдавать туда свое чадо, обычно решают родители, в зависимости от их благосостояния, занятости на работе, наличия помощников. Вопрос, надо ли это вообще делать, обычно не рассматривается. Ведь садик полезен для развития малыша. Там он научится адаптироваться, жить в обществе, общаться, заводить друзей. Без этих навыков ему будет сложно потом сложно в школе, да и вообще в дальнейшей жизни.

Итак, когда лучше отправить ребенка в детский сад, как проходит адаптация и с какими проблемами родители могут столкнуться.

Подходящий возраст для детского сада

По закону мама может пребывать в декретном отпуске по уходу за ребенком до 3 лет. Но бывают жизненные ситуации, когда на работу нужно выходить уже сейчас и тогда приходится отдавать малыша в сад раньше (не не ранее 1,5 лет). Прежде чем принять окончательное решение, мама должна понимать, что в таком возрасте для ребенка это будет огромным стрессом. Дело в том, что он еще сильно привязан к родителям и плохо перенесет долгое расставание. Малыш еще не нуждается в друзьях и потребности общения со сверстниками у него еще нет.

Педагоги считают, что самый оптимальный возраст для посещения садика — 3-5 лет.

В детских дошкольных учреждениях существует оптимальный принцип распределения детей по группам в зависимости от возраста:

  • ясли — от 1,5 до 2 лет;
  • первая младшая — от 2 до 3 лет;
  • вторая младшая — 3-4 года;
  • средняя — 4-5 лет;
  • старшая — от 5 до 6 лет;
  • подготовительная — 6-7 лет.

Такое распределение необходимо для повышения качества процесса образования — дети одного возраста лучше усваивают определенные навыки и умения.

Стоит ли отдавать в ясли

Все дети разные, некоторые малыши совершенно против расставания с мамой на целый день, другие же — легко остаются в яслях с воспитателем и не капризничают. Но, по мнению психологов, разрушение привязанностей к дому и родителям в таком нежном возрасте, чревато стрессом, частыми простудными заболеваниями, плохим настроением.

До трех лет малышу необходим тесный контакт с мамой — это основная потребность. От этого общения напрямую зависит мировосприятие ребенка и доверие к окружающим. Поэтому большинство детей разлуку с матерью переносят очень болезненно. Если адаптационный период протекает болезненно, то лучше забрать его из детского сада и доверить присмотр бабушке или другим близким родственникам, с которыми он знаком.

Отдавать ли в детский сад в 2-2,5 года

Двухлетнему ребенку привыкнуть к садику немного проще. Но все же ему еще туда рано. Даже несмотря на то, что он очень общительный, не испытывает страха перед чужими людьми, детьми, самостоятельно кушает, ходит на горшок. Конечно, можно попробовать отвести малыша в ясли, и возможно ему там очень понравится. Но при этом важно понаблюдать за его поведением, настроением и состоянием здоровья. Как он заходит в группу, как переживает расставание, как ведет себя вечером, не плачет ли по ночам. Если ребенок плохо привыкает, то лучшим вариантом будет оставить его дома.

Некоторые мамы отдают своих детей в ясли не потому, что пора выходить на работу, а из «педагогических» соображений, считая, что в группе они быстрее будут развиваться и станут более самостоятельным. В какой-то степени они правы, общаясь со сверстниками, малыш может и быстрее научится кушать и одеваться самостоятельно. Но так ли важны эти умения, ведь дома этому он тоже научится, только без истерик и стрессов. Активно познавать мир можно в присутствии мамы или бабушки.

Если ребенок никак не может привыкнуть к детскому саду, то настаивать не следует, так как впоследствии это скажется на его психике.

Старше 3 лет

В этом возрасте ребенок уже готов заводить новые знакомства и играть со своими сверстниками вдали от дома. Он спокойно остается без родителей, может самостоятельно раздеться, одеться, повесить свои вещи на стульчик или убрать их в шкафчик.

Самым оптимальным вариантом будет постепенно знакомить трехлетнего ребенка к детскому саду. Познакомить с группой, воспитательницей, привести на детскую площадку — поиграть с ребятами, оставить на полдня, до сна. Тогда адаптационный период пройдет намного быстрее и легче.

Многие детские психологи утверждают, что лучше определить ребенка в сад ближе к четырем годам, так как именно в этом возрасте у него возникает потребность общения с другими детьми. Он адекватно может реагировать на замечания и просьбы воспитателя, давать ответы на вопросы, овладеть бытовыми навыками.

Педагоги и психологи утверждают, что отдавать ребенка в сад раньше 3 лет не следует — адаптационный период будет длительный и болезненный. Кроме того, при раннем взаимодействии с незнакомым коллективом у него может развиться стойкий комплекс неполноценности. Он будет считать, что не нужен маме и папе, а это сильная психологическая травма, которая скажется впоследствии.

Адаптация к детскому саду

Привыкание к дошкольному учреждению имеется у всех детей, только кто-то переносит это более болезненно, а кто-то почти незаметно. Ребенок может послушно идти в группу без истерик, но выражать свои переживания по-другому. Самая часто встречающаяся форма пассивной адаптации — частые болезни, но есть и другие показатели:

  • плохой сон;
  • отсутствие аппетита;
  • беспокойное или агрессивное поведение по вечерам;
  • плаксивость;
  • домашние капризы.

Если в первый месяц такое поведение можно считать нормой, то далее стоит задуматься, поскольку малыш плохо переносит адаптацию. Выход один — оставить его дома еще на годик либо, если это невозможно, перевести на неполный день. Попросите заведующую перевести ребенка в группу с меньшим количеством детей.

Возможные проблемы

На самом деле проблем при первых походах в сад может возникнуть достаточно много, например:

  • ребенок заявляет, что дома ему намного лучше, чем в детском учреждении;
  • чадо жалуется на сильный шум в группе — ему непривычна ситуация, когда все кричат, суетятся;
  • ему неинтересно в садике — он еще не готов к общению;
  • страх того, что мама не заберет его домой (в этом обычно виноваты сами родители, так как часто говорят: «будешь плохо себя вести, я тебя оставлю в садике»);
  • строгий воспитатель — если от ребенка дома не требовали сильного послушания, а в саду к нему предъявляют определенные требования, то это нормальная ситуация;
  • страх перед походом в садик — это происходит, если в группе ребенка обижают другие дети.

Плаксивость и истерики

Часто с утра пораньше малыш может закатить скандал, чтобы не пойти в садик. Но это не значит, что ему там очень плохо — он просто старается манипулировать. Истерика с утра — возможность ребенка добиться для себя выгоды в какой-то ситуации. Например, он хочет услышать обещание от мамы, что она ему купит какую-то сладость или игрушку. Может быть и другая ситуация — малыш хочет показать свое превосходство и почувствовать власть, если родитель уступит, то понятно кто тут главный. Подобные манипуляции нужно пресекать на корню, так как дальше будет хуже — малыш начнет устраивать истерики на людях, например в магазине либо в гостях.

Помните, истинный манипулятор быстро почувствует слабину и тогда справиться с ним будет намного труднее.

Частые болезни

У каждого ребенка свой набор перенесенных болезней. Поэтому частые заболевания в новой среде — это нормально, вырабатывается иммунитет к новым вирусам. Поэтому, если малыш стал болеть чаще, чем обычно, не стоит винить воспитателя, так как это нормальная реакция детского организма на новые инфекции и вирусы.

Готовность к детскому садику

Перед принятием решения о посещении ребенком дошкольного учреждения, важно учитывать его темперамент. Существует следующие типы темперамента: меланхолики, флегматики, сангвиники, холерики.

Ребенок-меланхолик нерешительный, замкнутый, склонен к капризам и не любит нововведений. Новое место и окружение вызывают у него беспокойство, он не будет стремиться общаться и может замкнуться. Такого малыша не стоит отдавать в детский садик раньше 4 лет, чтобы не травмировать.

Флегматик послушный, спокойный, любопытный и рассудительный. Любит поспать и предпочитает играть в одиночестве. Он легко переносит расставание с мамой и быстро адаптируется в новом окружении. Такого малыша можно смело отдавать в дошкольное учреждение в 2,5 года. Конечно же, в первое время он не будет стремиться к общению, но буквально через пару недель привыкнет и успокоится.

Ребенок-сангвиник — лидер. Он контактный, импульсивный, любознательный, активный, но не любит однообразия. Малыш радуется всему новому, любит общаться со сверстниками, участвовать в утренниках, быть везде первым. Его уже в 2 года можно познакомить с садиком.

Холерик легко возбуждается, избалованный, любит подраться и требует к себе внимания. Привести в коллектив его можно в 3-4 года, но важно рассказать ему о нормах поведения в обществе и дисциплине.

Итак, признаки того, что ребенок готов к детскому саду:

  • Комфортное пребывание в обществе незнакомых взрослых и сверстников — то есть реакция на новых знакомых у него адекватная. Это не должно выражаться в общем дружелюбии и желании организовать вокруг себя игру с новым коллективом. Достаточно того, что ребенок не смущается, не убегает и не начинает плакать, прячась за маму.
  • После ухода близких, малыш быстро успокаивается, отвлекается на игру и спокойно переносит дневную разлуку.
  • Хорошо владеет навыками самообслуживания — ест самостоятельно, одевается, пользуется горшком, может убрать вещи и игрушки за собой.
  • Малышу скучно дома, он постоянно пристает к взрослым, игрушки уже не интересуют или быстро надоедают. На прогулке он быстро заводит знакомства и не хочет уходить с улицы.

Если все, что описано выше ребенку не свойственно, то стоит задуматься прежде чем отдать его в детский сад — с большей долей вероятности адаптация будет болезненная и длительная.

С какого возраста отдавать ребенка в детское образовательное учреждения решают родители индивидуально. Но при этом нужно присмотреться к своему любимому малышу, готов ли он к новому коллективу. Относиться к его психике нужно со всей ответственностью, чтобы не нанести сильную психологическую травму.

Оптимальный возраст и подготовка к детскому саду ребенка

По наблюдению психологов, дети, которые посещают садик, оказываются значительно лучше подготовленными к школе, и уже в первый год обучения обгоняют по успеваемости своих ровесников, которые не ходили в детский сад.

Это объясняется тем, что в садике есть дневной сон. Он способствует укреплению иммунитета и нервной системы.

Ребенок быстрее адаптируется в новой обстановке, реже болеет и быстрее усваивает материал. Послеобеденный сон в детском саду отменяют только за 3 месяца до школы. А дети, которые воспитываются дома, зачастую, еще до трех лет отказываются ложиться днем в постель.

Дневной сон – это не единственная причина, по которой дети лучше чувствуют себя в школе. Не меньшее влияние оказывают воспитатели и друзья. Именно с ними малыш получает первые уроки общения в коллективе.

Для того, чтобы посещение детского сада принесло только пользу, учитывайте характер крохи, индивидуальные особенности развития, и, конечно же, состояние здоровья. У родителей возникает множество вопросов, таких как : “Какой оптимальный возраст для детского сада?” или “Как происходит подготовка к детскому саду ребенка?”. Давайте рассмотрим эти вопросы.

Когда кроха подрастает, вы становитесь перед выбором: отдавать его в детский сад или поручить воспитание бабушке. Каждый из этих вариантов имеет свои плюсы и минусы. Попробуем разобраться, какой из них предпочтительнее.

У психологов есть понятие сепарация – это процесс постепенного отделения ребенка от родителей, и становление его, как самостоятельной личности. Начинается он с рождения, и длится до 10 лет. С каждым годом круг интересов малыша должен становиться все шире. Поэтому, детский сад – очень важный этап в развитии.

Сначала малыш попадает в незнакомый коллектив, где нет мамы и папы, которые всегда помогут, и постепенно проходит путь от “чужаков” до “друзей”. Опыт и впечатления, которые он от этого получит, пойдут ему только на пользу.

Садик дает ребенку понять, что не все относятся к нему так, как родители, и никто не станет выполнять его просьбы. Малыш будет учиться не только договариваться с другими, но и отстаивать свои интересы, стремиться стать лидером.

А вот с бабушкой кроха не научится ничему из этого, потому что дома он самый любимый, всегда находится в центре внимания. И если у малыша что-то не выходит, вряд ли он станет учиться делать это самостоятельно, ведь рядом всегда есть человек, который поможет. Но в школе ребенок остается один на один с незнакомым коллективом, и если он не подготовлен к этому, могут возникнуть проблемы.

Оптимальный возраст для детского сада

Современное законодательство позволяет брать декретный отпуск до 3 лет, с сохранением рабочего места. Но некоторые мамы торопятся выйти на работу, и отдать кроху в группу уже в 2, а то и 1,5 года. Принимая такое решение, вы должны помнить, что слишком раннее знакомство с детским садом может стать стрессом для крохи. Поэтому нужно постараться выбрать оптимальный возраст.

Ребенок до 2 лет еще слишком привязан к маме, и тяжело переносит долгие расставания. К тому же, по словам специалистов, у крохи до 2 лет еще нет острой потребности в общении. В этом возрасте ему достаточно общаться с родителями. А к другим детям малыш относится как к большой кукле.

Когда ребенок становится старше, появляются друзья, с которыми ему интересно играть и общаться. Поэтому, по мнению педагогов и психологов, оптимальный возраст для поступления в детский сад от 3 до 5 лет.

Подготовка к детскому саду ребенка

Как правило, подготовка к детскому саду занимает не одну неделю, поэтому, заранее настройтесь на это. Итак, что же нужно делать, чтобы малыш мог максимально легко адаптироваться в новом месте и новой компании?

1. Если на обед малыш кушает только первое, то он явно удивится вторым и третьим блюдам, предложенным в детском саду, и скорее всего, откажется от них. Поэтому, начинайте менять режим питания еще дома: возьмите за правило готовить полноценный обед, а на полдник давать что-нибудь легкое.

2. Чаще готовьте творожные запеканки, это достаточно популярное блюдо в детских садах.

3. Поддержите кроху, если он изъявит желание есть самостоятельно.

4. Малыш уже многое понимает, и ему будет намного легче, если вы расскажете о детском садике. Объясните, что ежедневно там собираются дети, чтобы вместе гулять, общаться, играть. Там у каждого есть своя кровать, шкаф и место за столом. И что в своей группе он обязательно найдет много друзей.

5. Чтобы окончательно развеять сомнения устройте ребенку экскурсию. Зайдите в группу, чтобы посмотреть как играют детки, пообщайтесь с нянечкой и воспитательницей, посмотрите детскую площадку.

Благодаря такой подготовке к детскому саду ребенка адаптация в незнакомом коллективе пройдет быстро и незаметно.

Источники:

http://moykarapuz.com/razvitie-rebenka/v-kakom-vozraste-luchshe-otdavat-rebenka-v-detskiy-sad.html

http://vse-pro-detey.ru/optimalnyj-vozrast-i-podgotovka-k-detskomu-sadu-rebenka/

http://shoes.ua/news/orto_anatomicheskaya-427.html

Ссылка на основную публикацию