Развитие ребенка 4 месяца: социальные и речевые навыки, физические показатели

Показатели развития ребенка к 3 годам
(основные показатели развития ребенка раннего возраста)

Отличие предметов по признакам: называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов, ориентируется в семи цветах спектра, собирает последовательно матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих.

Предлагаем вам познакомиться с основными показателями развития ребенка. Они помогут заинтересованным лицам (родителям, воспитателям, педагогам) определить степень развития конкретного малыша и в случае необходимости принять соответствующие меры коррекции.

При составлении этих показателей использованы собственные научно-методические исследования автора книги Елены Волосовой, многолетние наблюдения за детьми раннего возраста, а также материалы из работы “Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни” (ЦОЛИУ врачей, М., 1979) и Базисной программы развития ребенка-дошкольника “Истоки” (Центр “Дошкольное детство” им. А. В. Запорожца, М., 1997).

Познавательное развитие

Отличие предметов по признакам:

Называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.

Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.

Собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).

Легко подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).

Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма (“крыша”), цилиндр (“столбик”), кирпичик, конус.

Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.

Собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).

Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний – между ними.

Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).

Составляет картинку из двух частей (на занятии).

Подбирает мозаику к несложному рисунку.

Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).

Подражает письму взрослого (имитирует).

К рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке).

Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные предметы; закрашивает; подражает образцу.

Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).

Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части.

Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).

Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.

Игровые действия (начало ролевой игры):

Проявляет инициативу в игре (творческое начало). Может “брать роль” (называет себя в игре “мама”, “врач” и т. п.). Осознает свою роль в игре.

Фантазирует в игре (введение сказочного персонажа).

Спокойно играет вместе с другими детьми, используя предметы-заместители.

Подражает другим детям (в любых играх).

Выполняет правила в подвижных играх.

Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку, по речевой инструкции, по замыслу)

Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.

Социально-эмоциональное развитие

Хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения, эмоционально-положительного подкрепления со стороны взрослого.

Проявляет инициативу, независимость.

Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить. Доволен, когда хвалят.

Проявляет чувство гордости за себя (“лучше всех бегаю”), за родителей (“папа самый сильный”, “мама самая красивая”).

Долговременная память опирается на прежние эмоциональные переживания, могут возникать воспоминания за последний год.

Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.

Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях.

Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.

Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду);ожидает от взрослого отрицательной оценки.

Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку (“Нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться”).

Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.

Владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.

Эмоционально выражает воображаемые ситуации (в игре).

Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию).

Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.

Могут возникать страхи, боязнь темноты.

Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).

Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от “боли” и т. д.).

Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на изменение музыки – различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает).

Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций.

Предпочитает веселую музыку и песни, яркие рисунки.

Проявляет интерес к рисованию, лепке.

Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.

Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает, различает, оценивает).

Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).

Огорчается при неумении что-то сделать.

Радуется своим умелым действиям, когда получается.

Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), отвечает, если о чем-то спрашивают.

Помнит добрых и суровых людей (эмоционально отзывчив и эмоционально сдержан).

Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека.

Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта.

Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал).

Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.

Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.

Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого).

Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками.

Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.

Выражает симпатию к некоторым детям.

Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.

Речевое развитие (до 1500 произносимых слов)

Произносит сложные предложения при общении. Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления.

Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.

Свои действия часто сопровождает речью. Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).

Слова изменяет по числам и падежам. Задает вопросы познавательного характера: “Где?”, “Куда?”, “Почему?”, “Когда?” и другие. Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы. Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок. Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).

Появляется словотворчество и склонность к рифмовке. Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми. Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и другое.

Рассказывает связно по картинке знакомую сказку. Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения. Высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию).

Может доказать, додумать предложение, сказанное взрослым.

Быстро отвечает на вопрос: “Как тебя зовут?”. Знает свою фамилию.

Отвечает на вопрос: “Сколько тебе лет?”. Показывает на пальчиках.

Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).

Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.

Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).

Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): “глаза смотрят”, “уши слушают”, “ноги ходят”).

Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: “глаза – у всех, ноги – у человека, лапы – у животного, руки – у человека, крылья – у птицы”.

В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: “Кто ты в игре?”.

Играя, свои действия сопровождает словами.

Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.

По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу – слона, по брюкам – мальчика).

Имеет представление о числе, показывает и говорит: “один, два, три, много, мало”.

Предвидит результат (мыслительные возможности). Использует средства для достижения цели.

Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.

Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).

Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).

Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению “Я”.

Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.

Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.

Бытовые навыки

Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого.

Раздевается самостоятельно; складывает свою одежду перед сном.

Застегивает несколько пуговиц.

Завязывает (связывает) шнурки.

Знает назначение многих предметов, их местонахождение и предназначение.

Выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).

Может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем.

Замечает беспорядок в своей одежде.

Пользуется носовым платком.

Вытирает ноги при входе в квартиру.

Регулирует свои физиологические потребности.

Держит ложку за конец ручки.

Не выходит из-за стола до конца еды.

Не мешает за столом другим.

Говорит “спасибо”, здоровается, прощается.

Физическое развитие

Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно:

Выполняет одновременно два действия: топает и хлопает. Качается на качелях. Скатывается на санках. Катается на трехколесном велосипеде. Учится ходить на лыжах.

Не боится плавать, поддерживаемый взрослым. Легко перешагивает через препятствия на полу (брусочки) чередующимся шагом. Быстро проходит по наклонной доске. Перепрыгивает через линию на полу. Прыгает в длину с места на двух ногах. Спрыгивает с небольшой высоты. Бегает, подпрыгивает. Бросает и ловит мяч. Подражает движениям сверстников: бегает, прыгает, бросает, подлезает, кружится.

Развитие речи: месяц 4

4 месяц открывает второй триместр жизни младенца. Что он привносит в его общее и речевое развитие?

Появление «комплекса оживления» – специфической эмоциональной реакции на взрослого – в 3 месяца задает «тон» последующему развитию. Ребенок проявляет себя по-новому.

Социальная линия развития, являясь главной у трехмесячного младенца, остается ведущей и на четвертом месяце, но теперь она может обогащаться более насыщенным и «деловым» эмоциональным компонентом. Ребенок реагирует не только на склонившееся над ним лицо взрослого, но и проявляет себя полно, «развернуто», как бы «ожидая» от взрослого каких-то действий и «готовясь» к ним (что-то говорят, поют, берут на руки, «играют» ручками и ножками, гладят и вкладывают в ладонь какие-то предметы, поворачивают на бочок и кладут на живот, поднимают вертикально, показывают игрушки и т. п.). И это понятно: ребенок исключительно беспомощное существо, и взрослый выступает как созидательная сила, обеспечивающая его взаимодействие с окружающим миром и двигательную активность. На этом этапе эмоциональное общение становится ведущей линией развития.

Не скупитесь на эмоции: ребенок на 4 месяце жизни начинает радоваться первым успехам и на удивление чутко откликается на ваше настроение. Вероятно, детьми движет инстинкт, который позволяет им различать базовые человеческие эмоции – радость, огорчение, удивление, страх и т. п. А вот оттенки этих чувств малышу предстоит еще долго осваивать на практике. И эта активная практика начинается на четвертом месяце жизни.

Можно сказать, общее развитие и речевые возможности крохи будут зависеть от вас, от того, насколько вы сумеете эмоционально обогатить его жизнь.

Подчеркнем, когда малыш находится в начале четвертого месяца жизни, актуальными для него считаются эмоциональное общение в системе «комплекса оживления», овладение хватательными движениями руки, усиление речевых реакций (вокализаций). Моторное и сенсорное развитие, конечно, совершенствуются, но на этом этапе они идут вслед за эмоциональным.

Обратите внимание, что «комплекс оживления» возникает уже по «инициативе» крохи, который ищет глазами взрослого, прислушивается к его голосу и радостно смеется, когда его берут на руки.

На протяжении четвертого месяца вы действительно уже можете услышать смех малыша – чудную эмоциональную реакцию, которую кроха перенимает у взрослых. Значит, малыш «учится» эмоциям от родителей, копирует их. Чаще берите малыша на руки, больше улыбайтесь ему, смейтесь. Так вы научите смеяться и его!

Вместе с тем, необходимо заметить: новации в проявлениях крохи возникают не преднамеренно, не по его замыслу. В поведении ребенка действуют безусловные, ориентировочные процессы, и его реакции во многом рефлекторны, так как кроха еще очень мал. Осознанное реагирование будет постепенно формироваться у ребенка по мере овладения им речью.

Однако, чтобы малыш начал входить в контакт на том уровне, который ему доступен, необходимо создать определенные условия жизни и общения. Следует:

  • продолжать развивать ориентировочную активность, демонстрируя знакомые и незнакомые предметы (игрушки);
  • побуждать притягивать игрушку при «случайном» прикосновении, ощупывать;
  • обогащать «комплекс оживления» радостными эмоциями;
  • в процессе ухода за ребенком и в моменты игры побуждать его к смеху, проявлениям радости;
  • побуждать ребенка к речевой активности (вокализациям);
  • проводить подготовку к овладению самостоятельными поворотами с живота на бок, затем на спину.
  • Для развития речевых навыков рекомендуется:
  • создавать ситуации «вслушивания» в голос взрослого и собственные речевые проявления;
  • выводить ребенка на яркое, выразительное, эмоционально насыщенное гуление;
  • заложить в общении с ребенком первые речевые навыки в качестве средства коммуникации со взрослым.

Важно понимать, что эмоциональное общение с ребенком направлено на двусторонний контакт.

Примерные ситуации эмоционального общения

Утром, поднимая малыша после ночного сна, мама (взрослый) «здоровается» с ним: улыбается, ласкает, использует бодрящие, веселые интонации, обращения по имени и др., создавая крохе хорошее настроение.

Мама, покормив малыша, аккуратно поднимает его вертикально в положение «на плечо». Другой взрослый (папа, бабушка, сестра и др.) стоит сзади и ласково разговаривает с ребенком, улыбается ему, показывает игрушку, приводит игрушку в движение и т. п.

Укладывая ребенка спать, мама или папа поют ему колыбельную, ласково поглаживая по спинке, слегка покачивая его.

Купая малыша, его осторожно опускают в воду, ласково разговаривают, употребляя слова-звукоподражания, соответствующие ситуации, например: «Куп-куп!», «Кап-кап!», «Шлеп-шлеп!» Или: «Кто-кто, кто плывет?», «С гуся вода, а с Алешки худоба!», «Да! Да-а-а!» и т. п.

Следует подчеркнуть, что все ситуации в жизни ребенка могут быть эмоционально «обыгранными», яркими, вызывающими у малыша интерес ко взрослому. Так формируются двусторонние контакты, потребность в них.

Пестование как прием народной педагогики на четвертом месяце, как и на третьем, по-прежнему имеет особое значение. Когда кроха еще не владеет самостоятельными целенаправленными движениями, взрослый как бы «играет» за него, действуя его ручками и ножками. Он ласкает малыша, сопровождая прикосновения пестушками, которые совпадают во времени с действиями взрослого. Приведем пример такого пестования.

Потягунушки

Мама переодевает малыша после сна, ласково наклоняется к нему, улыбается, поглаживает ручки ребенка, потом сгибает попеременно его ножки, затем сводит и разводит ручки, как бы «играя» ими за ребенка. Свои действия она сопровождает словами:

«Потягунушки, потягунушки!
Поперек толстунушки!
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок!»

На 4 месяце к ребенку следует обращаться по имени как можно чаще. Используются пестушки, которые может сочинить и сама мама. Приведем для примера пестушки по народным мотивам, которые побуждают мать и дитя к эмоциональным и речевым контактам.

Мишенька

К Мишеньке-Мише
Прибежала мышка,
Подарила зубок
И пшеничный колосок,
Чтобы звенел голосок:
«А-гу-у! А-а-гу-у-у!
Вот как «гукать»
Я могу-у-у! Гу-гу-у!»

Мама наклоняется над ребенком, читая нараспев, выделяя гласные, и затем делает паузу.

Взрослый утрированно выполняет артикуляцию гласных звуков, делает паузу и прислушивается к звукам, издаваемым ребенком, потом повторяет пестушку.

При втором и третьем прочтении мама «играет» ручками и ножками ребенка.

Любушка

Гу-у-леньки – гули,
Гу-у-ли прилета-а-али,
Гули, гу-у-ли прилета-а-ли,
Громко ворковали:
«Любу-ушка-а, Любу-у-шка,
Любу-у-у-шка – голу-у-бушка!»
Кыш! Полетели!
На головку сели,
Любушке запели:
«Любу-у-шка, Любу-у-шка,
Любу-у-шка – гол-у-бушка,
Золотые перышки,
Кудрявая гол-о-вушка!» (Взаимодействие с ребенком аналогично предыдущему.)

Предречевое развитие на 4 месяце жизни малыша направлено на расширение вокальных возможностей, в частности, появление гуления – устойчивой членораздельной артикуляции гласных звуков, основы в овладении первыми речевыми навыками.

Для того чтобы вывести ребенка на яркое, выразительное, эмоционально насыщенное гуление, взрослый проводит специальные занятия по следующей схеме.

Вначале неоходимо удобно расположить малыша перед собой на пеленальном столе, так чтобы кроха хорошо видел говорящего взрослого и его артикуляцию. Далее мама называет ребенка по имени, вызывает «комплекс оживления».

В процессе эмоционального общения она четко произносит нараспев гласные звуки «а», «у», «и», «о». Подбирает фольклорные тексты, где эти звуки хорошо слышатся, находясь под ударением. Произносить слова нужно не торопясь, интонируя голосом. Затем взрослый делает паузу, давая ребенку возможность отреагировать на показ.

Во второй части игры-занятия мама старается активизировать малыша, повторяя тот или иной звук в его собственном исполнении.

Фольклорные тексты можно сочетать с разговором, повторением речитативом или пением. В конце игрового взаимодействия с малышом можно показать ему игрушку – персонаж, о котором шла речь, а также ввести звучание какого?нибудь музыкального инструмента (детский металлофон, балалаечка, бубен, дудочка и т. д.).

Чисто речевое взаимодействие должно длиться около 3 минут, если в игру-занятие вводятся игрушки и элементы пестования, то оно может быть продлено до 5 минут.

Примерные игры-занятия «Уж ты, ласточка!»

Активизировать в гулении гласные звуки «а» и «у», используя в игре-занятии фольклорный текст.

Сосредоточив взгляд ребенка на своем лице, мама артикулирует гласный звук «а», замолкает на 10–15 секунд, давая возможность малышу откликнуться. Затем читается нараспев песенка, в которой особо выделяются звуки «а» и «у»:

«У-у-уж ты, ла-а-а-сточка,
Ма-а-ла пта-а-а-шечка,
Ты лети, лети из-за моря.
Принеси ты на-а-а-м золотые клю-ю-чи,
Золотые клю-ю-ю-чи,
Клю-ю-ю-чи весенние.
Ты за-а-амкни зиму-у-у,
Зиму-у-у холодну-у-ю,
Принеси весну-у-у-у,
Весну-у-у красну-у-у!»

Взрослый может этот фольклорный текст пропеть, выделяя гласные звуки «а» и «у» (на мотив русской народной песни «Ах ты, душечка, красна девица»).

«Звонкий колокольчик»

Побуждать ребенка к поиску источника звука: поворачивая голову в сторону звучащего предмета, фиксировать на нем взгляд, делать попытки захватить игрушку.

Колокольчик мелодичный, укрепленный на шнурке (40–50 см).

Малыш лежит в манеже или кроватке на спине. Боковые стороны завешаны. Взрослый на расстоянии 1 м начинает звенеть колокольчиком. Сначала тихо, чтобы не испугать ребенка, потом погромче, побуждая его повернуть головку в сторону звучащего предмета, т. е. определить, где находится источник звука. При появлении реакции со стороны крохи мама отодвигает ткань с одной стороны и звенит, чтобы ребенок увидел звучащую игрушку.

Далее мама поворачивает малыша на живот и звенит колокольчиком в манеже, но сильно его не раскачивает, чтобы ребенок мог сосредоточить взгляд на звучащем предмете. Когда кроха зафиксирует взгляд на игрушке, взрослый поворачивает его вновь на живот и опускает на шнурке колокольчик, который легонько касается его рук. Мама создает ситуацию, побуждающую ребенка притянуть к себе предмет, а затем сделать попытку захватить его. С этой целью колокольчик осторожно придвигают то к одной, то к другой руке малыша. Свои действия взрослый сопровождает словами: «Ко-о-локо-о-льчик! Во-о-т како-о-й коло-о-о-ко-о-льчик!»

По-прежнему для ребенка весьма значимыми являются игры-занятия на развитие мелкой моторики рук. Физиологически они способствуют развитию речевых навыков малыша.

«Кольца с колокольчиками»

Побуждать малыша выпрямлять руки над грудью, притягивать игрушки, захватывать их и удерживать не менее 20 секунд. Обогащать чувственный опыт ребенка, подбирая предметы различные по физическим свойствам, а также позволяющие дифференцировать положение большого пальца малыша при захватывании игрушки.

Кольца диаметром 12–15 см, обвитые ленточками разной фактуры. Во внутреннюю поверхность кольца укрепляют колокольчики так, чтобы при захватывании кольца рукой колокольчик начинал раскачиваться, издавая звон.

Ребенок лежит на спине. Взрослый вызывает «комплекс оживления», ласково разговаривает с малышом, показывает кольцо с колокольчиком, встряхивает, извлекая звон, дает возможность рассмотреть игрушку, имитирует голосом издаваемый звук: «Динь-динь! Динь-динь!».

Приближает колечко к руке малыша, пропускает четыре пальчика внутрь кольца. При этом большой пальчик малютки непроизвольно отводится. Затем то же проделывается и со второй ручкой. Так взрослый «учит» ребенка захватыванию предмета ладонью.

Взрослый укрепляет колечко с колокольчиком на шнурке и опускает над малышом на уровне его груди и полусогнутых рук. Ребенок начинает «играть» с колечком, действуя с ним двумя руками, пытаясь притянуть и захватить предмет.

Мама меняет колечки, которые отличаются и по цвету, и по фактуре поверхности. В процессе игры-занятия взрослый разговаривает с малышом, имитирует звук колокольчика.

В заключение следует заметить, если взрослые в течение четвертого месяца уделяли достаточное внимание ребенку, общались с ним, выполняли рекомендации по речевому развитию, то к концу месяца малыш порадует вас своими успехами:

  • у крохи появляется эмоционально-выразительная, интонационно насыщенная, яркая речевая реакция – гуление;
  • ребенок гулит часто, откликаясь на разные ситуации. Как правило, начинает гулить сам или через 1–3 минуты после побуждающих действий взрослого, общения с ним.

Развитие грудничка на 4 месяце жизни: физические умения и навыки

К 4 месяцам грудничок осваивает навыки управления своим телом, интересуется игрушками, любит весёлые игры со взрослыми. Изменения происходят и в физиологии: налаживается работа желудочно-кишечного тракта, а колики остаются позади.

Педиатры говорят о том, что без помощи родителей и их постоянного внимания, полноценное развитие малыша невозможно. Поэтому мамам и папам полезно знать о том, что должен уметь делать ребёнок в 4 месяца и как его развивать.

Физиологические особенности малыша на 4 месяце жизни

В среднем вес малыша на 4 месяце составляет около 6100-6700 граммов, а рост — в пределах 61-63 сантиметров.

Начиная с этого важного четырехмесячного «порога», малыш перестанет так интенсивно прибавлять в весе, как это было ранее. Каждый месяц теперь добавка будет немного меньше, чем в предыдущем. Прибавка в весе за 4 месяц равняется примерно 600 грамм, в росте — в среднем 2 сантиметра.

Начиная с 4 по 6 месяц жизни, органы малыша развиваются разными темпами. За счет этого пропорции тела крохи гармонизируются: голова уже не кажется (и не является) больше, чем грудная клетка. Уходит дисбаланс, и малыш становится более пропорциональным. Ножки выпрямляются, удлиняются, становятся более крепкими. Начинают активно расти волосы, при этом меняется также цвет и структура волос. Тот пушок, с которым кроха родился, выпадает, уступая место новым волосикам.

Зрение. К 4 месяцу у малыша завершается формирование зрения, поэтому ребенок способен самостоятельно переводить взгляд с одного предмета на другой и уже не просто смотреть на предмет, а рассматривать его в деталях, как взрослый.

В это время косоглазие должно проходить. Ранее зрение малыша позволяло ему четко различать предметы на расстоянии 30 — 40 сантиметров от него. Теперь же к концу 4 месяца жизни кроха может хорошо видеть на расстоянии 3,5 метров.

Не забудьте о том, что для предотвращения близорукости и других болезней освещенность на уровне глаз лежащего ребенка, особенно при игре с игрушками, должна быть достаточно хорошей. Малыш умеет синхронно поворачивать голову и переводить взгляд на 180 градусов. Проверить это проще при нахождении ребенка в вертикальном положении на руках у взрослого.

Слух. При появлении различных посторонних звуков ребенок 2–3 секунды прислушивается, затем поворачивает голову, находит газами источник звука, если он удален от него не более чем на 2 метра, и рассматривает его. На музыку малыш реагирует по разному: при звуках быстрой ритмичной музыки, проявляет радость улыбкой, звуками и оживленными движениями рук, ног и туловища.

В подражание поющему родителю, ребенок может издавать звуки, «петь», радостно поглядывая на взрослого. После окончания ритмичной музыки, оживление ребенка сохраняется еще некоторое время. При звуках колыбельной ребенок успокаивается, слушает поющего, движения ребенка заторможены.

Время суточного сна уменьшается, а периоды бодрствования увеличиваются. Для правильного развития ребенка следует придерживаться четкого режима.

Таким образом, малыш будет с аппетитом кушать, хорошо спать и во время бодрствования будет весел и полон сил. Иногда детки могут порадовать маму с папой возникшей способностью спать три раза днем и по 10 — 11 часов не просыпаясь ночью.

В отличие от 3 месяцев, ребенок обычно первым идет на контакт со знакомым человеком. Как только увидит родителя, первым начинает гулить и лепетать. Ребенок обижается и огорчается, если его стремление к общению не находит ответа. Если вы разговариваете с ребенком, а затем прекращаете контакт, то он реагирует на это негативно. Ребенок начинает плакать, возмущаться, смотреть вам вслед.

Физические умения и навыки: что должен делать малыш в 4 месяца?

С каждым месяцем мышцы ребёнка укрепляются, поэтому он постоянно учится чему-то новому. Несмотря на то что все дети развиваются в индивидуальном темпе, есть общие критерии, по которым врачи определяют, не отстаёт ли кроха от сверстников:

  • лёжа на животе самостоятельно удерживает голову, опирается на ладошки и приподнимает верхнюю часть туловища;
  • может переворачиваться со спины на живот и со спины набок (в пределах нормы этот навык может появиться ближе к 5 месяцам);
  • лёжа на спине пробует поднять голову и тело (это первые попытки крохи сесть);
  • манипулирует руками (может осознанно хватать интересующий предмет и удерживать его);
  • высоко поднимает ноги в положении лёжа на спине (например, для того чтобы поиграть с ними);
  • отталкивается от твердой поверхности пальчиками на ногах, когда малыша держат за подмышки;
  • хватает и удерживает предметы 20-30 секунд. У крохи уже должно быть понимание, что при движении погремушки она будет издавать звуки;
  • активно участвует в кормлении: малыш стремится поддерживать бутылочку или держаться за грудь;
  • тянется и трогает окружающие предметы, осознанно засовывает пальцы в рот;
  • раскрывает ладошки и разжимает пальчики;
  • умеет садиться, когда его приподнимают за ручки. На данном этапе развития усердствовать с высаживанием не стоит, так как позвоночник все ещё только укрепляется.

Двигательная активность. На 4 месяце, малыш в положении на животе уже уверенно держит голову перпендикулярно поверхности и смотрит вперед и в стороны перед собой. С возраста 4–4,5 месяца за счет опоры на руки (предплечья) поднимает не только голову, но и грудь. Может уже в большей степени опираться на одну из рук. К этому времени ребенок должен самостоятельно переворачиваться со спины на бок.

Переворот тела непроизвольный, он следует за случайным поворотом верхней или нижней части тела в сторону, например, когда лежа на спине малыш тянется за игрушкой, находящейся в стороне от средней линии тела.

В первое время такой поворот осуществляется в «незрелой» форме – ребенок переворачивается всем туловищем сразу, без его скручивания в позвоночнике. При этом иногда случайно может перевернуться и на живот.

К этому возрасту начинает проходить гипертонус рук, поэтому ладошки малыша большую часть времени раскрыты, а не зажаты в кулаки. Гипертонус ног может сохраняться до пяти месяцев.

Что должно насторожить родителей?

Каждый ребенок склонен к своему индивидуальному развитию. Поэтому у одних детей перечисленные способности возникают раньше, у других проявляются позднее. Это не всегда является поводом для беспокойства, но стоит знать отсутствие каких умений должно привлечь внимание. Тревожными знаками являются отсутствие:

  • Хватания и удержания даже самых легких предметов в ручке.
  • Попыток перевернуться на живот или неудачные стремления.
  • Начальных поднятий на ручках в положении лежа на животе.
  • Уверенного держания головы, когда малыша приподнимают за ручки.
  • Элементарных эмоций и реакций на внимание, разговоры и игры: удивления, восторженности, грусти, улыбок, смеха.
  • Уверенной стойки на пальчиках ног, если кроху придерживая поставить.

к содержанию ↑

Прививки и осмотр специалистов в 4 месяца

С 1 января 2018 года вступил в силу новый приказ «О проведении профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» № 514н от 10 августа 2017 года. Он пришёл на смену приказу 2012 года, в котором для каждого возраста ребёнка был прописан список врачей и дополнительных исследований, которые должны быть бесплатно сделаны ребёнку.

Так в 4,5 месяца малыш проходит о смотр педиатра в медицинском учреждении и получает прививки по «Национальному календарю»:

  • Вторая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка;
  • Вторая вакцинация против гемофильной инфекции (группы риска);
  • Вторая вакцинация против полиомиелита;
  • Вторая вакцинация против пневмококковой инфекции.

Кормление грудничка в 4 месяца

В этом возрасте материнское молоко остается необходимым и незаменимым для ребенка, количество и качество грудного молока полностью удовлетворяют потребности ребенка. Следуя мировой практике вскармливания грудных детей, в возрасте 4 месяцев основным видом питания остается материнское молоко (или смесь для искусственников). Его суточная норма потребления вырастает до 800-900 грамм, а интервалы между кормлениями составляют 3-4 часа.

Днем малыш должен кушать 5-6 раз и съедать в один присест около 120-140 грамм молочка. Этого количества вполне достаточно для того, чтобы обеспечить стремительно растущий организм комплексом жизненно важных витаминов, минералов, белков, жиров и углеводов.

Если по определенным причинам грудного молока стало не хватать, оно уже неспособно удовлетворять аппетит вашего крохи или педиатры диагностировали признаки проявления у него малокровия, стоит задуматься о методах усиления лактации или о введении прикорма.

Также педиатр может назначить ребенку витамин Д. Он участвует в правильном формировании костей, профилактике рахита. Обычно витамин Д назначается с сентября по май, точную дозу вам подберет педиатр.

Уход за 4 месячным ребенком

Нужно завести правило умывать каждое утро личико, а глаза крошки протирать смоченными тёплой водой тампонами. Уши и нос младенца удобно чистить специальными ватными жгутиками. Поскольку крошки становятся намного активней, им следует аккуратно срезать ноготки, чтобы они ими не поранились. Ванные процедуры никто не отменял. Продолжайте ежедневные умывания, подмывания, купания.

Появившиеся волосы также требуют тщательного ухода, поэтому мыть их необходимо регулярно. Казалось бы в месячном возрасте можно обойтись сменой подгузников и подмыванием, но подобное мнение грубая ошибка, ухаживать необходимо за всем телом малыша включая головку с волосами.

На этом сроке у многих деток начинают появляться зубки, в связи с чем появляется повышенная активность слюнных желёз. Когда выделяется слишком много слюны, то на подбородке может даже появиться сыпь. Не забывайте чаще мыть ребенку личико, в особенности подбородок. Чтобы не было раздражения и опрелостей, коже малыша нужно дать некоторое время контактировать с воздухом, оставляя открытыми его ножки и ягодицы.

Развитие ребенка в 4 месяца с помощью игр и общения

Многие родители пренебрегают общением с малышом, аргументируя это тем, что он ничего не понимает и не отвечает. Наоборот, активные беседы с крохой помогут ему быстрее научиться выговаривать цельные слоги, переходящие потом в цельные слова «мама», «папа», «баба». А умышленное молчание с ним лишь замедлит этот процесс. Итак, полноценному развитию малыша способствуют:

  • Общение и разговоры. Можно даже не делать этого специально, а просто носить малютку с собой и постоянно комментировать свои действия, разговаривать с ним.
  • Погремушки – яркие, содержащие не более 3–4 цветов. Пестрота его лишь утомит.
  • Книги. Малыш с удовольствием будет слушать сказки, прочитанные с интонацией и мимикой. Можно купить специальные обучающие издания, подходящие для этого возраста. Очень полезны стихи. Доказано, что детки, которым читали стихи в таком юном возрасте, обладают хорошей памятью и слухом, им легко даются иностранные языки.
  • Массаж и гимнастика.
  • В отношении приспособлений типа ходунков или прыгунков – их применять ещё рано по той причине, что позвоночник и мышцы спины ребенка не окрепли и не готовы к такой нагрузке. Лучше подождать до 6 месяцев.
  • Очень популярны развивающие коврики для детей. Их можно изготовить самим из кусков поролона и ткани. Должно получиться наподобие матраца. А «оснастить» это чудо можно чем угодно. Например, пришить пуговицы, бусинки, кусочки тканей, различных по фактуре и т.д. Такие коврики – это не только развлечение, но и тренировка мелкой моторики, которая влияет на мозговую деятельность.

Различные игры: «Ку-ку» (вы прячетесь за своими ладонями), «Сорока-ворона», «Ладушки-ладушки», «Коза рогатая» и т. д. Главное – чтобы малышу было интересно (подробности на видео). Можно устроить импровизированный кукольный театр: детям нравится следить за зверюшками, у каждого из которых своя интонация, тембр и ритм. В дальнейшем они будут пытаться воспроизводить эти звуки.

Любые игры этого возраста являются продолжением предыдущих игр. С их помощью малыш учится управлять своими ручками и правильно захватывать предметы. У малыша в 4 месяца идет активное развитие захвата предметов разной формы. Для игры используют предметы прямоугольной и треугольной формы. Можно заменить их брусками и пирамидками. Каждого предмета понадобится по три штуки. Ребенка выкладывают на живот, а перед ним кладут одну игрушку в форме прямоугольника.

Он сразу же заинтересуется ею и захочет взять в руки. После того как он взял игрушку в руки, перед ним выкладывают еще один точно такой же прямоугольник.

Малыш наверняка бросит первую игрушку и станет изучать вторую. После этого достают и третий прямоугольник. Пусть ребенок играет столько, сколько захочет. Продолжают игру на следующий день.

На трети й день возле знакомых ребенку прямоугольников размещают треугольник. Новый предмет должен его заинтересовать. Также добавляют второй и третий треугольники. Проводится игра 3 или 4 дня, потом нужно сделать перерыв и вернуться к ней через неделю.

Таким образом, не переставайте общаться и играть с малышом: изменяйте тембр, громкость и интонации голоса. Чаще называйте кроху по имени, прихлопывайте в ладоши в такт музыке, пойте песенки и рассказывайте стихи с выражением, наблюдая за реакцией ребенка!

Источники:

http://www.2mm.ru/malysh/razvitie-rebenka/1220/uroki-rechi-mesyac-4

http://child-blog.ru/children/razvitie-rebenka-ot-0-do-1-goda/razvitie-grudnichka-na-4-mesyatse-zhizni.html

http://vse-pro-detey.ru/razvitie-malchika/

Ссылка на основную публикацию