Воспитание вежливости у ребенка: с чего нужно начинать обучение и полезные советы родителям

Можно ли воспитать вежливость

Многие родители согласны с тем, что ребенок должен быть вежливым и уметь вести себя в обществе. Вежливость – это неотъемлемое качество любого воспитанного человека. Это слово восходит к старинному слову «вежа», что означает знатока, то есть человека, который знаком с правилами приличия, умеет быть доброжелательным по отношению к посторонним людям.

Требования быть вежливым встречается во многих современных культурах, и русская традиция не является в этом плане исключением. С малых лет мы учимся на примере старших использовать вежливые слова. Мы привыкаем думать о чувствах собеседника и смягчать резкие высказывания и мнения. Все это называется воспитанностью и всячески поощряется.

Вежливость не ограничивается употреблением к месту «волшебных» слов типа «здравствуйте», «спасибо» и «пожалуйста». Разумеется, они тоже важны, но это всего лишь верхушка айсберга и далеко не самый сложный аспект вежливости. В глубоком же понимании вежливость – это не только внешние проявления этикета, но и поступки, свидетельствующие об уровне внутренней культуре каждого человека.

По действиям человека можно судить о том, склонен ли он к вежливости или хамству и эгоцентризму. По-настоящему вежливый человек умеет быть доброжелательным ко всем людям, а не только к тем, кто нравится лично ему. Невежливость – это синоним нашего неуважения к чувствам и мнениям собеседника. Разумеется, такое отношение обижает и приводит к различным проблемам в человеческом общении.

Родители могут по праву гордиться вежливым ребенком. Но как воспитать в нем это качество?Первым делом нужно дать малышу представление о том, как принято вести себя в обществе, показать ему основные правила и нормы.

Допустим, в театре не нужно шуметь и шуршать фантиками, чтобы не мешать остальным зрителям наслаждаться спектаклем и не демонстрировать своего неуважения артистам. В магазинах, офисах и поликлинике нельзя бегать и кричать. Играя во дворе, нужно уметь договариваться с другими детками, а не «тянуть одеяло на себя», требуя исполнения только своих желаний.

И с такими прописными истинами ребенка следует знакомить с самого раннего детства, не откладывая в долгий ящик. Потом наверстать упущенное будет невероятно сложно, и на выходе мы получим невежливого школьника и хамоватого взрослого, которому абсолютно наплевать на других людей. В общем, давайте уроки вежливости как можно раньше, чтобы потом не краснеть за собственного невоспитанного отпрыска.

Как учить? На своем собственном примере! Ведь родительские поступки действуют на ребенка лучше тысячи самых правильных и красивых слов о вежливости. Поэтому тщательно следите за своим поведением и при любом удобном случае демонстрируйте желаемые модели. Хотите, чтобы малыш благодарил за подарки или услуги? Не забудьте сами сказать «спасибо»! Постепенно ребенок начнет вам подражать, естественно копируя ваше поведение. Можете вместе с ним проанализировать различные ситуации, с которыми сталкиваетесь в повседневной жизни. Причем, это могут быть как положительные, так и отрицательные примеры.

Детство – это то время, в котором человек растет и развивается во всех смыслах, душевно и физи .

Вежливость не должна приберегаться для особых случаев типа похода в гости. Ребенок должен осознать, что быть дружелюбным и воспитанным следует всегда вне зависимости от торжественности момента и количества свидетелей. Объясните, что со сверстниками можно общаться несколько свободнее, чем с взрослыми людьми.

Приведем здесь несколько простых, но действенных советов, которые помогут вам научить сынишку или дочку такой необходимой вежливости.

  • Не забывайте о словах вежливости там, где они уместны.
  • Провоцируйте ребенка на вежливость. Например, не откликайтесь на просьбы без слова «пожалуйста». Постепенно малыш привыкнет употреблять эти фразы чисто автоматически, не задумываясь о том, как это нужно делать.
  • Демонстрируйте свою вежливость. При необходимости поблагодарите за ребенка, а в следующий раз он это сделает сам, без лишних напоминаний.
  • Объясняйте малышу нюансы. Допустим, здороваться нужно не при каждой встрече с человеком (их может быть много в течение дня), а при первой.
  • Будьте вежливы в общении с ребенком!

Отдельное внимание стоит уделить такому полезному и необходимому в жизни умению, как умение признать свои ошибки и попросить прощения. Детям бывает очень сложно это сделать, так как они эгоцентричны по своей природе и не всегда могут понять другого человека. Но постарайтесь, чтобы в процессе обучения малыш не начал отождествлять извинения с негативной оценкой самого себя. Нельзя ставить знак равенства между «я не прав» и «я плохой», это чревато разнообразными проблемами и комплексами.

Объясните ребенку, что извинения – это не признак трусости или слабости. Это всего лишь признание собственных ошибок, на которые каждый человек имеет право. И вовсе не обязательно, что человек, перед которым он извинится, станет думать о нем хуже или смеяться над ним. Если это, конечно, воспитанный и вежливый человек, а с другими и общаться не стоит.

Малыши (да и дети постарше) часто вмешиваются в разговоры взрослых, перебивают их. Это тоже не является признаком хорошего воспитания, от подобной манеры поведения нужно отучать. Но сначала попытайтесь понять, зачем ребенок лезет в разговоры. Может, ему не хватает внимания взрослых? Или это проявление ревности? Возможно, у ребенка какие-то психологические проблемы.

Повышенная разговорчивость, нетерпеливость, суетливость и нервное напряжение характерны для деток с синдромом гиперактивности. И здесь уже может потребоваться консультация психолога, который посоветует, как скорректировать поведение ребенка.

Чтобы отучить свое чадо влезать в беседы взрослых, попробуйте сделать так:

  • Если ребенок хочет что-то сказать, остановите его и попросите запомнить, пообещав, что выслушаете его чуть позже.
  • Не стыдите ребенка за его поступок!
  • Покажите, как можно вежливо прервать разговор. Например, «Простите, пожалуйста, за то, что я прерываю, но…». Только следите, чтобы малыш не пользовался этим приемом слишком часто. Оставьте его для случаев, когда ваше внимание ребенку действительно необходимо, и дело не терпит отлагательства.
  • Не прерывайте сами чужих разговоров, дожидайтесь пауз. Это касается и ситуаций, когда разговаривают дети!
  • Помните, что чем меньше ребенок, тем сложнее ему сдерживаться. Поэтому делайте скидку на возраст и не требуйте от малыша невозможного.
  • Поощряйте хорошее поведение и выполнение правил.

Преподносите правила вежливости не просто так, в виде непонятных и оторванных от реальности нотаций, а при наличии конкретного повода. Тогда они и запомнятся лучше. Объясняйте, почему следует вести себя именно так. И не слишком усердствуйте с запретами.

Раннее детство, предшествующее поступлению в школу, является наиболее благоприятным периодом для про .

Проще всего учить ребенка вежливости в виде веселой и доступной игры. Например, приобретите хорошую, красочную книжку на эту тему. Хорошо подойдут произведения Барто, Маршака и Кондратьева, у этих авторов есть замечательные стихи о вежливости, котрые не потеряли актуальности и по сей день. Читайте стихи и рассказы вместе с малышом, отвечайте на вопросы, рассматривайте картинки. В силу возраста ребенок не способен воспринять и «уложить в голове» абстрактную информацию. Здесь-то на помощь придут образы и близкие малышу персонажи, на примере которых он может постигать науку быть вежливым и внимательным к другим людям. Не забывайте обсудить прочитанное, чтобы убедиться, что ребенок все понял правильно, и у него не осталось вопросов.

Хорошим способом объяснить правила вежливого общения будет домашний театр. Пусть в роли актеров выступят любимые игрушки. Разыгрывайте вместе с малышом различные ситуации, с которыми он может столкнуться в реальном мире. Наблюдая за героями, малыш неосознанно будет проецировать ситуацию на себя.

Одним словом, вежливость – это то, чему ребенка должны научить мама и папа. Научить собственным примером, разговорами, объяснениями и ответами на вопросы. И начинать подобные занятия стоит с ранних лет, чтобы малыш вырос в по-настоящему вежливого человека.

Как воспитать ребенка вежливым? Вежливый ребенок

В этой статье мы дадим подсказки и рекомендации для родителей, связанные с воспитанием вежливых детей и ответим на вопрос: как воспитать вежливого ребенка?

Первое правило воспитания вежливости

Чтобы воспитать ребенка вежливым, нужно в первую очередь быть вежливым самим. Родители для ребенка пример во всем. Преподать малышу уроки вежливости представляется возможность постоянно: на улице вы спросили у незнакомого прохожего, ко­торый час; в очереди в магазине вы разговорились с соседкой, которую знаете не очень хорошо; вы вежливы и предупредительны с продавщицей; вы любезны с регистратором в поликлинике, который никак не может найти карту вашего ребенка; вы, естественно, вежливы с няней в детском саду.

И наоборот, ребенку очень трудно стать вежливым и интеллигентным, если вы сегодня приняли активное участие в склоке у прилавка магазина, завтра будете ругаться в трамвае, как грузчик, а послезавтра отвернетесь от соседки по подъезду и скажете ей в спину презрительное «фе!».

Второе правило воспитания вежливости

Обучать вежливости следует с чувством такта. Сама вежливость предполагает это. Не следует набрасываться на ребенка и упрекать его: «Опять ты не сказал мне «с легким паром!» Или: «Сейчас же поздоровайся с тетей, паршивец!» После таких наскоков ребенок, конечно же, пожелает вам традиционное «с легким паром!», но всякий раз будет вспоминать про тот эксцесс, и пожелание будет сопровождаться легким вздрагиванием его маленького сердца.

Как быть с пресловутым пожеланием «будь здоров!»?

Известно, что эту фразу (кстати, как заклинательную формулу) говорят после того, как кто-то чихнул. Одни родители учат ребенка непременно говорить это пожелание; другие поучают, что тактичнее было бы промолчать, сделать вид, что никто не чихал.

Бывает, что эти два поучения становятся известны ребенку, и он пребывает в растерянности: желать или не желать вслух этому человеку здоровья.

Ответ прост: принимать решение по ситуации. Если чихнул на улице незнакомый человек, ребенку вовсе не обязательно выбираться из песочницы и вкрадчивым голосом говорить: «Будь здоров, дядя!». Также и в транспорте, и в школе, и в аудитории (где вообще-то не принято чихать; а нужно старательно потереть спинку носа). Но ближайшему родственнику дома и на улице, а также товарищу или соседу вполне можно пожелать здоровья.

Третье правило вежливости

Никогда не следует поучать ребенка вежливости на людях, а тем более укорять его за то, что он забыл сказать «до свидания!». В противном случае вы как бы заостряете внимание присутствующих на том, какой невоспитанный ваш ребенок. Малыш, естественно, чувствует это, понимает, какой он плохой – опять забыл. Его начинают мучить угрызения совести, развивается отношение к себе как к человеку ущербному, неполноценному. Да и к вам, порицающим, у малыша не возникает положительных эмоций.

Воздействуйте личным примером. Прощаясь с кем-то, скажите «до свидания!».

Постепенно, имея перед собой пример, достойный подражания, ребенок научится вежливости. Вежливость, как всякая наука, не постигается сразу. А врожденной вежливости не бывает.

Научите ребенка «не влезать» в чужой разговор; научите не перебивать вас, когда вы говорите. И сами не перебивайте малыша, если он начал говорить, – хотя бы он и нес совершенную околесицу.

Еще раз хочется напомнить: не делайте ребенку грубых замечаний, найдите доброе слово. «Добрая» дорожка много короче «злой».

Оставшись с ребенком наедине, вы, конечно, с известной степенью ласковости объясните ему, какие «невежливости» он допустил. И в другой раз укажете на его «проколы» тет-а-тет.

Иной ребенок все сразу поймет правильно, а иной поймет совсем другое: мама делает замечания наедине, а на людях замечаний не делает, значит, в присут­ствие посторонних можно стоять на голове, — что многие дети и проделывают. Что ж, в таком случае можно сделать замечание и на людях, а можно отвести ребенка в уголок и там переговорить без свидете­лей. Есть и иной вариант: вы просите хозяина дома сделать соответствующее замечание. Уж к словам хозяина дома ваш ребенок обязательно прислушается (вспомните: в своем отечестве пророка нет).

Но тут нужно подчеркнуть: вы сами должны попросить хозяина дома делать замечания. Некоторые хозяева из чувства такта молчат, когда чужой ребенок метит молотком в их компьютер; между тем сердце у них кровью обливается, а на губах едва держится кислая улыбка.

Воспитание в ребенке вежливости – дело серьезное и ответственное. Не относитесь к этому легкомысленно. Воспитав ребенка в пределах норм вежливости, вы облегчите жизнь себе – поскольку избежите повседневной нервотрепки; и облегчите жизнь своему ребенку – ведь ему жить среди людей, ему находить к людям подходы и с помощью этих людей решать какие-то свои проблемы. Никто не захочет человеку помочь, если он невежа.

Воспитание вежливости у ребёнка.

Светлана Ставская
Воспитание вежливости у ребёнка.

Вежливые и воспитанные дети умиляют и нравятся всем. А что такое вежливость и зачем ребенку необходимо учиться быть вежливым с ранних лет? Английский естествоиспытатель и моралист Д. Леббок заметил: «Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом». Какие мудрые и верные слова! Как часто мы не находим взаимопонимания с людьми, искренне стремясь к этому. А всё потому, что не можем подобрать нужных слов, не умеем вести себя адекватно ситуации.

Вежливость не рождается сама собой. Ее воспитывают с раннего возраста в семье, в детском саду. А кому, как не родителям, воспитателям решать эту повседневную работу. Дети должны быть правильно воспитаны, чтобы их хорошо принимали в обществе, и чтобы в последующем за них не было стыдно родителям. Для этого необходимо обучить ребенка дошкольного возраста всем необходимым правилам вежливости. Вежливость должна стать для ребенка его естественным состоянием и привычкой. Если ребенок поймет, что можно, а что нельзя, следующим придёт и понимание правильного поведения в обществе. Яркую характеристику ребенка – невежи, который разладил отношения в семье, подарила нам в своем стихотворении «Медвежонок – невежа» Агния Барто, справедливо предположив, что «такие мишки есть среди ребят!».

Воспитывая вежливого ребенка, не забывайте сами быть вежливыми! Дети очень наблюдательны и восприимчивы, поэтому если они видят, что родители с уважением относятся к другим, скромны в жизни, порядочны в поступках, то постепенно, тоже, приобретают эти качества.

«Волшебные слова», часто употребляемые при общении в семье, являющиеся обязательным правилом легко запоминаются ребёнку. Вежливое общение между членами семьи должно быть своеобразным обязательным ритуалом. К примеру, научившись выражать благодарность родителям, воспитанный ребенок уже не забудет поблагодарить постороннего человека, или попросить его о чем-то употребив «пожалуйста». Такие же ситуации с напоминанием «волшебных слов» должны разыгрываться при приветствии и прощании. Постепенно у ребенка сформируется словарный запас вежливых слов и понимание, в каких ситуациях следует их употреблять. Кроме этого, восхищение окружающих от поведения ребенка, умеющего вести себя в обществе является дополнительным стимулом быть вежливым.

Следует помнить, что научить ребенка элементарным правилам вежливости необходимо до трех лет. В дальнейшем он уже будет осознанно понимать необходимость вежливого отношения к окружающим, и развиваться самостоятельно. Но, тем не менее, пример родителей, в любом возрасте очень важен.

Вежливость является обязательным условием формирование личности ребенка. Воспитание вежливости в детском возрасте – это непростая обязанность родителей и нельзя относиться к этому легкомысленно. Если ребенок с детского возраста будет расти в атмосфере взаимопонимания и вежливости, другая манера поведения будет для него недопустимой, а это позволит ребенку стать полноценным членом современного общества.

Самое важное в воспитании вежливости ребенка – ПОСТОЯННЫЙ ДОБРЫЙ ПРИМЕР. Взрослые дают детям «модели поведения, демонстрируют необходимость в любой ситуации придерживаться норм этикета, быть вежливыми. Современный подход к ребенку как к личности, нуждающейся в понимании, в уважении ее интересов и прав, делает проблему воспитания вежливости очень актуальной.

Важно, чтобы «этикетными» способами установления контактов с людьми владели в полном объеме, как родители, так и педагоги. В детском саду дети общаются друг с другом и педагогом от 7.00. до 19.00 часов в день. Во время общения происходит обмен способами и навыками общения, умениями ролевого речевого поведения. Ежеминутно в течение всего дня дети учатся у взрослых и друг у друга речевому поведению, характерным жестам, мимике, словечкам.

Не умаляя значения такого способа, как разъяснение детям правил этикетного поведения и необходимости их соблюдения, все же считаем, что самым действенным способом воспитания вежливости и речевого этикета после личного примера взрослых является ИГРА, особенно ролевая и театрализованная, «игра как способ практического осмысления» этикетных норм и применения знаков речевого этикета.

Велика также роль ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, которая дает образцы нравственности, «правильного» и «неправильного» речевого поведения.

Не следует умалять и роли ДИДАКТИЧЕСКИХ КАРТИН И КАРТИНОК в развитии словаря и связной речи ребенка, в усвоении им норм и способов общения.

Памятка для родителей и педагогов «Как помочь ребенку быть вежливым»

1. В обязательном порядке употребляйте вежливые слова сами в тех ситуациях, где они необходимы.

2. Убедите окружающих ребенка взрослых сделать использование вежливых слов нормой.

3. Покажите ребенку «волшебство вежливых слов: не выполняйте просьбы ребенка, например «дай мне», без слова «пожалуйста».

4. Сделайте для ребенка ситуации встречи и расставания как можно более естественными и разнообразными.

5. Здоровайтесь, прощайтесь и благодарите первыми, не дожидайтесь, когда об этом вспомнит ребенок.

6. Вместе с ребенком разработайте и утвердите обязательные правила вежливости. Например. Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые и т. п.

7. Учите вежливости вежливо!

Сценарий развлечения «Праздник вежливости» Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю всех вас на праздник доброты и вежливости. Начнем наш праздник с улыбки. Давайте все улыбнемся.

Конспект НОД «Путешествие в страну Вежливости» Программное содержание Образовательные задачи: • учить детей различать эмоциональные состояния по внешним признакам (мимика, интонация.

Конспект занятия по правовому воспитанию детей подготовительной группы «Право на воспитание в семье, права ребёнка» Программное содержание • Дать детям понятие о семье. • Сформировать у детей представление о семье, как об «островке безопасности» – гаранте.

Конспект занятия по правовому воспитанию детей подготовительной группы «Право на воспитание в семье, права ребёнка» Конспект занятия по правовому воспитанию детей подготовительной группы «Право на воспитание в семье, права ребёнка» Конспект занятия по.

Консультация для родителей «Воспитание ребёнка средствами родного языка и народного творчества» Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое.

Культурное воспитание ребёнка Культурное воспитание ребёнка должно начинаться очень рано, когда ребёнку ещё очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо.

Мероприятие «День вежливости» «День вежливости». Сценарий летнего развлечения для средней группы. Мероприятие проходит на детской площадке МБДОУ д/с № 129, г. Уфа Цель:.

Проект в старшей группе «Воспитание патриотизма через формирование духовно-нравственного отношения ребёнка к родному дому» Семья – источник вдохновения, Где рядом взрослые и дети, В семье от всех невзгод спасение, Здесь друг за друга все в ответе. О. В. Токмакова.

Родительское собрание (с помощью метода фасилитации) «Сенсорное воспитание-фундамент умственного развития ребёнка» ТЕМА: «Сенсорное воспитание – фундамент умственного развития ребёнка» Цель собрания: обогатить представления родителей об умственном развитии.

Уроки вежливости (продолжение) Литературная викторина. «Волшебные слова». (Вспомни, кто говорил эти волшебные слова). 1. «По щучьему велению, по моему хотению». (Емеля.

Источники:

http://www.idealdomik.ru/yenciklopedija-poleznyh-sovetov/deti-i-roditeli/kak-vospitat-rebenka-vezhlivym-vezhlivyi-rebenok.html

http://www.maam.ru/detskijsad/vospitanie-vezhlivosti-u-rebyonka.html

http://advicemama.ru/sovety-roditelyam/kak-byistro-vosstanovitsya-posle-kesareva-secheniya

Ссылка на основную публикацию